СОДЕРЖАНИЕ
Резюме. Матрица внешней политики России..............................3
1. Цель и принципы ее достижения.....................................4
2. Основные инструменты внешней политики.............................6
3. Управление внешней политикой......................................8
4. Тематическое содержание внешней политики..........................9
4.1. Энергетическая доктрина.........................................9
4.2. Международная безопасность.....................................13
4.3. Крах "режима нераспространения"................................16
4.4. Стимулирование экономической экспансии.........................18
4.5. Помощь в развитии и гуманитарные проблемы......................19
4.6. Защита прав граждан России и соотечественников.................20
4.7. Возврат российской собственности и культурных ценностей........21
4.8. Из ловушки "прав человека" - к обеспечению прав личности.......22
5. Объекты внешнеполитической деятельности..........................23
5.1. Государства: отделение суверенов от марионеток.................23
5.2. Глобальные корпорации..........................................23
5.3. Глобальные управляющие сети....................................24
5.4. Исламский мир: новый Коминтерн.................................24
5.5. Глобальная преступность........................................25
5.6. Прочие сетевые структуры.......................................26
6. Региональные направления деятельности............................26
6.1. Китай: сдерживание партнера....................................26
6.2. Постсоветское пространство: изживание хаоса....................28
6.3. США: защита от агонии сверхдержавы.............................31
6.4. Саудовская Аравия и Иран: скользкие ключи к исламу.............32
6.5. Европа: принципы корыстной глухоты.............................32
6.6. Япония: возвращение самурайского духа..........................35
6.7. Особые территории дальнего зарубежья...........................36
6.8. Остальной мир: точечные возможности............................37
Заключение. Оценки сроков и этапов восстановления влияния России..............................................................37
Резюме. МАТРИЦА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Российское государство должно со всей решительностью отка-заться от химеры ответственности перед кем бы то ни было, кроме своих граждан - и, проникнувшись этой ответственностью, подчи-нить интересам своих граждан все свои действия, в том числе в об-ласти внешней политики. Необходимо в полной мере использовать современный благо-приятный период: с одной стороны, колоссальные запасы свободных денег (сумма золотовалютных резервов м неиспользуемых остатков федерального бюджета к концу 2006 года превысит эквивалент 400 млрд.долл.), с другой - замешательство США, вызванное как внеш-ними, так и внутренними проблемами, бюрократический ступор Ев-росоюза и обострение цивилизационной конкуренции. Пассивные и слабые государства, не использующие возможно-сти интеллекта, обречены в этой ситуации на утрату своих позиций. Однако активная политика, опирающаяся на четкий анализ и сопря-женная с демонстрацией своей силы, способна кардинально увели-чить влияние России и тем самым создать необходимые предпосыл-ки для качественного улучшения ее экономического положения.
Направления и приоритеты российской внешней политики Китай Пост-сов. пр-во США Сауд. Аравия, Иран ЕС Япония Зоны рос-сийского влияния* Про-чие Энергетика ! + + + + Экономическая экс-пансия + ! + + + + + Коллективная безопасность + + ! + + Нераспространение + + + + Помощь в развитии + + + Защита прав россий-ских граждан + + + + Возврат российской собственности + + + +
Права личности + + * Кипр, Черногория, Израиль
Столбцы - региональные направления внешней политики России по мере убы-вания их значимости. Строки - содержательные направления внешней политики России по мере убывания их значимости. "+" - значимые для российской внешней политики направления "!" - приоритетные для российской внешней политики направления.
1. ЦЕЛЬ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ
Российская внешняя политика является одним из важнейших инструментов внутренней политики. Объективно обусловленная цель внешней политики - обеспечение максимально благопри-ятных условий и создание дополнительных ресурсов для собст-венного, внутреннего развития страны, на данном этапе - ее мо-дернизации. Определение характера, конкретных задач и этапов модерни-зации не входит в задачи данного доклада. Пока общество не выра-ботало консенсуса по этому вопросу, внешняя политика может су-ществовать лишь в виде наиболее общих основных принципов и на-правлений. Основные принципы внешней политики России: 1. Внешняя политика должна максимизировать выгоды для всего российского общества в целом. При противоречии меж-ду краткосрочными и долгосрочными интересами в современных условиях наличия существенного "запаса прочности" приоритет принадлежит долгосрочным интересам. Следует со всей решимо-стью отказаться от вызванного отсутствием целей "ситуационного реагирования" и подчинения внешней политики страны частным ин-тересам отдельных коммерческо-бюрократических групп, а то и лиц. 2. Разумный эгоизм. Пока Россия остается относительно сла-бой, не доминирующей в глобальном масштабе страной, она должна исходить исключительно из своих собственных интересов. Несмотря на безусловное наличие общечеловеческих ценностей, гуманитар-ных принципов и сочувствия к другим странам и народам Россия должна исходить из абсолютного примата национальных интересов, сознавая, что в современном мире сочувствия и жалости заслужива-ет прежде всего ее собственный народ, а российское государство не-сет ответственность исключительно перед ним, но ни в коем случае не перед другими народами. Россия должна осознать свою слабость и отказаться от попы-ток урегулирования глобальных процессов: у нас нет для этого ре-сурсов и (по крайней мере, в ближайшие годы не будет) понимания, в результате чего претензии на роль участника решения глобальных проблем мы будем обречены таскать для других каштаны из огня. Россия должна сосредоточиться на решении собственных про-блем и рассматривать внешнюю политику преимущественно как ин-струмент решения этих проблем. Ради сбережения ресурсов следует самоустраняться от действий, которые не приносят нам конкретной выгоды и находятся за пределами наших интересов. Следует отказаться от выполнения невыгодных обязательств во всех случаях, когда это возможно (например, в силу коррупцион-ного характера заключения соответствующих договоров). Должен быть установлен абсолютный приоритет националь-ных законов перед международными, означающий закрепление ес-тественного доминирования интересов России над интересами ее стратегических конкурентов. Этот принцип, являющийся необходи-мым условием обеспечения национального суверенитета, де-юре действует в США и де-факто - в ЕС (неявно, так как общеевропей-ское законодательство формально международное). 3. Конструктивный реваншизм. На протяжении последних 18 лет наша страна последовательно отказывалась от своего влияния в мире, подрывая тем самым ресурсную базу своего развития. Любое стремление к модернизации объективно требует расширения сферы российского влияния. В частности, российский рынок даже при ус-ловии разумного протекционизма неприемлемо узок для целого ряда российских же производств. Без выхода на внешние рынки целые отрасли - например, гражданское авиастроение и производство оборудования для атомных электростанций - не смогут существо-вать. А устойчивый контроль за внешними рынками высокотехно-логичных товаров требует политического влияния на соответст-вующие общества. Важнейшими направлениями экспансии России должны стать создание в каждой из значимых для нас стран разветвленной инфра-структуры политического влияния и, при возможности, прямой кон-троль российского бизнеса за хозяйственной инфраструктурой зна-чимых для нас стран и наиболее важными для них отраслями их экономик. 4. Балансирование интересов. Будучи слабым субъектом гло-бальной конкуренции, Россия не может сегодня противостоять ни одной из развертывающихся в мировом масштабе экспансий - финансово-экономической Запада, идейно-религиозной ислама и эт-нической Китая. Потому Россия должна поддерживать такое равно-весие между ними, при котором эти экспансии будут двигателями ее развития, а сама она не будет зависеть ни от одного из их источни-ков или, в крайнем случае, будет зависеть от них одинаково. Более важной целью является сохранение максимальной сте-пени свободы, так как попадание России в преобладающую зависи-мость от одного из источников экспансий нарушит глобальное рав-новесие и создаст предпосылки для поглощения им России. Основными принципами стратегии России должны стать: уравновешивание экспансий, то есть организация объе-динения двух слабейших источников экспансии для сдер-живания сильнейшего с последующей организацией по-средничества между ними; сдерживание экспансий, то есть объединение усилий объ-ектов экспансий, особенно доминирующей экспансии, для их самозащиты, с последующим многоуровневым посред-ничеством между ними и источниками экспансий. Поскольку главной экспансией сегодня продолжает оставаться американская, Россия должна не мешать США истощать самих себя, но, напротив, всячески затягивать их в непосильную для них сегодня роль "глобального полицейского". Максимально жестко сталкивая их с Китаем и исламским миром, Россия сама должна выскальзывать из любых форм прямого (а лучше - и непрямого) противостояния. 5. В рамках и по мере выполнения первых четырех принципов российская внешняя политика должна обеспечивать добрососедст-во, позволяющее минимизировать усилия по достижению целей внешней политики, в частности, снижать расходы на оборону и тем самым высвобождать ресурсы для экономического и социального развития. 6. Разнообразие: внешняя политика должна учитывать разно-образие современного мира и согласованно применять разнообраз-ные специальные инструменты взаимодействия с самыми разными реальными субъектами глобальной политики.
2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Агрессия НАТО против Югославии 1999 года и последующие военно-террористические операции (11 сентября 2001 года, времен-ная "покупка" Афганистана у талибов, хаотизировавшее Ирак свер-жение С.Хусейна) свидетельствуют о резкой утрате значения меж-дународного права. Оно еще применяется в частных спорах, однако при решении ключевых вопросов доминирует прямое и грубое право силы, причем дипломатия низведена до роль простого оформителя результата применения или угрозы применения силы. Соответственно, внешняя политика должна быть направлена на изменение соотношения баланса сил России и ее конкурентов по значимым для России внешним проблемам. Ограниченность российских ресурсов должна компенсиро-ваться при этом их концентрацией на ключевых для России вопро-сах (которых для нее будет существенно меньше, чем для стран, пы-тающихся играть глобальную роль), а также разнообразием исполь-зуемых инструментов и способов их применения. Следует в полной мере осознать выдающийся урок Ирана, ко-торый весной-летом 2006 года смог так "размыть" администра-тивно-политические и интеллектуальные ресурсы США между це-лым рядом локальных кризисов и проблем, что у США не хватило для нападения для него именно управленческих возможностей. Традиционная дипломатия играла в этом важную, но вспомогательную роль, затягивая время и отвлекая силы американского государства на решение второстепенных проблем и разработку призрачных либо второстепенных возможностей. Помимо взаимодействия с руководством иных государств и межгосударственных организаций в рамках традиционной диплома-тии, следует создавать и использовать следующие основные инстру-менты внешней политики: использование ресурсов международных организаций и благотворительных фондов для замещения российских ресурсов при решении российских проблем; стимулирование экспансии российского бизнеса как средства укрепления российской экономики и расширения влияния России; формирование за пределами России национальных и транс-национальных политико-коммерческих лобби, зарабатывающих на выгодном для России сотрудничестве с ней, ассоциирующих себя с этим сотрудничеством, заинтересованных в нем и поэтому ориентированных на поддержку России (инвестиции в политиков выгоднее инвестиций в нефтяные поля, потому что политикам никогда не придумают альтернативы); создание пророссийского экспертного сообщества как ин-струмента влияния России; создание сетей постоянной коммуникации с ключевыми за-рубежными экспертами, влияющими на формирование на-циональных позиций и позиций глобальных корпораций как для взаимного информирования и предварительного обсуждения тех или иных действий, так и для влияния через них; систематическое и массовое обучение молодых представителей зарубежных элит и налаживание теснейших связей с перспективной политической молодежью; формирование российских (в основном русских, как не возни-кающих самостоятельно) диаспор за рубежом и сотрудничество с имеющимися; формирование инфраструктуры внутреннего воздействия на страны, представляющие наибольший интерес для России по наиболее важным для нее вопросам, в том числе и не являющейся сторонниками России и не ассоциирующей себя с ней; формирование общественного мнения и, главное, инструментов его создания - как глобального, так и регионального, так и общего, так и доминирующего среди каких-либо страт общества (наиболее важны управленческая, медиа- и бизнес- элиты, а также ключевые этноконфессиональные группы), касающихся как России в целом, так и конкретных важных для нее вопросов; формирование (в первую очередь средствами искусства и культу-ры) и продвижение за рубежом позитивного российского образа жизни (при этом данный образ должен дифференцироваться в со-ответствии с потребностями конкретных целевых аудиторий); обеспечение обороноспособности страны: сохранение стратеги-ческих ядерных сил как действенного инструмента сдерживания с учетом технологического прогресса, обеспечение способности армии вести два интенсивных локальных конфликта (в том числе с сетевыми структурами) одновременно в течение не менее года, надежная защита границ России к востоку от Урала, в том числе подавляющим преимуществом в огневой мощи; специальные структуры. Понятно, что указанные инструменты должны для наибольшей эффективности применяться комплексно. Они частично обеспечивают подготовку решений традицион-ной дипломатии, формируя их возможные рамки, однако чем даль-ше, тем больше будут становиться самостоятельным средством дос-тижения целей внешней политики.
3. УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКОЙ
Во внешней политике, как и в остальных сферах жизни обще-ства, нетерпима ситуация, при которой принятие всех важных реше-ний целиком и полностью сосредоточено в руках одного человека: практика показывает, что, какими бы ни были его достоинства, он просто технологически не может подменить собой государство. Существующие в настоящее время скомканные и разрознен-ные институты формирования и реализации внешней политики Рос-сии должны быть расправлены в рациональную политико-управленческую схему. Функции стратегического анализа и планирования, в том числе в области внешней политики, разумно, как это предполагалось на заре нынешнего президентства, сконцентрировать в Совете безопас-ности, работающем под руководством президента. В подготовке его решений наряду с представителями про-фильных ведомств и объединений российского бизнеса должно при-нимать активное участие развитое, разнообразное, структурирован-ное (в том числе для сопоставления разных позиций и подходов), патриотическое и при этом компетентное, находящееся в постоян-ном контакте со своими зарубежными аналогами экспертное сооб-щество. Министерство иностранных дел, оставаясь исполнительным органом, должен вернуть себе аналитические функции и, используя негосударственных экспертов, представителей заинтересованных ведомств и российского бизнеса, стать центром тактического анали-за и планирования точно так же, как Совбез должен стать центром стратегического анализа и планирования. Внешнеполитический блок администрации президента должен сконцентрироваться на техническом и информационном обеспече-нии деятельности президента и участвовать в работе Совбеза и МИ-Да только в этом качестве. Он не должен выполнять содержатель-ных функций, так как это неминуемо приведет к подмене им Сов-беза и дезорганизации его работы.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
4.1. Энергетическая доктрина Удорожание нефти носит фундаментальный, а не конъюнк-турный характер и отражает общую нехватку энергоносителей, с ко-торой мир может столкнуться в ближайшие 10-15 лет при сохране-нии современных темпов развития на современном технологическом базисе. Эта угроза не абсолютна; так, США могут в любой момент на-чать разработку битуминозных песков канадской провинции Аль-берта, рентабельную уже при цене нефти 30 долл./барр., что прибли-зит мировую цену нефти к этому уровню. Но США не используют эту возможность, так как дорогая нефть приносит сверхприбыли их нефтяным корпорациям и сдерживает их стратегических конкурен-тов - Евросоюз, Японию и, главное, Китай (отличие США от них - эмиссия мировой резервной валюты и наличие собственной нефти). Происходит постепенное огосударствление добычи энергоно-сителей и сегментация их мирового рынка (при котором даже част-ные корпорации продают их в первую очередь "своим", поставляя на открытый рынок "по остаточному принципу"). Поэтому удорожание энергоносителей превращает российские нефть, газ и уголь из коммерческого в стратегический, геополитиче-ский ресурс - главный ресурс России во внешней политике. Это тре-бует коренного переосмысления принципов и механизмов их ис-пользования. Прежде всего, надо отказаться от колониальных соглашений с глобальными монополиями, подписанных в первой половине 90-х годов и либо прямо нарушающих российские законы (как Каспий-ский трубопроводный консорциум), либо наносящих России непри-емлемый ущерб. К последним относятся соглашения о разделе про-дукции (СРП), по которым иностранные инвесторы получают прак-тически всю прибыль от добычи российских нефти и газа, а Россия не только полностью компенсирует их завышенные издержки на до-бычу своих полезных ископаемых, но еще и оказывается им должна! Формальные основания для отмены соответствующих согла-шений может дать расследование обстоятельств заключения данных соглашений. Вскрытие коррупционных мотивов их подписания рос-сийскими чиновниками (а трудно представить себе иные причины, по которым они могли пойти на настолько невыгодные условия) по нормам международного права - достаточное основание для призна-ния соответствующих сделок ничтожными. При освоении природных ресурсов следует обеспечивать максимальное влияние российского капитала - как частного, так и государственного. У России достаточно денег для самостоятель-ной реализации проектов любого масштаба; иностранцы должны допускаться лишь как носители отсутствующих у нас технологий и, желательно, при условии передачи этих технологий. Следует стре-миться к привлечению их на уровне отдельных специалистов и их групп, при невозможности ограничиться этим - на уровне специали-зированных фирм, решающих те или иные технологические задачи (вплоть до разработки инвестиционных проектов). В крайнем случае иностранный капитал может привлекаться в виде управляющих фирм, организующих реализацию инвестиционных проектов. Однако контроль за любым проектом и собственность на до-бываемые ресурсы при любых обстоятельствах должны оставаться исключительно национальными. Трубопроводный транспорт в силу своей стратегической зна-чимости должен оставаться в исключительной собственности госу-дарства. Доступ к трубопроводам должен быть равным и свободным для всех представителей российского государственного и частного капитала, но иностранный капитал как стратегический конкурент России не должен иметь к ним доступа. Договор к Энергетической хартии не может быть ратифицирован ни в каком виде. Сверхрентабельная добыча экспортного сырья (в первую оче-редь энергоносителей) в России должна идти в интересах общества - госкомпаниями или частным капиталом под контролем государства. Сфера реализации здоровой агрессивности частного бизнеса - окру-жающий мир, в первую очередь постсоветское пространство, кото-рое по крайней мере в наиболее стратегически важном, энергетиче-ском плане должно полностью принадлежать российскому бизнесу. Каждая тонна нефти, каждый кубометр газа, добытые на пост-советском пространстве (не говоря уже о самой России) любой ком-панией со значимым участием иностранного капитала (не говоря уже о полностью иностранных) - позор России, оскорбление ее на-циональных интересов и подрыв ее экономического, а в конечном счете - и политического суверенитета. Надо любой ценой и любыми способами не допустить реали-зации проектов газопроводов из Казахстана в обход России, отсе-кающий нашу страну от газа Туркмении и Узбекистана. Государство должно организовывать, направлять и всемерно поддерживать внешнюю экспансию частного российского бизне-са. Основной принцип - предоставление относительно дешевых рос-сийских энергоресурсов в обмен на стратегически значимую собст-венность. Механизм - созданные на "энергетические деньги" про-российские лобби, но не бесплодный и шокирующий энергетиче-ский шантаж, не говоря уже о разрушительных для России "газо-вых" и иных войнах. В силу высокого протекционизма развитых стран их освоение российским энергетическим бизнесом должно быть нацелено на ка-чественное повышение доходов за счет увеличения степени перера-ботки экспортируемой продукции и приближения к потребителям. Наиболее актуален прорыв "Газпрома" в распределитель-ные сети стран Евросоюза. Первоочередными целями, помимо Ве-ликобритании и Германии, должны стать Нидерланды (как ключ к Франции), Италия и Греция. Фундаментальная задача в сфере структурных преобразований - повышение степени переработки экспортируемой продукции. В 2005 году российский бизнес начал замещение экспорта сырой неф-ти по железной дороге более эффективным экспортом нефтепродук-тов: падение экспорта нефти на 5% сопровождалось ростом экспорта нефтепродуктов на 16%. Необходимо форсированное строительство комплекса нефтеперерабатывающих заводов для полного замещения экспорта сырой нефти по железной дороге и танкерами экспортом нефтепродуктов. Следует всемерное развивать нефте-, газо- и углехимию для максимально полного замещения экспорта сырья качественно более выгодным экспортом продукции его переработки. Интенсификация развития не отменяет необходимости освое-ния новых месторождений, в первую очередь Ямала и Штокмана, и восстановления масштабов геологоразведки, достаточных для ус-тойчивого развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в стратегической перспективе. С учетом оздоровления энергетического баланса страны в ре-зультате указанных мер нужен системный анализ экспортных обя-зательств, взятых на себя Россией и ее компаниями, и при необхо-димости - приведение их в соответствии с возможностями россий-ского ТЭК. Иначе возможна ситуации, при которой экспортные обя-зательства России будут выполняться за счет сокращения поставок на внутренний рынок с торможением, а то и дестабилизацией на-циональной экономики. Внутренние цены на энергоносители должны быть привя-заны к уровню жизни большинства россиян, а не жителей наибо-лее развитых стран мира (который отражают мировые цены). Их по-вышение возможно только по мере роста уровня жизни, причем не наиболее обеспеченных 12% населения, как сейчас, а всех россиян и, в первую очередь их беднейшей части. Обязательства по повыше-нию внутренних цен на газ, принятые в ходе переговоров с Евро-союзом о присоединении к ВТО под давлением российского газово-го лобби, должны быть немедленно отменены как подрывающие на-циональную конкурентоспособность. Формальное основание - фак-тический отзыв Евросоюзом своего согласия на присоединение Рос-сии к ВТО и одностороннее выдвижением им новых, ранее не обсу-ждавшихся в связи с присоединением к ВТО требований бесплатно-го пролета самолетов над Сибирью и ратификации Договора к Энер-гетической хартии. Переход к экспорту энергоносителей, а затем и остального сырья исключительно за рубли не только кардинально повысит значимость нашей страны в мировой экономике, но и трансформи-рует мировую финансово-экономическую систему в национальных интересах России. Доходы от экспорта сырья должны направляться на ком-плексную модернизацию страны: на возрождение ее управленче-ского, человеческого и производственного капитала на качественно новой, передовой технологической основе. * * * Обеспечение на этой основе обороноспособности страны и безопасности руководства - необходимое условие реализации описанной Энергетической доктрины, так как вызываемое ею из-менение баланса глобальных финансовых потоков в пользу России создаст для развитых стран соблазн насильственного возвращения к современной, колониальной эксплуатации богатств нашей страны.
4.2. Международная безопасность Право "вето" в Совете Безопасности ООН унаследовано Рос-сией у Советского Союза и не соответствует ее нынешнему состоя-нию. Поэтому Россия должна жестко противодействовать всем по-пыткам коренного реформирования ООН, так как они неминуемо приведут к ослаблению ее положения. В случае неизбежности тако-го реформирования она должна исходить из необходимости обеспе-чения глобального баланса сил (то есть, например, препятство-вать превращению в постоянные члены Совета Безопасности Гер-мании и Японии как развитых стран, объективно представляющих интересы Запада, и содействовать обретению этого статуса Ин-дией как незападной страной, при этом вдобавок заинтересованной в сдерживании экспансии как Китая, так и ислама). Однако наиболее значительной формальной трансформацией в области международной безопасности представляется вероятный переход НАТО от регионального расширения к глобализации, при которой она присвоит себе право произвольного военного вмеша-тельства в любой части света вне зависимости от позиции ООН. Ве-хой на этом пути станет включение в НАТО Японии (после расши-рения ее сил самообороны до полноценной армии, обладающей на-ступательными видами вооружений). Россия не может остановить расширение НАТО, однако долж-на внятно и однозначно трактовать это как недружественный шаг и ограничивать выгоды новых членов НАТО от сотрудничества с со-бой. Принимая необходимые меры по укреплению обороноспособ-ности, следует содействовать напряжению между новыми членами НАТО и их традиционными региональными оппонентами, разъясне-нию обществам новых членов НАТО различия между их интересами и интересами их элит, а обществам старых членов НАТО - того, что необузданное расширение организации будет оплачиваться из их кармана. Экспансия НАТО должна ненавязчиво поощряться Россией таким образом, чтобы эта организация была дезорганизована и обес-силена внутренними противоречиями. Попытки США играть роль "хозяина мира", особенно ярко проявившиеся в требовании согласовывать с ними любой космиче-ский запуск (и в присвоении права уничтожать чужие спутники по своему произволу), должны нейтрализовываться совместными дей-ствиями широкого и различного для каждой попытки круга стран. Россия может играть в этом кругу роль организатора, но никогда - главного действующего лица. Россия должна зорко следить за Китаем, чтобы не допустить военного выплеска его энергии ни на Тайвань, ни на собственные территории; непосредственным инструментом данного сдерживания должны выступать США или НАТО. Помимо подрыва глобальной стабильности, такой выплеск снизит энергетику китайского общест-ва (как снизило ее провальное нападение на Вьетнам в 1979 году) и облегчит ему процесс выравнивания накопившихся внутренних дис-пропорций, а значит, укрепит его глобальную конкурентоспособ-ность. Вместе с тем главные угрозы международной безопасности носят объективный характер. Прежде всего, созданный Западом после уничтожения им Со-ветского Союза мировой порядок не дает возможности развиваться и даже нормально существовать двум третям человечества, ставя их в невыносимые условия. "Международный терроризм" и массовая миграция, размывающая идентичность развитых обществ, - формы стихийного ответа на это нетерпимое положение. Заслуживает внимания позиция отдельных американских по-литологов, рассматривающих гражданское общество как основную силу, сдерживанием государства обеспечивающую стабильность общества, и исходящих из того, что в глобализированном мире стра-ны и группы стран занимают роль основных структурных элементов общества: есть страны-банкиры, страны-пролетарии, страны-менеджеры и так далее. Они рассматривают "международный тер-роризм" как стихийное, еще не полностью развившееся и проявив-шееся и в силу этого неизбежно уродливое проявление нарождаю-щегося глобального гражданского общества. Как и в случае тради-ционного, не над- а внутринационального общественного устройст-ва, это глобальное гражданское общество объективно призвано сдерживать глобальное государство, в роли которого выступают США как персонификация коллективного Запада. Однако, даже если это утешительное представление соответст-вует действительности, ждать вызревания глобального гражданского общества из разнообразных агрессивных сетевых структур - значит подвергать себя слишком большому риску. Россия должна сделать все (от формирования своего имиджа до прямых контактов), чтобы не стать объектом "приложения сил" "международного террориз-ма", в том числе и в качестве "слабого звена" в цепи сателлитов За-пада. Вторую системную угрозу международной безопасности соз-дают глобальные сети. Первоначально формируемые государствами в качестве их "продолжений", они "отвязываются", отделяются, ос-вобождаются от них и начинают реализовывать собственные цели. При этом мы видим, как, действуя через структуры тех или иных го-сударств, даже очень сильных, они иногда реализуют цели, прямо противоположные интересам этих государств, манипулируя в своих интересах связанными с ними значительными фрагментами государ-ственных аппаратов. Эмансипируясь от государств, они освобожда-ются от контроля соответствующих обществ и от ответственности перед ними; с другой стороны, они лишаются возможности исполь-зовать мощный аналитический потенциал государств, что резко снижает уровень их совокупного "интеллекта". В результате совре-менные глобальные сети становятся разрушительными факторами современного мира; ставший привычным, например, для США "экс-порт управляемых кризисов" превращается в "экспорт неуправляе-мых кризисов". Россия не может и потому не должна противодействовать этим двум основным угрозам международной безопасности напрямую, однако должна жестко обозначить зону своей ответственности (как минимум, СНГ), в пределах которой будет противодействовать про-цессам дестабилизации со всей решимостью и всеми средствами, как если бы они были направлены непосредственно против нее. В то же время она должна сознавать основные объективно обусловленные направления противодействия этим угрозам и, не пе-ренапрягаясь и не создавая угрозы своим интересам, тем не менее неуклонно поддерживать движение по ним. Это укрепление государственности в ее традиционном пони-мании, восстановление и реабилитация в глобальном сознании поня-тия "суверенитет" и особенно "суверенитет народа", понимаемого как "население той или иной страны, объединенное общей культу-рой", восстановление международного права в том виде, в котором оно существовало до 1999 года. Это возврат к национально ориенти-рованной системе ценностей от глобальной системы ценностей, ко-торая, если и возможна в принципе (так как обычно она подменяется системой ценностей США или же Евросоюза), то, во всяком случае, саморазрушается. Развитым странам, столетиями считавшими себя светочем ци-вилизации, придется осознать, что они слишком далеко и слишком корыстным образом забежали вперед в деле объединения мира и те-перь ради его спасения обязаны сделать шаг назад. Необходим установленный в явной и открытой форме приори-тет коллективной безопасности над демократией и правами человека в западном понимании этих терминов, отказ от крестового похода за демократизацию и признание за каждым обществом права жить по своим собственным законам и обычаям. Пора признать, что источ-ником законной власти в каждом обществе является его народ со всеми его предрассудками и недостатками, а отнюдь не меняющаяся раз в несколько лет администрация США. Тем более не является ис-точником легитимной власти в формально независимых государст-вах и "агрессивно-послушное", как говорили про большинство по-следнего советского Съезда народных депутатов, "моральное боль-шинство" западного мира, конституированное (да еще во многом и в коммерческих целях) CNN и еще несколькими глобальными средст-вами массовой информации. Потребность в этой консервативной, традиционалистской контрреволюции очевидна, но сама ее возможность остается совер-шенно не ясной. Она слишком явно противоречит сегодняшним ин-тересам наиболее влиятельных и эффективных субъектов глобаль-ной политики и представляет собой возврат в уже известное и лишь поэтому кажущееся относительно безопасным и благополучным прошлое. "Обеспечение глобальной безопасности" - лишь шаг на-зад, сама возможность которого даже с чисто методологической точки зрения представляется сомнительной. Отрицаемый всем развитием человечества последних лет са-моразрушительный путь принудительной глобализации и насильст-венной демократизации не является только придуманной кем-то и когда-то "голой идеей". Человечество идет по этому пути не потому, что кто-то обманул и обольстил его, но потому, что этот путь в наи-большей степени соответствует текущим потребностям и особенно-стям его наиболее влиятельных членов. Поэтому системное обеспечение международной безопасно-сти, как бы и когда бы оно ни началось, неизбежно перерастет в ко-ренное изменение всего сложившегося мирового порядка. Россия должна, зорко наблюдая за глобальным развитием, уловить начало этого процесса и своевременно возглавить его, в максимально воз-можной степени приспособив новый мировой порядок к своим по-требностям и получив в результате наибольшие дивиденды.
4.3. Крах "режима нераспространения" В условиях фактической отмены США международного права именно наличие ядерного оружия, при всех сопутствующих рисках, является единственной прочной и формальной гарантией защиты страны от уничтожающего военного удара со стороны США и его союзников, а также надежным аргументом в международных пере-говорах. В результате распространение ядерного оружия приобрета-ет неконтролируемый характер: вслед за Израилем, Пакистаном и Индией, а затем Северной Кореей его, вероятно, получит Иран - причем сразу в значительных масштабах. Выходом является создание новой системы коллективной безопасности, предоставляющей государствам альтернативные, бо-лее традиционные, в основном дипломатические методы обеспече-ния своей безопасности и суверенитета. Оно потребует отказа США от политики одностороннего применения силы; вербальное убежде-ние США в непосильности для них этой политики - объективная миссия России (в невербальной форме это убеждение будут успешно осуществлять исламский мир и Китай). Главной технологической задачей является посредничество между США и Ираном без взятия на себя каких-либо обязательств по отношению к любому из них для формирования взаимного стремления к мирному сосуществованию. На первом этапе такое по-средничество будет болезненно воспринято США, считающими предательство национальных интересов нормой российской внеш-ней политики, однако они уже осознают проблему поддержания ми-ровой стабильности и приближаются к пониманию невозможности индивидуального решения этой проблемы (в случае проигрыша промежуточных выборов в 2006 году республиканцы ради сохране-ния власти сосредоточатся на внутренней политике, отказавшись от глобальных целей). Ключевой проблемой, на которую следует обращать внимание мирового сообщества и в первую очередь США и к которой следует привлекать их ресурсы (не жертвуя, однако, своими, ибо это не наша проблема), является сохранение у власти в Пакистане светского ре-жима Мушаррафа. После возврата основной части Афганистана под контроль та-либов в условиях радикализации ислама падение режима Мушарра-фа представляется вполне вероятным. Поскольку патриотизм нацио-налистически настроенных военных делает вывоз ядерного оружия Пакистана маловероятным, падение режима Мушаррафа означает не только создание объединенного государства Талибан, но и получе-ние им ядерного оружия. В силу религиозного фундаментализма талибов это создаст уг-розу применения ядерного оружия (в том числе и в междоусобной борьбе внутри самого объединенного государства или на его окраи-нах). Кроме того, талибы станут полноправным участником между-народной политики, придав исламскому фундаментализму государ-ственную субъектность и за счет этого резко повысив его силы и эффективность. В преддверии этого и с учетом угрозы российским интересам в Средней Азии, на Северном Кавказе и в Поволжье, которую несет радикальный ислам, России следует активизировать контакты с ис-ламским миром, в том числе Талибаном, однако главной задачей представляется мотивация Запада для сохранения (буквально "лю-бой ценой") режима Мушаррафа со всеми его недостатками.
4.4. Стимулирование экономической экспансии Российское государство обязано всемерно стимулировать внешнюю экспансию российского бизнеса не только как инструмент открытия перспектив и пробуждения инициативы в обществе, но и как инструмент его внутренней гармонизации. Ведь гармонизация интересов населения, стремящегося к справедливости (то есть к рав-номерному распределению ресурсов), и бизнеса, стремящегося к эффективности (то есть, наоборот, к неравномерному их распреде-лению), достигается государством за счет территориального разде-ления приоритетов. Внутри общества государство должно поддер-живать в первую очередь население, так как внутренне нестабиль-ное, расколотое из-за слишком неравномерного распределения об-щество не может быть конкурентоспособным в средне- и особенно долгосрочном плане. За согласие с этим (например, в форме приятия антимонопольного регулирования) национальный бизнес получает безусловную поддержку государства во внешнем мире, в котором оно должно реализовывать интересы бизнеса как более активного и творческого элемента общества, всячески поддерживая и частично направляя его экспансию. Национальный бизнес должен удерживаться государством в положении его старшего партнера в исключительно коммер-ческих вопросах и его младшего партнера - во всех остальных. Существенной причиной стимулирования экспансии россий-ского капитала является и узость российского внутреннего рынка, недостаточного даже для простого сохранения (не говоря уже о раз-витии) некоторых ключевых высокотехнологичных отраслей, необ-ходимых для поддержания конкурентоспособности страны. Напри-мер, гражданское авиастроение, даже с учетом увеличения россий-ской потребности в самолетах в случае развития конкуренции и снижения цены билетов до уровня дискаунтерских, сможет сущест-вовать в России лишь при условии возврата себе существенной час-ти внешних рынков. Государство должно уделять особое внимание стимулирова-нию экспансии именно высокотехнологичного бизнеса, так как рубль прибыли, заработанный высокотехнологичным производст-вом, оказывает на общество значительно более позитивное воздей-ствие, не только повышая его конкурентоспособность, но и окульту-ривая его, чем 10 рублей, заработанных технологически примитив-ным производством. Качество человеческого облика, как и чело-века, определяется не столько величиной, сколько способом его заработка. Общее правило заключается в том, что максимальный объем добавленной стоимости должен производиться в России и рос-сийским капиталом. Если производство в России невыгодно с точ-ки зрения кумулятивного эффекта, оказываемого на все общество (а не бухгалтерской прибыли отдельной фирмы), оно должно осущест-вляться за пределами России, но тоже российским капиталом. В силу чудовищных уступок нашим стратегическим конкурен-там, сделанных в последние полтора десятилетия, внешняя экспан-сия российского бизнеса должна быть направлена не только вовне, но и внутрь, на вытеснение иностранных конкурентов с российских рынков и возвращение этих рынков себе. Разумный протекционизм, его защита и обоснование явятся одним из ключевых элементов российской внешней политики. В ча-стности, надо отменить неоправданные уступки, сделанные в ходе переговоров о присоединении к ВТО (включая график повышения внутренних цен на газ и передачу российского рынка мяса птицы под управление американских экспортеров), восстановить необхо-димые меры и механизмы защиты внутреннего рынка, искоренить коррупцию на таможне и поставить процесс присоединения к ВТО в зависимость от хода модернизации экономики и государства. Нужен запрет оплаты бюджетом неуникального импорта (это не противоре-чит правилам ВТО). Следует прекратить стимулирование непроиз-водительного (в отличие от экспансии) бегства капитала под видом либерализации валютного регулирования. В то же время ограничение доступа иностранных конкурентов на внутренний рынок России должно осуществляться в основном неформализуемыми барьерами деловой и административной культу-ры, практики правоприменения и документооборота, чтобы не вы-зывать ответной реакции, а, напротив, сохранить возможность мас-сового привлечения инвестиций и технологий (как в Китае, напри-мер). Конечно, это будет несправедливо в отношении иностранного бизнеса, - но ограниченность ресурсов сама собой устанавливает и верхний предел максимально возможной справедливости.
4.5. Помощь в развитии и гуманитарные проблемы Россия должна прекратить расточительную практику бессмыс-ленного спонсорства по отношению к странам "третьего мира" (только за последние 3 года Россия списала более 40 млрд.долл. дол-гов развивающихся стран, оказав им большую помощь, чем весь ос-тальной мир; кроме того, наша страна уже списала или обязалась списать долги африканских стран в размере 11,3 млрд.долл.). Всякая гуманитарная помощь, включая списание и реструкту-ризацию долгов, может осуществляться исключительно в обмен на конкретные коммерческие или политические уступки. Это отнюдь не означает грабительской политики; так, при ос-воении ресурсов слаборазвитых стран Россия должна, как раньше Советский Союз, а сейчас Китай, предлагать лучшие условия, чем западные корпорации, в первую очередь за счет развития инфра-структуры, здравоохранения и образования. Это означает лишь, что российские инвестиции за рубежом, в том числе осуществляемые в форме гуманитарной помощи, должны окупаться в коммерческом и политическом смыслах, а не представлять собой бессмысленное рас-точение скудных материальных ценностей. Россия должна сознавать, что из-за ее относительной слабости доступная для нее гуманитарная помощь не в силах уменьшить масштабы страданий в мире; в то же время те же и даже меньшие ресурсы, направленные на развитие самой России под контролем российского государства, способны кардинально уменьшить мас-штабы страданий в самом российском обществе, перед которым рос-сийское государство, в отличие от слаборазвитых обществ - получа-телей гуманитарной помощи, несет прямую ответственность.
4.6. Защита прав граждан России и соотечественников Следует со всей решительностью прекратить практику систе-матического унижения граждан России и иностранцев, стремящихся сотрудничать с Россией, российскими посольствами, консульствами и торгпредствами как отвращающими от нашей страны даже ее соб-ственных граждан. Российская дипломатия должна осознать себя не как инстру-мент насилия государства над гражданами России и желающими со-трудничать с Россией, но как законный и естественный инструмент реализации неотъемлемых прав указанных категорий людей (если, конечно, "сотрудничество с Россией" иностранцев не направлено объективно ей во вред). Помимо выполнения российскими дипломатическими учреж-дениями за рубежом сегодняшних функций, они должны выполнять сервисные функции по отношению к гражданам России и иностран-цам, стремящимся к добросовестному сотрудничеству с нею. Любой гражданин России должен чувствовать там себя как дома и получать активную, инициативную поддержку. Более того: поскольку мы стремимся к лидерству на постсо-ветском пространстве, таким же должно быть отношение и к граж-данам постсоветских государств, по крайней мере, русской культу-ры: они должны поддерживаться российскими дипломатическими учреждениями как потенциальные граждане России. Российские дипломатические учреждения должны быть мос-том, соединяющим россиян с Родиной, инструментом поддержания и пропаганды российского образа жизни. Защита граждан России и соотечественников на постсоветском пространстве не должна носить лицемерно избирательного характе-ра и должна касаться не только наиболее, но и наименее развитых стран. В то же время, разумеется, интенсивность этой защиты может меняться для достижения тех или иных конкретных целей (как меня-ется, например, интенсивность борьбы "международной обществен-ности" с антисемитизмом, на проявления которого в Латвии и на Украине закрывают глаза).
4.7. Возврат российской собственности и культурных ценностей Россия обладает колоссальной собственностью за рубежом, права на которую не актуализованы (часто с царских времен, иногда с советских) и нуждаются в установлении при помощи юридических процедур. Реализация прав собственности на колоссальные латент-ные активы России за рубежом даст нашей стране не просто матери-альные ценности, способные приносить значительный постоянный доход, но основу для инфраструктуры разнообразного влияния на значимые для России страны и общества, в первую очередь коммер-ческого и культурного. Следует ясно и открыто заявить о наличии материальных пре-тензий к странам, удерживающим у себя принадлежавшие государ-ству ценности, вывезенные из России царской семьей, белогвардей-цами, фашистами во время Великой Отечественной войны или не возвращенные России развитыми странами под предлогом установ-ления в ней Советской власти. Существенно, что без признания этих претензий и как мини-мум начала их удовлетворения никакие встречные претензии по по-воду "возврата перемещенных культурных ценностей" российской стороной не должны даже рассматриваться. Даже в случае юридической несостоятельности (которая от-нюдь не самоочевидна) подобных претензий, их выдвижение и под-держание представляется действенным инструментом давления на развитые страны, который следует использовать в качестве "перего-ворной позиции для размена" при достижении компромисса по ши-рокому кругу вопросов.
4.8. Из ловушки "прав человека" - к обеспечению прав личности Права человека в их понимании, установленном еще Хельсин-ским совещанием в 1975 году, используются Западом как универ-сальный casus belli, оправдывающий любую агрессию, даже если она ведет к значительно более масштабному нарушению прав человека, чем те нарушения, которые первоначально были использованы как ее формальный повод. Приняв эту порочную логику, Россия не только утратит неза-висимость от Запада, превратившись в его эксплуатируемый прида-ток, но и сама поставит себя в положение "вечно виноватой", создав тем самым предпосылки для будущей агрессии против себя. Для избежания этой ситуации следует осознать: термин "права человека" - результат механического (и, отчасти, осознанно деструк-тивного) экспорта западных стандартов демократии на не подготов-ленную для них почву (в том числе отечественную). Эти стандарты были выработаны исходя из безусловной способности большинства общества самостоятельно защищать свои права. Поэтому западное понимание "прав человека" и демократии исходит из молчаливого предположения о необходимости защиты исключительно прав меньшинства, ограничиваемых большинством. В ситуации, когда интересы большинства в силу высокой развитости общества защищаются автоматически, это соответствует интересам общества в целом. Однако в России большинство общества в силу объективных причин не способно защищать свои интересы. В этих условиях энер-гичная и эффективная защита прав меньшинств (да еще и, как пра-вило, поддерживаемая извне) объективно превращается в отрицание прав большинства, - в, по сути дела, антиобщественную, антидемо-кратическую, деструктивную деятельность (так как общество в це-лом - это в первую очередь его большинство, а не меньшинства). Российское государство обязано защищать интересы в первую очередь именно большинства общества и потому должно открыто и гласно переформатировать задачу обеспечения потенциально раз-рушительных для него "прав человека" в задачу обеспечения жиз-ненно необходимых для его развития неотъемлемых "прав лично-сти" - на жизнь, жилье, образование, здравоохранение, труд, доступ к информации, участие в управлении, самовыражение и т.д.. Только в ходе решения этой задачи Россия из синонима авто-ритарной дикости и тупого насилия станет для мира символом, об-разцом и доступным примером современного глобального развития. Только так мы сможем достичь цели нынешнего этапа сво-его развития - вернуть России утраченное глобальное лидерство (разумеется, вместе со всеми приносимыми им дивидендами).
01.11.2006 г.