01 ноября 2006
3960

Основы внешней политики России (часть 1)

СОДЕРЖАНИЕ
Резюме. Матрица внешней политики России..............................3
1. Цель и принципы ее достижения.....................................4
2. Основные инструменты внешней политики.............................6
3. Управление внешней политикой......................................8
4. Тематическое содержание внешней политики..........................9
4.1. Энергетическая доктрина.........................................9
4.2. Международная безопасность.....................................13
4.3. Крах "режима нераспространения"................................16
4.4. Стимулирование экономической экспансии.........................18
4.5. Помощь в развитии и гуманитарные проблемы......................19
4.6. Защита прав граждан России и соотечественников.................20
4.7. Возврат российской собственности и культурных ценностей........21
4.8. Из ловушки "прав человека" - к обеспечению прав личности.......22
5. Объекты внешнеполитической деятельности..........................23
5.1. Государства: отделение суверенов от марионеток.................23
5.2. Глобальные корпорации..........................................23
5.3. Глобальные управляющие сети....................................24
5.4. Исламский мир: новый Коминтерн.................................24
5.5. Глобальная преступность........................................25
5.6. Прочие сетевые структуры.......................................26
6. Региональные направления деятельности............................26
6.1. Китай: сдерживание партнера....................................26
6.2. Постсоветское пространство: изживание хаоса....................28
6.3. США: защита от агонии сверхдержавы.............................31
6.4. Саудовская Аравия и Иран: скользкие ключи к исламу.............32
6.5. Европа: принципы корыстной глухоты.............................32
6.6. Япония: возвращение самурайского духа..........................35
6.7. Особые территории дальнего зарубежья...........................36
6.8. Остальной мир: точечные возможности............................37
Заключение. Оценки сроков и этапов восстановления влияния России..............................................................37
Резюме. МАТРИЦА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Российское государство должно со всей решительностью отка-заться от химеры ответственности перед кем бы то ни было, кроме своих граждан - и, проникнувшись этой ответственностью, подчи-нить интересам своих граждан все свои действия, в том числе в об-ласти внешней политики. Необходимо в полной мере использовать современный благо-приятный период: с одной стороны, колоссальные запасы свободных денег (сумма золотовалютных резервов м неиспользуемых остатков федерального бюджета к концу 2006 года превысит эквивалент 400 млрд.долл.), с другой - замешательство США, вызванное как внеш-ними, так и внутренними проблемами, бюрократический ступор Ев-росоюза и обострение цивилизационной конкуренции. Пассивные и слабые государства, не использующие возможно-сти интеллекта, обречены в этой ситуации на утрату своих позиций. Однако активная политика, опирающаяся на четкий анализ и сопря-женная с демонстрацией своей силы, способна кардинально увели-чить влияние России и тем самым создать необходимые предпосыл-ки для качественного улучшения ее экономического положения.

Направления и приоритеты российской внешней политики Китай Пост-сов. пр-во США Сауд. Аравия, Иран ЕС Япония Зоны рос-сийского влияния* Про-чие Энергетика ! + + + + Экономическая экс-пансия + ! + + + + + Коллективная безопасность + + ! + + Нераспространение + + + + Помощь в развитии + + + Защита прав россий-ских граждан + + + + Возврат российской собственности + + + +

Права личности + + * Кипр, Черногория, Израиль

Столбцы - региональные направления внешней политики России по мере убы-вания их значимости. Строки - содержательные направления внешней политики России по мере убывания их значимости. "+" - значимые для российской внешней политики направления "!" - приоритетные для российской внешней политики направления.

1. ЦЕЛЬ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Российская внешняя политика является одним из важнейших инструментов внутренней политики. Объективно обусловленная цель внешней политики - обеспечение максимально благопри-ятных условий и создание дополнительных ресурсов для собст-венного, внутреннего развития страны, на данном этапе - ее мо-дернизации. Определение характера, конкретных задач и этапов модерни-зации не входит в задачи данного доклада. Пока общество не выра-ботало консенсуса по этому вопросу, внешняя политика может су-ществовать лишь в виде наиболее общих основных принципов и на-правлений. Основные принципы внешней политики России: 1. Внешняя политика должна максимизировать выгоды для всего российского общества в целом. При противоречии меж-ду краткосрочными и долгосрочными интересами в современных условиях наличия существенного "запаса прочности" приоритет принадлежит долгосрочным интересам. Следует со всей решимо-стью отказаться от вызванного отсутствием целей "ситуационного реагирования" и подчинения внешней политики страны частным ин-тересам отдельных коммерческо-бюрократических групп, а то и лиц. 2. Разумный эгоизм. Пока Россия остается относительно сла-бой, не доминирующей в глобальном масштабе страной, она должна исходить исключительно из своих собственных интересов. Несмотря на безусловное наличие общечеловеческих ценностей, гуманитар-ных принципов и сочувствия к другим странам и народам Россия должна исходить из абсолютного примата национальных интересов, сознавая, что в современном мире сочувствия и жалости заслужива-ет прежде всего ее собственный народ, а российское государство не-сет ответственность исключительно перед ним, но ни в коем случае не перед другими народами. Россия должна осознать свою слабость и отказаться от попы-ток урегулирования глобальных процессов: у нас нет для этого ре-сурсов и (по крайней мере, в ближайшие годы не будет) понимания, в результате чего претензии на роль участника решения глобальных проблем мы будем обречены таскать для других каштаны из огня. Россия должна сосредоточиться на решении собственных про-блем и рассматривать внешнюю политику преимущественно как ин-струмент решения этих проблем. Ради сбережения ресурсов следует самоустраняться от действий, которые не приносят нам конкретной выгоды и находятся за пределами наших интересов. Следует отказаться от выполнения невыгодных обязательств во всех случаях, когда это возможно (например, в силу коррупцион-ного характера заключения соответствующих договоров). Должен быть установлен абсолютный приоритет националь-ных законов перед международными, означающий закрепление ес-тественного доминирования интересов России над интересами ее стратегических конкурентов. Этот принцип, являющийся необходи-мым условием обеспечения национального суверенитета, де-юре действует в США и де-факто - в ЕС (неявно, так как общеевропей-ское законодательство формально международное). 3. Конструктивный реваншизм. На протяжении последних 18 лет наша страна последовательно отказывалась от своего влияния в мире, подрывая тем самым ресурсную базу своего развития. Любое стремление к модернизации объективно требует расширения сферы российского влияния. В частности, российский рынок даже при ус-ловии разумного протекционизма неприемлемо узок для целого ряда российских же производств. Без выхода на внешние рынки целые отрасли - например, гражданское авиастроение и производство оборудования для атомных электростанций - не смогут существо-вать. А устойчивый контроль за внешними рынками высокотехно-логичных товаров требует политического влияния на соответст-вующие общества. Важнейшими направлениями экспансии России должны стать создание в каждой из значимых для нас стран разветвленной инфра-структуры политического влияния и, при возможности, прямой кон-троль российского бизнеса за хозяйственной инфраструктурой зна-чимых для нас стран и наиболее важными для них отраслями их экономик. 4. Балансирование интересов. Будучи слабым субъектом гло-бальной конкуренции, Россия не может сегодня противостоять ни одной из развертывающихся в мировом масштабе экспансий - финансово-экономической Запада, идейно-религиозной ислама и эт-нической Китая. Потому Россия должна поддерживать такое равно-весие между ними, при котором эти экспансии будут двигателями ее развития, а сама она не будет зависеть ни от одного из их источни-ков или, в крайнем случае, будет зависеть от них одинаково. Более важной целью является сохранение максимальной сте-пени свободы, так как попадание России в преобладающую зависи-мость от одного из источников экспансий нарушит глобальное рав-новесие и создаст предпосылки для поглощения им России. Основными принципами стратегии России должны стать: уравновешивание экспансий, то есть организация объе-динения двух слабейших источников экспансии для сдер-живания сильнейшего с последующей организацией по-средничества между ними; сдерживание экспансий, то есть объединение усилий объ-ектов экспансий, особенно доминирующей экспансии, для их самозащиты, с последующим многоуровневым посред-ничеством между ними и источниками экспансий. Поскольку главной экспансией сегодня продолжает оставаться американская, Россия должна не мешать США истощать самих себя, но, напротив, всячески затягивать их в непосильную для них сегодня роль "глобального полицейского". Максимально жестко сталкивая их с Китаем и исламским миром, Россия сама должна выскальзывать из любых форм прямого (а лучше - и непрямого) противостояния. 5. В рамках и по мере выполнения первых четырех принципов российская внешняя политика должна обеспечивать добрососедст-во, позволяющее минимизировать усилия по достижению целей внешней политики, в частности, снижать расходы на оборону и тем самым высвобождать ресурсы для экономического и социального развития. 6. Разнообразие: внешняя политика должна учитывать разно-образие современного мира и согласованно применять разнообраз-ные специальные инструменты взаимодействия с самыми разными реальными субъектами глобальной политики.

2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Агрессия НАТО против Югославии 1999 года и последующие военно-террористические операции (11 сентября 2001 года, времен-ная "покупка" Афганистана у талибов, хаотизировавшее Ирак свер-жение С.Хусейна) свидетельствуют о резкой утрате значения меж-дународного права. Оно еще применяется в частных спорах, однако при решении ключевых вопросов доминирует прямое и грубое право силы, причем дипломатия низведена до роль простого оформителя результата применения или угрозы применения силы. Соответственно, внешняя политика должна быть направлена на изменение соотношения баланса сил России и ее конкурентов по значимым для России внешним проблемам. Ограниченность российских ресурсов должна компенсиро-ваться при этом их концентрацией на ключевых для России вопро-сах (которых для нее будет существенно меньше, чем для стран, пы-тающихся играть глобальную роль), а также разнообразием исполь-зуемых инструментов и способов их применения. Следует в полной мере осознать выдающийся урок Ирана, ко-торый весной-летом 2006 года смог так "размыть" администра-тивно-политические и интеллектуальные ресурсы США между це-лым рядом локальных кризисов и проблем, что у США не хватило для нападения для него именно управленческих возможностей. Традиционная дипломатия играла в этом важную, но вспомогательную роль, затягивая время и отвлекая силы американского государства на решение второстепенных проблем и разработку призрачных либо второстепенных возможностей. Помимо взаимодействия с руководством иных государств и межгосударственных организаций в рамках традиционной диплома-тии, следует создавать и использовать следующие основные инстру-менты внешней политики: использование ресурсов международных организаций и благотворительных фондов для замещения российских ресурсов при решении российских проблем; стимулирование экспансии российского бизнеса как средства укрепления российской экономики и расширения влияния России; формирование за пределами России национальных и транс-национальных политико-коммерческих лобби, зарабатывающих на выгодном для России сотрудничестве с ней, ассоциирующих себя с этим сотрудничеством, заинтересованных в нем и поэтому ориентированных на поддержку России (инвестиции в политиков выгоднее инвестиций в нефтяные поля, потому что политикам никогда не придумают альтернативы); создание пророссийского экспертного сообщества как ин-струмента влияния России; создание сетей постоянной коммуникации с ключевыми за-рубежными экспертами, влияющими на формирование на-циональных позиций и позиций глобальных корпораций как для взаимного информирования и предварительного обсуждения тех или иных действий, так и для влияния через них; систематическое и массовое обучение молодых представителей зарубежных элит и налаживание теснейших связей с перспективной политической молодежью; формирование российских (в основном русских, как не возни-кающих самостоятельно) диаспор за рубежом и сотрудничество с имеющимися; формирование инфраструктуры внутреннего воздействия на страны, представляющие наибольший интерес для России по наиболее важным для нее вопросам, в том числе и не являющейся сторонниками России и не ассоциирующей себя с ней; формирование общественного мнения и, главное, инструментов его создания - как глобального, так и регионального, так и общего, так и доминирующего среди каких-либо страт общества (наиболее важны управленческая, медиа- и бизнес- элиты, а также ключевые этноконфессиональные группы), касающихся как России в целом, так и конкретных важных для нее вопросов; формирование (в первую очередь средствами искусства и культу-ры) и продвижение за рубежом позитивного российского образа жизни (при этом данный образ должен дифференцироваться в со-ответствии с потребностями конкретных целевых аудиторий); обеспечение обороноспособности страны: сохранение стратеги-ческих ядерных сил как действенного инструмента сдерживания с учетом технологического прогресса, обеспечение способности армии вести два интенсивных локальных конфликта (в том числе с сетевыми структурами) одновременно в течение не менее года, надежная защита границ России к востоку от Урала, в том числе подавляющим преимуществом в огневой мощи; специальные структуры. Понятно, что указанные инструменты должны для наибольшей эффективности применяться комплексно. Они частично обеспечивают подготовку решений традицион-ной дипломатии, формируя их возможные рамки, однако чем даль-ше, тем больше будут становиться самостоятельным средством дос-тижения целей внешней политики.

3. УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКОЙ

Во внешней политике, как и в остальных сферах жизни обще-ства, нетерпима ситуация, при которой принятие всех важных реше-ний целиком и полностью сосредоточено в руках одного человека: практика показывает, что, какими бы ни были его достоинства, он просто технологически не может подменить собой государство. Существующие в настоящее время скомканные и разрознен-ные институты формирования и реализации внешней политики Рос-сии должны быть расправлены в рациональную политико-управленческую схему. Функции стратегического анализа и планирования, в том числе в области внешней политики, разумно, как это предполагалось на заре нынешнего президентства, сконцентрировать в Совете безопас-ности, работающем под руководством президента. В подготовке его решений наряду с представителями про-фильных ведомств и объединений российского бизнеса должно при-нимать активное участие развитое, разнообразное, структурирован-ное (в том числе для сопоставления разных позиций и подходов), патриотическое и при этом компетентное, находящееся в постоян-ном контакте со своими зарубежными аналогами экспертное сооб-щество. Министерство иностранных дел, оставаясь исполнительным органом, должен вернуть себе аналитические функции и, используя негосударственных экспертов, представителей заинтересованных ведомств и российского бизнеса, стать центром тактического анали-за и планирования точно так же, как Совбез должен стать центром стратегического анализа и планирования. Внешнеполитический блок администрации президента должен сконцентрироваться на техническом и информационном обеспече-нии деятельности президента и участвовать в работе Совбеза и МИ-Да только в этом качестве. Он не должен выполнять содержатель-ных функций, так как это неминуемо приведет к подмене им Сов-беза и дезорганизации его работы.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

4.1. Энергетическая доктрина Удорожание нефти носит фундаментальный, а не конъюнк-турный характер и отражает общую нехватку энергоносителей, с ко-торой мир может столкнуться в ближайшие 10-15 лет при сохране-нии современных темпов развития на современном технологическом базисе. Эта угроза не абсолютна; так, США могут в любой момент на-чать разработку битуминозных песков канадской провинции Аль-берта, рентабельную уже при цене нефти 30 долл./барр., что прибли-зит мировую цену нефти к этому уровню. Но США не используют эту возможность, так как дорогая нефть приносит сверхприбыли их нефтяным корпорациям и сдерживает их стратегических конкурен-тов - Евросоюз, Японию и, главное, Китай (отличие США от них - эмиссия мировой резервной валюты и наличие собственной нефти). Происходит постепенное огосударствление добычи энергоно-сителей и сегментация их мирового рынка (при котором даже част-ные корпорации продают их в первую очередь "своим", поставляя на открытый рынок "по остаточному принципу"). Поэтому удорожание энергоносителей превращает российские нефть, газ и уголь из коммерческого в стратегический, геополитиче-ский ресурс - главный ресурс России во внешней политике. Это тре-бует коренного переосмысления принципов и механизмов их ис-пользования. Прежде всего, надо отказаться от колониальных соглашений с глобальными монополиями, подписанных в первой половине 90-х годов и либо прямо нарушающих российские законы (как Каспий-ский трубопроводный консорциум), либо наносящих России непри-емлемый ущерб. К последним относятся соглашения о разделе про-дукции (СРП), по которым иностранные инвесторы получают прак-тически всю прибыль от добычи российских нефти и газа, а Россия не только полностью компенсирует их завышенные издержки на до-бычу своих полезных ископаемых, но еще и оказывается им должна! Формальные основания для отмены соответствующих согла-шений может дать расследование обстоятельств заключения данных соглашений. Вскрытие коррупционных мотивов их подписания рос-сийскими чиновниками (а трудно представить себе иные причины, по которым они могли пойти на настолько невыгодные условия) по нормам международного права - достаточное основание для призна-ния соответствующих сделок ничтожными. При освоении природных ресурсов следует обеспечивать максимальное влияние российского капитала - как частного, так и государственного. У России достаточно денег для самостоятель-ной реализации проектов любого масштаба; иностранцы должны допускаться лишь как носители отсутствующих у нас технологий и, желательно, при условии передачи этих технологий. Следует стре-миться к привлечению их на уровне отдельных специалистов и их групп, при невозможности ограничиться этим - на уровне специали-зированных фирм, решающих те или иные технологические задачи (вплоть до разработки инвестиционных проектов). В крайнем случае иностранный капитал может привлекаться в виде управляющих фирм, организующих реализацию инвестиционных проектов. Однако контроль за любым проектом и собственность на до-бываемые ресурсы при любых обстоятельствах должны оставаться исключительно национальными. Трубопроводный транспорт в силу своей стратегической зна-чимости должен оставаться в исключительной собственности госу-дарства. Доступ к трубопроводам должен быть равным и свободным для всех представителей российского государственного и частного капитала, но иностранный капитал как стратегический конкурент России не должен иметь к ним доступа. Договор к Энергетической хартии не может быть ратифицирован ни в каком виде. Сверхрентабельная добыча экспортного сырья (в первую оче-редь энергоносителей) в России должна идти в интересах общества - госкомпаниями или частным капиталом под контролем государства. Сфера реализации здоровой агрессивности частного бизнеса - окру-жающий мир, в первую очередь постсоветское пространство, кото-рое по крайней мере в наиболее стратегически важном, энергетиче-ском плане должно полностью принадлежать российскому бизнесу. Каждая тонна нефти, каждый кубометр газа, добытые на пост-советском пространстве (не говоря уже о самой России) любой ком-панией со значимым участием иностранного капитала (не говоря уже о полностью иностранных) - позор России, оскорбление ее на-циональных интересов и подрыв ее экономического, а в конечном счете - и политического суверенитета. Надо любой ценой и любыми способами не допустить реали-зации проектов газопроводов из Казахстана в обход России, отсе-кающий нашу страну от газа Туркмении и Узбекистана. Государство должно организовывать, направлять и всемерно поддерживать внешнюю экспансию частного российского бизне-са. Основной принцип - предоставление относительно дешевых рос-сийских энергоресурсов в обмен на стратегически значимую собст-венность. Механизм - созданные на "энергетические деньги" про-российские лобби, но не бесплодный и шокирующий энергетиче-ский шантаж, не говоря уже о разрушительных для России "газо-вых" и иных войнах. В силу высокого протекционизма развитых стран их освоение российским энергетическим бизнесом должно быть нацелено на ка-чественное повышение доходов за счет увеличения степени перера-ботки экспортируемой продукции и приближения к потребителям. Наиболее актуален прорыв "Газпрома" в распределитель-ные сети стран Евросоюза. Первоочередными целями, помимо Ве-ликобритании и Германии, должны стать Нидерланды (как ключ к Франции), Италия и Греция. Фундаментальная задача в сфере структурных преобразований - повышение степени переработки экспортируемой продукции. В 2005 году российский бизнес начал замещение экспорта сырой неф-ти по железной дороге более эффективным экспортом нефтепродук-тов: падение экспорта нефти на 5% сопровождалось ростом экспорта нефтепродуктов на 16%. Необходимо форсированное строительство комплекса нефтеперерабатывающих заводов для полного замещения экспорта сырой нефти по железной дороге и танкерами экспортом нефтепродуктов. Следует всемерное развивать нефте-, газо- и углехимию для максимально полного замещения экспорта сырья качественно более выгодным экспортом продукции его переработки. Интенсификация развития не отменяет необходимости освое-ния новых месторождений, в первую очередь Ямала и Штокмана, и восстановления масштабов геологоразведки, достаточных для ус-тойчивого развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в стратегической перспективе. С учетом оздоровления энергетического баланса страны в ре-зультате указанных мер нужен системный анализ экспортных обя-зательств, взятых на себя Россией и ее компаниями, и при необхо-димости - приведение их в соответствии с возможностями россий-ского ТЭК. Иначе возможна ситуации, при которой экспортные обя-зательства России будут выполняться за счет сокращения поставок на внутренний рынок с торможением, а то и дестабилизацией на-циональной экономики. Внутренние цены на энергоносители должны быть привя-заны к уровню жизни большинства россиян, а не жителей наибо-лее развитых стран мира (который отражают мировые цены). Их по-вышение возможно только по мере роста уровня жизни, причем не наиболее обеспеченных 12% населения, как сейчас, а всех россиян и, в первую очередь их беднейшей части. Обязательства по повыше-нию внутренних цен на газ, принятые в ходе переговоров с Евро-союзом о присоединении к ВТО под давлением российского газово-го лобби, должны быть немедленно отменены как подрывающие на-циональную конкурентоспособность. Формальное основание - фак-тический отзыв Евросоюзом своего согласия на присоединение Рос-сии к ВТО и одностороннее выдвижением им новых, ранее не обсу-ждавшихся в связи с присоединением к ВТО требований бесплатно-го пролета самолетов над Сибирью и ратификации Договора к Энер-гетической хартии. Переход к экспорту энергоносителей, а затем и остального сырья исключительно за рубли не только кардинально повысит значимость нашей страны в мировой экономике, но и трансформи-рует мировую финансово-экономическую систему в национальных интересах России. Доходы от экспорта сырья должны направляться на ком-плексную модернизацию страны: на возрождение ее управленче-ского, человеческого и производственного капитала на качественно новой, передовой технологической основе. * * * Обеспечение на этой основе обороноспособности страны и безопасности руководства - необходимое условие реализации описанной Энергетической доктрины, так как вызываемое ею из-менение баланса глобальных финансовых потоков в пользу России создаст для развитых стран соблазн насильственного возвращения к современной, колониальной эксплуатации богатств нашей страны.

4.2. Международная безопасность Право "вето" в Совете Безопасности ООН унаследовано Рос-сией у Советского Союза и не соответствует ее нынешнему состоя-нию. Поэтому Россия должна жестко противодействовать всем по-пыткам коренного реформирования ООН, так как они неминуемо приведут к ослаблению ее положения. В случае неизбежности тако-го реформирования она должна исходить из необходимости обеспе-чения глобального баланса сил (то есть, например, препятство-вать превращению в постоянные члены Совета Безопасности Гер-мании и Японии как развитых стран, объективно представляющих интересы Запада, и содействовать обретению этого статуса Ин-дией как незападной страной, при этом вдобавок заинтересованной в сдерживании экспансии как Китая, так и ислама). Однако наиболее значительной формальной трансформацией в области международной безопасности представляется вероятный переход НАТО от регионального расширения к глобализации, при которой она присвоит себе право произвольного военного вмеша-тельства в любой части света вне зависимости от позиции ООН. Ве-хой на этом пути станет включение в НАТО Японии (после расши-рения ее сил самообороны до полноценной армии, обладающей на-ступательными видами вооружений). Россия не может остановить расширение НАТО, однако долж-на внятно и однозначно трактовать это как недружественный шаг и ограничивать выгоды новых членов НАТО от сотрудничества с со-бой. Принимая необходимые меры по укреплению обороноспособ-ности, следует содействовать напряжению между новыми членами НАТО и их традиционными региональными оппонентами, разъясне-нию обществам новых членов НАТО различия между их интересами и интересами их элит, а обществам старых членов НАТО - того, что необузданное расширение организации будет оплачиваться из их кармана. Экспансия НАТО должна ненавязчиво поощряться Россией таким образом, чтобы эта организация была дезорганизована и обес-силена внутренними противоречиями. Попытки США играть роль "хозяина мира", особенно ярко проявившиеся в требовании согласовывать с ними любой космиче-ский запуск (и в присвоении права уничтожать чужие спутники по своему произволу), должны нейтрализовываться совместными дей-ствиями широкого и различного для каждой попытки круга стран. Россия может играть в этом кругу роль организатора, но никогда - главного действующего лица. Россия должна зорко следить за Китаем, чтобы не допустить военного выплеска его энергии ни на Тайвань, ни на собственные территории; непосредственным инструментом данного сдерживания должны выступать США или НАТО. Помимо подрыва глобальной стабильности, такой выплеск снизит энергетику китайского общест-ва (как снизило ее провальное нападение на Вьетнам в 1979 году) и облегчит ему процесс выравнивания накопившихся внутренних дис-пропорций, а значит, укрепит его глобальную конкурентоспособ-ность. Вместе с тем главные угрозы международной безопасности носят объективный характер. Прежде всего, созданный Западом после уничтожения им Со-ветского Союза мировой порядок не дает возможности развиваться и даже нормально существовать двум третям человечества, ставя их в невыносимые условия. "Международный терроризм" и массовая миграция, размывающая идентичность развитых обществ, - формы стихийного ответа на это нетерпимое положение. Заслуживает внимания позиция отдельных американских по-литологов, рассматривающих гражданское общество как основную силу, сдерживанием государства обеспечивающую стабильность общества, и исходящих из того, что в глобализированном мире стра-ны и группы стран занимают роль основных структурных элементов общества: есть страны-банкиры, страны-пролетарии, страны-менеджеры и так далее. Они рассматривают "международный тер-роризм" как стихийное, еще не полностью развившееся и проявив-шееся и в силу этого неизбежно уродливое проявление нарождаю-щегося глобального гражданского общества. Как и в случае тради-ционного, не над- а внутринационального общественного устройст-ва, это глобальное гражданское общество объективно призвано сдерживать глобальное государство, в роли которого выступают США как персонификация коллективного Запада. Однако, даже если это утешительное представление соответст-вует действительности, ждать вызревания глобального гражданского общества из разнообразных агрессивных сетевых структур - значит подвергать себя слишком большому риску. Россия должна сделать все (от формирования своего имиджа до прямых контактов), чтобы не стать объектом "приложения сил" "международного террориз-ма", в том числе и в качестве "слабого звена" в цепи сателлитов За-пада. Вторую системную угрозу международной безопасности соз-дают глобальные сети. Первоначально формируемые государствами в качестве их "продолжений", они "отвязываются", отделяются, ос-вобождаются от них и начинают реализовывать собственные цели. При этом мы видим, как, действуя через структуры тех или иных го-сударств, даже очень сильных, они иногда реализуют цели, прямо противоположные интересам этих государств, манипулируя в своих интересах связанными с ними значительными фрагментами государ-ственных аппаратов. Эмансипируясь от государств, они освобожда-ются от контроля соответствующих обществ и от ответственности перед ними; с другой стороны, они лишаются возможности исполь-зовать мощный аналитический потенциал государств, что резко снижает уровень их совокупного "интеллекта". В результате совре-менные глобальные сети становятся разрушительными факторами современного мира; ставший привычным, например, для США "экс-порт управляемых кризисов" превращается в "экспорт неуправляе-мых кризисов". Россия не может и потому не должна противодействовать этим двум основным угрозам международной безопасности напрямую, однако должна жестко обозначить зону своей ответственности (как минимум, СНГ), в пределах которой будет противодействовать про-цессам дестабилизации со всей решимостью и всеми средствами, как если бы они были направлены непосредственно против нее. В то же время она должна сознавать основные объективно обусловленные направления противодействия этим угрозам и, не пе-ренапрягаясь и не создавая угрозы своим интересам, тем не менее неуклонно поддерживать движение по ним. Это укрепление государственности в ее традиционном пони-мании, восстановление и реабилитация в глобальном сознании поня-тия "суверенитет" и особенно "суверенитет народа", понимаемого как "население той или иной страны, объединенное общей культу-рой", восстановление международного права в том виде, в котором оно существовало до 1999 года. Это возврат к национально ориенти-рованной системе ценностей от глобальной системы ценностей, ко-торая, если и возможна в принципе (так как обычно она подменяется системой ценностей США или же Евросоюза), то, во всяком случае, саморазрушается. Развитым странам, столетиями считавшими себя светочем ци-вилизации, придется осознать, что они слишком далеко и слишком корыстным образом забежали вперед в деле объединения мира и те-перь ради его спасения обязаны сделать шаг назад. Необходим установленный в явной и открытой форме приори-тет коллективной безопасности над демократией и правами человека в западном понимании этих терминов, отказ от крестового похода за демократизацию и признание за каждым обществом права жить по своим собственным законам и обычаям. Пора признать, что источ-ником законной власти в каждом обществе является его народ со всеми его предрассудками и недостатками, а отнюдь не меняющаяся раз в несколько лет администрация США. Тем более не является ис-точником легитимной власти в формально независимых государст-вах и "агрессивно-послушное", как говорили про большинство по-следнего советского Съезда народных депутатов, "моральное боль-шинство" западного мира, конституированное (да еще во многом и в коммерческих целях) CNN и еще несколькими глобальными средст-вами массовой информации. Потребность в этой консервативной, традиционалистской контрреволюции очевидна, но сама ее возможность остается совер-шенно не ясной. Она слишком явно противоречит сегодняшним ин-тересам наиболее влиятельных и эффективных субъектов глобаль-ной политики и представляет собой возврат в уже известное и лишь поэтому кажущееся относительно безопасным и благополучным прошлое. "Обеспечение глобальной безопасности" - лишь шаг на-зад, сама возможность которого даже с чисто методологической точки зрения представляется сомнительной. Отрицаемый всем развитием человечества последних лет са-моразрушительный путь принудительной глобализации и насильст-венной демократизации не является только придуманной кем-то и когда-то "голой идеей". Человечество идет по этому пути не потому, что кто-то обманул и обольстил его, но потому, что этот путь в наи-большей степени соответствует текущим потребностям и особенно-стям его наиболее влиятельных членов. Поэтому системное обеспечение международной безопасно-сти, как бы и когда бы оно ни началось, неизбежно перерастет в ко-ренное изменение всего сложившегося мирового порядка. Россия должна, зорко наблюдая за глобальным развитием, уловить начало этого процесса и своевременно возглавить его, в максимально воз-можной степени приспособив новый мировой порядок к своим по-требностям и получив в результате наибольшие дивиденды.

4.3. Крах "режима нераспространения" В условиях фактической отмены США международного права именно наличие ядерного оружия, при всех сопутствующих рисках, является единственной прочной и формальной гарантией защиты страны от уничтожающего военного удара со стороны США и его союзников, а также надежным аргументом в международных пере-говорах. В результате распространение ядерного оружия приобрета-ет неконтролируемый характер: вслед за Израилем, Пакистаном и Индией, а затем Северной Кореей его, вероятно, получит Иран - причем сразу в значительных масштабах. Выходом является создание новой системы коллективной безопасности, предоставляющей государствам альтернативные, бо-лее традиционные, в основном дипломатические методы обеспече-ния своей безопасности и суверенитета. Оно потребует отказа США от политики одностороннего применения силы; вербальное убежде-ние США в непосильности для них этой политики - объективная миссия России (в невербальной форме это убеждение будут успешно осуществлять исламский мир и Китай). Главной технологической задачей является посредничество между США и Ираном без взятия на себя каких-либо обязательств по отношению к любому из них для формирования взаимного стремления к мирному сосуществованию. На первом этапе такое по-средничество будет болезненно воспринято США, считающими предательство национальных интересов нормой российской внеш-ней политики, однако они уже осознают проблему поддержания ми-ровой стабильности и приближаются к пониманию невозможности индивидуального решения этой проблемы (в случае проигрыша промежуточных выборов в 2006 году республиканцы ради сохране-ния власти сосредоточатся на внутренней политике, отказавшись от глобальных целей). Ключевой проблемой, на которую следует обращать внимание мирового сообщества и в первую очередь США и к которой следует привлекать их ресурсы (не жертвуя, однако, своими, ибо это не наша проблема), является сохранение у власти в Пакистане светского ре-жима Мушаррафа. После возврата основной части Афганистана под контроль та-либов в условиях радикализации ислама падение режима Мушарра-фа представляется вполне вероятным. Поскольку патриотизм нацио-налистически настроенных военных делает вывоз ядерного оружия Пакистана маловероятным, падение режима Мушаррафа означает не только создание объединенного государства Талибан, но и получе-ние им ядерного оружия. В силу религиозного фундаментализма талибов это создаст уг-розу применения ядерного оружия (в том числе и в междоусобной борьбе внутри самого объединенного государства или на его окраи-нах). Кроме того, талибы станут полноправным участником между-народной политики, придав исламскому фундаментализму государ-ственную субъектность и за счет этого резко повысив его силы и эффективность. В преддверии этого и с учетом угрозы российским интересам в Средней Азии, на Северном Кавказе и в Поволжье, которую несет радикальный ислам, России следует активизировать контакты с ис-ламским миром, в том числе Талибаном, однако главной задачей представляется мотивация Запада для сохранения (буквально "лю-бой ценой") режима Мушаррафа со всеми его недостатками.

4.4. Стимулирование экономической экспансии Российское государство обязано всемерно стимулировать внешнюю экспансию российского бизнеса не только как инструмент открытия перспектив и пробуждения инициативы в обществе, но и как инструмент его внутренней гармонизации. Ведь гармонизация интересов населения, стремящегося к справедливости (то есть к рав-номерному распределению ресурсов), и бизнеса, стремящегося к эффективности (то есть, наоборот, к неравномерному их распреде-лению), достигается государством за счет территориального разде-ления приоритетов. Внутри общества государство должно поддер-живать в первую очередь население, так как внутренне нестабиль-ное, расколотое из-за слишком неравномерного распределения об-щество не может быть конкурентоспособным в средне- и особенно долгосрочном плане. За согласие с этим (например, в форме приятия антимонопольного регулирования) национальный бизнес получает безусловную поддержку государства во внешнем мире, в котором оно должно реализовывать интересы бизнеса как более активного и творческого элемента общества, всячески поддерживая и частично направляя его экспансию. Национальный бизнес должен удерживаться государством в положении его старшего партнера в исключительно коммер-ческих вопросах и его младшего партнера - во всех остальных. Существенной причиной стимулирования экспансии россий-ского капитала является и узость российского внутреннего рынка, недостаточного даже для простого сохранения (не говоря уже о раз-витии) некоторых ключевых высокотехнологичных отраслей, необ-ходимых для поддержания конкурентоспособности страны. Напри-мер, гражданское авиастроение, даже с учетом увеличения россий-ской потребности в самолетах в случае развития конкуренции и снижения цены билетов до уровня дискаунтерских, сможет сущест-вовать в России лишь при условии возврата себе существенной час-ти внешних рынков. Государство должно уделять особое внимание стимулирова-нию экспансии именно высокотехнологичного бизнеса, так как рубль прибыли, заработанный высокотехнологичным производст-вом, оказывает на общество значительно более позитивное воздей-ствие, не только повышая его конкурентоспособность, но и окульту-ривая его, чем 10 рублей, заработанных технологически примитив-ным производством. Качество человеческого облика, как и чело-века, определяется не столько величиной, сколько способом его заработка. Общее правило заключается в том, что максимальный объем добавленной стоимости должен производиться в России и рос-сийским капиталом. Если производство в России невыгодно с точ-ки зрения кумулятивного эффекта, оказываемого на все общество (а не бухгалтерской прибыли отдельной фирмы), оно должно осущест-вляться за пределами России, но тоже российским капиталом. В силу чудовищных уступок нашим стратегическим конкурен-там, сделанных в последние полтора десятилетия, внешняя экспан-сия российского бизнеса должна быть направлена не только вовне, но и внутрь, на вытеснение иностранных конкурентов с российских рынков и возвращение этих рынков себе. Разумный протекционизм, его защита и обоснование явятся одним из ключевых элементов российской внешней политики. В ча-стности, надо отменить неоправданные уступки, сделанные в ходе переговоров о присоединении к ВТО (включая график повышения внутренних цен на газ и передачу российского рынка мяса птицы под управление американских экспортеров), восстановить необхо-димые меры и механизмы защиты внутреннего рынка, искоренить коррупцию на таможне и поставить процесс присоединения к ВТО в зависимость от хода модернизации экономики и государства. Нужен запрет оплаты бюджетом неуникального импорта (это не противоре-чит правилам ВТО). Следует прекратить стимулирование непроиз-водительного (в отличие от экспансии) бегства капитала под видом либерализации валютного регулирования. В то же время ограничение доступа иностранных конкурентов на внутренний рынок России должно осуществляться в основном неформализуемыми барьерами деловой и административной культу-ры, практики правоприменения и документооборота, чтобы не вы-зывать ответной реакции, а, напротив, сохранить возможность мас-сового привлечения инвестиций и технологий (как в Китае, напри-мер). Конечно, это будет несправедливо в отношении иностранного бизнеса, - но ограниченность ресурсов сама собой устанавливает и верхний предел максимально возможной справедливости.

4.5. Помощь в развитии и гуманитарные проблемы Россия должна прекратить расточительную практику бессмыс-ленного спонсорства по отношению к странам "третьего мира" (только за последние 3 года Россия списала более 40 млрд.долл. дол-гов развивающихся стран, оказав им большую помощь, чем весь ос-тальной мир; кроме того, наша страна уже списала или обязалась списать долги африканских стран в размере 11,3 млрд.долл.). Всякая гуманитарная помощь, включая списание и реструкту-ризацию долгов, может осуществляться исключительно в обмен на конкретные коммерческие или политические уступки. Это отнюдь не означает грабительской политики; так, при ос-воении ресурсов слаборазвитых стран Россия должна, как раньше Советский Союз, а сейчас Китай, предлагать лучшие условия, чем западные корпорации, в первую очередь за счет развития инфра-структуры, здравоохранения и образования. Это означает лишь, что российские инвестиции за рубежом, в том числе осуществляемые в форме гуманитарной помощи, должны окупаться в коммерческом и политическом смыслах, а не представлять собой бессмысленное рас-точение скудных материальных ценностей. Россия должна сознавать, что из-за ее относительной слабости доступная для нее гуманитарная помощь не в силах уменьшить масштабы страданий в мире; в то же время те же и даже меньшие ресурсы, направленные на развитие самой России под контролем российского государства, способны кардинально уменьшить мас-штабы страданий в самом российском обществе, перед которым рос-сийское государство, в отличие от слаборазвитых обществ - получа-телей гуманитарной помощи, несет прямую ответственность.

4.6. Защита прав граждан России и соотечественников Следует со всей решительностью прекратить практику систе-матического унижения граждан России и иностранцев, стремящихся сотрудничать с Россией, российскими посольствами, консульствами и торгпредствами как отвращающими от нашей страны даже ее соб-ственных граждан. Российская дипломатия должна осознать себя не как инстру-мент насилия государства над гражданами России и желающими со-трудничать с Россией, но как законный и естественный инструмент реализации неотъемлемых прав указанных категорий людей (если, конечно, "сотрудничество с Россией" иностранцев не направлено объективно ей во вред). Помимо выполнения российскими дипломатическими учреж-дениями за рубежом сегодняшних функций, они должны выполнять сервисные функции по отношению к гражданам России и иностран-цам, стремящимся к добросовестному сотрудничеству с нею. Любой гражданин России должен чувствовать там себя как дома и получать активную, инициативную поддержку. Более того: поскольку мы стремимся к лидерству на постсо-ветском пространстве, таким же должно быть отношение и к граж-данам постсоветских государств, по крайней мере, русской культу-ры: они должны поддерживаться российскими дипломатическими учреждениями как потенциальные граждане России. Российские дипломатические учреждения должны быть мос-том, соединяющим россиян с Родиной, инструментом поддержания и пропаганды российского образа жизни. Защита граждан России и соотечественников на постсоветском пространстве не должна носить лицемерно избирательного характе-ра и должна касаться не только наиболее, но и наименее развитых стран. В то же время, разумеется, интенсивность этой защиты может меняться для достижения тех или иных конкретных целей (как меня-ется, например, интенсивность борьбы "международной обществен-ности" с антисемитизмом, на проявления которого в Латвии и на Украине закрывают глаза).

4.7. Возврат российской собственности и культурных ценностей Россия обладает колоссальной собственностью за рубежом, права на которую не актуализованы (часто с царских времен, иногда с советских) и нуждаются в установлении при помощи юридических процедур. Реализация прав собственности на колоссальные латент-ные активы России за рубежом даст нашей стране не просто матери-альные ценности, способные приносить значительный постоянный доход, но основу для инфраструктуры разнообразного влияния на значимые для России страны и общества, в первую очередь коммер-ческого и культурного. Следует ясно и открыто заявить о наличии материальных пре-тензий к странам, удерживающим у себя принадлежавшие государ-ству ценности, вывезенные из России царской семьей, белогвардей-цами, фашистами во время Великой Отечественной войны или не возвращенные России развитыми странами под предлогом установ-ления в ней Советской власти. Существенно, что без признания этих претензий и как мини-мум начала их удовлетворения никакие встречные претензии по по-воду "возврата перемещенных культурных ценностей" российской стороной не должны даже рассматриваться. Даже в случае юридической несостоятельности (которая от-нюдь не самоочевидна) подобных претензий, их выдвижение и под-держание представляется действенным инструментом давления на развитые страны, который следует использовать в качестве "перего-ворной позиции для размена" при достижении компромисса по ши-рокому кругу вопросов.

4.8. Из ловушки "прав человека" - к обеспечению прав личности Права человека в их понимании, установленном еще Хельсин-ским совещанием в 1975 году, используются Западом как универ-сальный casus belli, оправдывающий любую агрессию, даже если она ведет к значительно более масштабному нарушению прав человека, чем те нарушения, которые первоначально были использованы как ее формальный повод. Приняв эту порочную логику, Россия не только утратит неза-висимость от Запада, превратившись в его эксплуатируемый прида-ток, но и сама поставит себя в положение "вечно виноватой", создав тем самым предпосылки для будущей агрессии против себя. Для избежания этой ситуации следует осознать: термин "права человека" - результат механического (и, отчасти, осознанно деструк-тивного) экспорта западных стандартов демократии на не подготов-ленную для них почву (в том числе отечественную). Эти стандарты были выработаны исходя из безусловной способности большинства общества самостоятельно защищать свои права. Поэтому западное понимание "прав человека" и демократии исходит из молчаливого предположения о необходимости защиты исключительно прав меньшинства, ограничиваемых большинством. В ситуации, когда интересы большинства в силу высокой развитости общества защищаются автоматически, это соответствует интересам общества в целом. Однако в России большинство общества в силу объективных причин не способно защищать свои интересы. В этих условиях энер-гичная и эффективная защита прав меньшинств (да еще и, как пра-вило, поддерживаемая извне) объективно превращается в отрицание прав большинства, - в, по сути дела, антиобщественную, антидемо-кратическую, деструктивную деятельность (так как общество в це-лом - это в первую очередь его большинство, а не меньшинства). Российское государство обязано защищать интересы в первую очередь именно большинства общества и потому должно открыто и гласно переформатировать задачу обеспечения потенциально раз-рушительных для него "прав человека" в задачу обеспечения жиз-ненно необходимых для его развития неотъемлемых "прав лично-сти" - на жизнь, жилье, образование, здравоохранение, труд, доступ к информации, участие в управлении, самовыражение и т.д.. Только в ходе решения этой задачи Россия из синонима авто-ритарной дикости и тупого насилия станет для мира символом, об-разцом и доступным примером современного глобального развития. Только так мы сможем достичь цели нынешнего этапа сво-его развития - вернуть России утраченное глобальное лидерство (разумеется, вместе со всеми приносимыми им дивидендами).

01.11.2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован