01 ноября 2006
3226

Основы внешней политики России (часть 2)

5. ОБЪЕКТЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. Государства: отделение суверенов от марионеток Процессы утраты и делегирования суверенитетов существенно меняют реальную, а не формально-административную политиче-скую карту мира. Слабые государства, как показывает пример Гру-зии, правительство и президент которой содержатся не грузинскими, но американскими налогоплательщиками, передают суверенитет бо-лее сильным, а относительно сильные государства, как показывает пример Евросоюза, - региональным наднациональным властям. Строго говоря, в рамках Евросоюза реальный суверенитет со-храняет лишь Великобритания. С остальными, даже Германией, Францией и Италией, надо обращаться как с добровольными рабами безответственной и ограниченной брюссельской бюрократии, ника-кой конструктивный диалог с которой в настоящее время в силу ее органических особенностей не возможен в принципе.

5.2. Глобальные корпорации Глобальные корпорации оказывают огромное влияние не только на мировую экономику, но и на мировую политику. Отноше-ния с ним не менее важны для государства, чем отношения с нацио-нальным бизнесом, и должны выстраиваться как в коллективном ка-честве (через участие высокопоставленных представителей государ-ства во встречах представителей международного бизнеса с внятны-ми ориентировками), так и в ходе индивидуальных переговоров и консультаций. Необходим постоянный мониторинг интересов глобальных корпораций, так как в своих интересах они способны оказывать серьезное давление на национальные государства как прямо, так и с привлечением усилий ряда развитых стран. При этом часто они вы-ступают непосредственными операторами развитых стран (прежде всего США), прямо осуществляя их интересы в экономической сфе-ре. Россия должна поддерживать с глобальными корпорациями дружеские отношения, иметь хорошую репутацию, привлекать их для решения локальных (прежде всего технологических) проблем и ни при каких условиях не допускать их проникновения на "команд-ные высоты" российской экономики. На практике это означает, что их надо выбросить из энергетического сектора, нанеся им значи-тельный ущерб, и при этом сохранить с ними прекрасные отноше-ния. Несмотря на внутреннюю противоречивость, эта задача решае-ма (особенно с учетом опыта глобальных корпораций, многие из ко-торых имеют опыт вынужденного ухода из колоний; кроме того, они, как правило, уже с лихвой окупили свои незначительные вло-жения в Россию).

5.3. Глобальные управляющие сети Глобальные управляющие сети не формализованы и не устой-чивы; постоянное изменение их конфигурации дополняется измене-нием их относительной значимости. Тем не менее именно эти перетекающие друг в друга клубки влияния являются сердцем глобальной политики. Именно в них за-рождаются идеи, ценности и интересы, которые движут "массовую" политику. Чтобы опережать события и участвовать в их формировании, а не плестись в их хвосте, чтобы участвовать в формировании гло-бальной "повестки дня" и "правил игры", а не быть их беспомощной жертвой, российское государство должно: иметь своих надежных представителей в этих сетях; оперативно отслеживать и анализировать их развитие; иметь возможность постоянно, а не эпизодически, и эффек-тивно влиять на них.

5.4. Исламский мир: новый Коминтерн Экспансия радикального ислама вызвана тем, что созданный Западом мировой порядок лишает две трети человечества возможно-сти жить в соответствии со стандартами потребления, навязываемы-ми глобальной западной же рекламой и вынуждает массы людей ис-кать справедливости вне существующих правил игры. Обещая дос-тупное каждому достижение справедливости и воплощение морали, ислам выступает прямым наследником коммунизма. Он может изжить одну из своих слабостей, обретя государст-венную субъектность в лице объединенного государства Талибан (или, для шиитской части исламского мира, в лице Ирана, особенно после обретения им прямого контроля над шиитской частью Ирака). Однако его неискоренимая слабость заключается в том, что из-за отсутствия собственных технологий и финансовой системы его представители вынуждены держать критически значимую часть сво-их активов в юрисдикции своего стратегического конкурента - За-пада. Это обусловливает его несамостоятельность и манипулируе-мость. Соперничество между Западом и Китаем за использование ис-ламской экспансии в качестве "ледокола" против своих стратегиче-ских конкурентов выиграет более однородный культурно и лучше управляемый Китай. Запад неминуемо перейдет к использованию ислама против различных своих элементов (США будут науськивать исламскую экспансию на Евросоюз, континентальная Европа - на Великобританию и т.д.). Россия должна научиться манипулировать радикальным исла-мом, направляя его экспансию в выгодном ей направлении или, как минимум, отстраняя ее от себя. Необходимо приобрести иммунитет против него (в тактиче-ском плане - за счет искоренения коррупции и повышения уровня жизни), став для него отчасти "своей", объединив в своей будущей идеологии представителей различных религий, в том числе и му-сульманской. При этом формирование в России справедливого государства, ответственного перед своими гражданами и объединяющего их на наднациональной и надрелигиозной основе снизит привлекатель-ность радикального ислама, так как покажет более универсальный и общедоступный путь к реализации естественных человеческих пред-ставлений о справедливости.

5.5. Глобальная преступность Понятно, что всерьез говорить о наличии местной граждан-ской власти, например, в Косово не имеет смысла. Эти власти явля-ются в подобных регионах и даже государствах простой декорацией, прикрывающей мультинациональные по сфере своей деятельности и, как правило, этнические по своей природе организованные пре-ступные сообщества. Как бы ни было неприятно, именно они являются реальными субъектами политики, и именно с ними в случае необходимости придется решать насущные проблемы (например, освобождение за-ложников, сокращение или изменение маршрутов наркотрафика, ог-раничение террористической активности и так далее). Соответственно, государство должно иметь интерфейс для взаимодействия с подобными структурами (в виде спецслужб и до-веренных экспертов), анализа их деятельности и воздействия на них способами, доступными их восприятию (включая прямое уничтоже-ние их чувствительных элементов). В частности, не следует забывать, что борьба с российской оргпреступностью и коррупцией не может вестись только в рамках России, она неминуемо будет глобальной и потребует в этом качест-ве сотрудничества не только с мировым правоохранительным сооб-ществом, но и с зарубежными, в том числе транснациональными конкурентами "российской мафии".

5.6. Прочие сетевые структуры Глобализация, упростив коммуникации, качественно повысила значимость сетевых структур, включая культурные и религиозные. По мере роста миграционных процессов особенно растет политиче-ская роль диаспор, которые к тому же, как правило, нуждаются в по-литической поддержке и готовы принимать ее со стороны предста-вителей третьих стран. Так как соответствующие сферы являются важной составляющей личности человека, соответствующие сетевые структуры исключительно важны для формирования общественного мнения и потому должны эффективно использоваться российским государством. При этом оно, разумеется, должно и само создавать глобаль-ные сетевые структуры, формально никак не связанные с ним, и ис-пользовать их для достижения своих внешнеполитических целей.

6. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6.1. Китай: сдерживание партнера Россия должна использовать колоссальные возможности Ки-тая, придав его экспансии выгодные себе формы и направления и используя его в качестве противовеса Западу. Ради этого придется идти и на временные ухудшения отношений. Строя замкнутую, максимально удовлетворяющую свои по-требности экономику, Китай сужает глобальный рынок так же, как в 30-е годы ХХ века грозили сузить его Германия, Италия и Япония. Именно в этом сужении заключается главная угроза, создаваемая им развитым экономикам. Китай не понимает ее сути, как не понимал ее Гитлер (а Рузвельт понимал с предельной ясностью). При этом Китай, живя за счет экспорта, зависит от подрывае-мого им Запада. Проявление этого - поддержка в 2006 году "на пла-ву" доллара. В результате, выигрывая конкуренцию у Запада, он тем самым наносит ущерб себе. Поэтому в стратегическом отношении он обречен на состояние равновесия с ним и не может одержать по-беды, хотя и может приближаться к ней сколь угодно близко. Рост населения ставит Китай на грань экологической катаст-рофы; обостряющаяся нехватка ресурсов будет подстегивать китай-скую экспансию, даже если она останется стихийной. В частности, споры из-за воды, катастрофического загрязнения окружающей сре-ды и браконьерства на российской территории будут нарастать. России от Китая, как и от ислама, нужна прежде всего безо-пасность. Поэтому, всемерно развивая сотрудничество, мы должны надежно и наглядно гарантировать невозможность военного захвата никакой части наших территорий к востоку от Урала. Необходимо надежно защитить себя от политических послед-ствий китайской экспансии (включая разрушение этнополитическо-го баланса и утрату контроля за территориями к востоку от Урала), используя ее для получения неисчерпаемого ресурса дисциплиниро-ванной и трудолюбивой рабочей силы. Для этого следует в том чис-ле изучить и творчески использовать опыт Мохатхира, в течение 20 лет лишившего китайский капитал всякого политического влияния, но при этом сохранившего его позитивное (и преобладающее) уча-стие в экономике Индонезии. В то же время следует учитывать крайне низкую ассимилятив-ную способность китайцев. Это народ, возможность перемалывания которого в русскую нацию крайне сомнительна; соответственно, по-ка не выработано рецепта такой интеграции, приток китайцев в Рос-сию и особенно в ее восточные регионы должен ограничиваться. В перспективе Китай представляет собой сужающийся рынок для оружия и технологий, расширяющийся - для сырья. Идя за ки-тайским спросом, мы попадем в "сырьевую ловушку", переориенти-руясь с технологий на поставку преимущественно сырья. Необходи-мо, в том числе против воли китайской стороны, переходить на пе-реработку все большей части экспортируемых материалов на своей территории, повышать дисциплину экспорта и выкорчевывать орга-низованную преступность, в том числе этнически китайскую (иначе экспорт природных ресурсов в Китай будет оставаться криминаль-ным и потому экономически бессмысленным для России). На опре-деленных этапах это может вызывать напряжения в отношениях с Китаем, однако без этого Россия просто прекратит существование в современных границах в течение 10, максимум 15 лет. Необходимо поддерживать подавляющее, не подлежащее со-мнению преимущество над Китаем в ядерном, космическом, авиаци-онном оружии, а также в системах ведения огня, размещенных в ре-гионах, прилегающих к российско-китайской границе. Россия должна сохранить доминирующее влияние в Средней Азии и не допустить переход ее под преобладающий контроль Китая (на что объективно нацелена Шанхайская организация сотрудниче-ства). Соответственно, нельзя допустить полномасштабной реализа-ции проекта трансъевразийской магистрали из Китая через Среднюю Азию в обход территории России. Китай является для России важным примером эффективной государственной политики и создания высокотехнологичных произ-водств "на пустом месте". Так как китайский бизнес носит глобальный и сетевой харак-тер, при сотрудничестве с Китаем надо учитывать ресурсы "Большо-го Китая", включающего, наряду с его континентальной частью, Тайвань, Сингапур, ряд стран Юго-Восточной Азии с доминирую-щей ролью Китайского капитала в экономике, а также многочислен-ные китайские экономические анклавы по всему миру. В то же вре-мя многие вопросы с Китаем можно урегулировать за счет включе-ния в число рассматриваемых проблем его интересов на территории третьих стран. Принципиально важно ни при каких обстоятельств не упус-кать из виду специфики китайской цивилизации - наиболее древней из существующих, породившей добившуюся наиболее впечатляю-щих результатов систему управления, наиболее приспособленной к коллективной глобальной конкуренции.

6.2. Постсоветское пространство: изживание хаоса Ни одно из постсоветских государств (единственным и не бес-спорным исключением является сама Россия) не продемонстрирова-ло способности к самостоятельному развитию и даже существова-нию. Их деградация очевидна. За исключением Прибалтики, под-держиваемой и контролируемой Евросоюзом, постсоветское про-странство генерирует хаос, захлестывающий Россию. Россия вынуждена ликвидировать этот хаос, для чего необхо-димо обеспечить развитие постсоветского пространства, приносящее прибыль России и ее бизнесу (так как на простое кормление соот-ветствующих стран не хватит никаких ресурсов; за это не смог взяться даже Запад). Для обеспечения развития постсоветского пространства Рос-сия должна контролировать его. Ключевой элемент совмещения контроля с развитием - переход в собственность российских госу-дарственных корпораций (правда, нужно еще восстановить контроль за ними самого российского государства) всей инфраструктуры и привлекательных активов постсоветского пространства в обмен на поставку энергоносителей по льготным ценам, позволяющим разви-вать соответствующие производства. Для реализации соответствующего "большого размена" (соб-ственность и фактически суверенитет в обмен на энергию) необхо-димо создание мощных пророссийских лобби и оппозиционных по-литических структур с молодыми привлекательными лидерами во всех странах постсоветского пространства. Стратегической целью является воссоединение в рамках еди-ного государства России, Белоруссии и Казахстана, а затем и Украи-ны (за исключением, вероятно, Западной) как стран, экономики ко-торых образуют единый комплекс, не способный к нормальному функционированию в разделенном состоянии. Весьма существен-ным является и невозможность создания полноценной границы Рос-сии с этими странами, в то время как внешние границы Белоруссии и Украины в основном унаследованы от СССР, а граница Казахстана с остальными государствами Средней Азии частью обустроена, ча-стью носит естественный характер и потому поддается обустройству относительно легко. Вкладом Казахстана явится во многом модернизированная элита, Украины - навыки стихийной демократии и самоуважение граждан, Белоруссии - некоррумпированные силовые структуры, России - средства и энергоносители. Объединенное государство может расширяться за счет при-соединения к нему других государств, если это экономически целе-сообразно, однако изложенная конфигурация является минимально целесообразной. В стратегическом плане необходимо рассматривать не только русских, но и все население постсоветского пространства, обладаю-щее русской или близкими к ней культурами, как разделенный народ (подобно разделенным немецкому и корейскому народам), объеди-нение которого неизбежно и является стратегической целью россий-ского государства. Принципиальной задачей России является сохранение своего доминирования в Средней Азии и особенно в Казахстане. Система-тическое вытеснение ее китайским влиянием, осуществляемое в том числе через Шанхайскую организацию сотрудничества, должно быть остановлено и повернуто вспять. В частности, нельзя допустить реализации ни одного проекта строительства газопровода из Казахстана в обход территории Рос-сии, так как такой газопровод вне зависимости от того, пойдет ли он на восток (в Китай) или на запад (по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан), неминуемо отсечет Россию от жизненно необходимого ей газа Туркменистана и Узбекистана. Более того: характер установившегося в Туркменистане поли-тического режима делает вполне возможной его демократизацию, в результате которой население Туркменистана получит существен-ный рост доходов (за счет справедливого распределения выручки от экспорта газа), а Россия - уверенность в сохранении ориентации Туркменистана именно на ее рынок. Необходимо либо прекратить функционирование Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), прямо нарушающего россий-ское законодательство и создающего конкуренцию российской неф-ти, в том числе и в черноморских проливах, где она из-за политиче-ской позиции турецкого руководства становится недобросовестной, либо привести режим функционирования КТК в соответствие рос-сийскому законодательству. Следует сделать все возможное для прекращения функциони-рования трубопроводов по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан как нарушающих стратегические интересы России. Проблема непризнанных государств должна решаться в пер-вую очередь с точки зрения интересов их населения. Попытки орга-низации геноцида абхазов и осетин сделали невозможным пребыва-ние Абхазии и Южной Осетии в составе Грузии. В то же время ос-новную часть населения этих республик составляют граждане Рос-сии, которых Россия обязана защищать. В силу этого Абхазия и Южная Осетия должны быть признаны в качестве независимых го-сударств, а по возможности - быть приняты в состав России (это по-может справиться и с соответствующими преступными группиров-ками). Приднестровье занимает особое место, так как фашистский режим молдавских национал-демократов утратил власть еще в 1995 году, и в настоящее время между Молдавией и Приднестровьем не существует межнационального конфликта, который локализован ис-ключительно в политической плоскости и потому поддается соот-ветствующему решению. Однако интересы России при определен-ном поведении Евросоюза могут требовать создания независимого Приднестровья, и в этом случае все необходимые меры должны быть приняты. При рассмотрении проблемы Нагорного Карабаха не стоит за-бывать, что корни напряженности между армянами и азербайджан-цами (которые в начале ХХ века считались еще ветвью турецкого народа) уходит в геноцид армян, проведенный младотурками. По-пытка решения проблемы Нагорного Карабаха в отрыве от пробле-мы признания геноцида так же малоперспективна, как и всякая по-пытка исправить следствие, не трогая причину. Поэтому Россия может предложить путь решения проблемы, основанный на признании Турцией ее первопричины - геноцида ар-мян - с принесением извинений на государственном уровне и после-дующей выплатой существенных компенсаций. По мере осуществ-ления этой выплаты армяне должны будут поэтапно освободить за-нятую в ходе карабахской войны территорию Азербайджана, сохра-нив за собой Нагорный Карабах и надежный транспортный коридор, соединяющий его с остальной Арменией. Существенно, что Турция, признав геноцид, устранит таким образом одно из ключевых препятствий своего принятия в вожде-ленный для нее Евросоюз, причем сделает это не под давлением, а в порядке оказания помощи родственному государству. Обмен территорий на признание общеизвестного историческо-го факта колоссального морального значения, при всей своей слож-ности и неоднозначности, позволит всем участникам мирного про-цесса получить желаемое, сохранив достоинство и ощущение собст-венной правоты. Важной проблемой постсоветского пространства является экс-пансия татар в Крыму, в результате чего через 10-15 лет Украина (а с ней и объединенное государство, если его удастся создать) может получить там некоторый аналог российской Чечни. Прибалтика, возглавляемая выходцами из США, должна про-должать существовать на средства Евросоюза. Финансирование ее за счет российских денег (в том числе за счет транзита) должно быть сокращено до неизбежного минимума. Это положение должно со-храняться до тех пор, пока руководство стран Прибалтики не захо-чет развивать сотрудничество с Россией. Калининградская область должна перестать стать "черной ды-рой" в российской таможенной границе. Разумно превратить ее в финансовый оффшор для европейских (но не для российских) капи-талов, выкачивающий "горячие деньги" Евросоюза после ликвида-ции банковской тайны в Швейцарии и Австрии.

6.3. США: защита от агонии сверхдержавы Поражение республиканцев на довыборах 2006 года по мень-шей мере на 6 лет (2 года до выборов 2008 года, в течение которых Буш будет оставаться "хромой уткой", и следующий срок демокра-тической администрации, напоминающей худшее издание Картера) устранит США с роли главного и наиболее активного игрока на гло-бальной политической арене. Соответственно, роль, возможности и влияние России возрастут, однако в настоящее время российское го-сударство просто в силу своей установившейся природы не имеет ресурсов, в первую очередь интеллектуальных и организационных, чтобы в полной мере воспользоваться открывающимися возможно-стями. Пока Россия слаба, мы должны, сдерживая США в реализации их конкретных корыстных интересов (в частности, нельзя допустить вывода их вооружений на качественно новый уровень, позволяющий вести разрушительную для врага войну без риска потерь), поддер-живать их в главном, в реализации их глобальной миссии - в под-держании общемирового порядка, пусть даже и несправедливого. Когда же Россия окрепнет, ее задача изменится на противопо-ложную - скорейший слом отжившего миропорядка и его переделка в соответствии с собственными нуждами. В этот момент отношение к США должно также измениться на противоположное, ибо они бу-дут ключевым элементом этого подлежащего слому порядка. Все их слабые элементы, в том числе внутренние (в первую очередь расту-щая этноконфессиональная дифференциация общества и износ об-щественной инфраструктуры) должны быть беспощадно атакованы, желательно чужими руками, никак не связанными с Россией. При этом недопустимо возникновение угрозы глобальной ка-тастрофы (в первую очередь ядерной). Строго говоря, мы должны поступить с ними ровно так же, как они поступили с нами в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века, и, не допустив их сентименталь-ных ошибок, гарантировать себя от их возрождения.

6.4. Саудовская Аравия и Иран: скользкие ключи к исламу Саудовская Аравия является лидером суннитского мира, Иран - шиитского. Религиозное соперничество между ними усугубляется тем, что первая тесно и неформально связана с США, а второй явля-ется его злейшим (после свержения Хусейна) врагом. Влияние на них, использующее противоречия между ними, по-зволит оказывать влияние на весь исламский мир. Основными задачами внешней политики России по отноше-нию к ним являются: поддержание максимально высоких цен на нефть в течение максимально возможного времени (в идеале еще и без сво-его непосредственного участия, чтобы не вызывать лишне-го давления Запада); отвращение экспансии радикального ислама от России (а в идеале - направление ее на выгодные России цели); сдерживание экспансии Запада; прорыв российских производителей на рынки высокотех-нологичных услуг (вроде опреснения воды или геологораз-ведки) богатых и не развитых исламских стран.

6.5. Европа: принципы корыстной глухоты Евросоюз демонстрирует классический пример кризиса управ-ляемости, вызванного вышедшим из контроля расширением, пре-восходящим возможности управляющей системы (в том числе и из-за чрезмерного для нее разнообразия управляемых объектов). Некомпетентность руководства возведена в принцип ради удовлетворения самолюбий местечковых политиков, что в сочета-нии с органической неспособностью брюссельской бюрократии не то что к равноправному сотрудничеству, но даже к диалогу породи-ло термин "Объединенные европейские эмираты". При этом новые члены Евросоюза отдаются на растерзание бизнесу более развитых старых членов, который скупает экономики "на корню" и закрывает недостаточно конкурентоспособные произ-водства. Результат - колоссальная безработица, как в Польше (сни-зившаяся в результате эмиграции официально с 21 до 18%, неофи-циально с 27 до 22%), или перенапряжение государственных финан-сов, как в Венгрии. Политическая конкуренция ведется не за правую или левую политику, но исключительно за право осуществлять заведомо невы-годную для этих стран политику Евросоюза. Результат - рост анти-европейских настроений и национализма, наглядно видный не толь-ко в Польше и Венгрии, но и в Болгарии, где националистическая партия заняла уверенное второе место (важная задача России - не допустить антироссийской переориентации национализма). Между новыми и старыми членами Евросоюза постепенно растет напряжение, эффективно используемое США. Ключевую роль в этом играет Польша - "одновременно 25-й член ЕС и 52-й штат США", которая становится подлинным ключом к Евросоюзу и должна использоваться Россией в этом качестве. Недопустимо пренебрегать ей или использовать ее как объект для эмоциональных срывов, будь то внутрироссийские или россий-ско-германские. Польша - кадык Евросоюза, за который его необхо-димо держать. Задача российской внешней политики заключается в том, что-бы перестать страдать от этих и многих других недостатков Евро-пейского Союза и начать использовать их в своих целях. Цель - наращивание экономических связей с развитыми стра-нами Евросоюза, в первую очередь прорывом на его внутренний ры-нок продукции с высокой добавленной стоимостью и заимствовани-ем технологий, в первую очередь управления (в основном у Велико-британии). Необходимо добиваться "размягчения" Евросоюза по от-ношению к российскому проникновению, обеспечивая максимально широкое заимствование его деловой и обыденной культуры. В то же время Евросоюз следует отучать от многолетней при-вычки к менторству, использованию давления на Россию по гумани-тарным вопросам для достижения коммерческих целей, хамскому навязыванию ей своих интересов в качестве истины в конечной ин-станции (например, Договора к Энергетической хартии) и рассмат-риванию внутреннего рынка России как своего естественного и не-отъемлемого достояния. России следует добиваться максимального перенесения центра тяжести отношений Россия-ЕС на механизмы Россия - государства-члены ЕС и Россия - Совет ЕС, всячески ограничивая взаимодейст-вие с Комиссией ЕС. Переговоры с ней должны вестись лишь по тем вопросам, по которым она обладает исключительными полномочия-ми. Преимущественный диалог с государствами-членами и межго-сударственными институтами ЕС придаст дополнительный импульс выгодной РФ децентрализации Евросоюза, ограничения полномочий Еврокомиссии и ее превращении в своего рода "секретариат" Евро-союза. Это же будет содействовать эволюции Евросоюза к нормаль-ной конфигурации, при которой основными правами обладают крупные экономически развитые "старые" члены Евросоюза, а влияние незначительных по своим масштабам и экономическому по-тенциалу и новых членов Евросоюза (последние настроены наиболее антироссийски и имеют минимальный опыт ответственности) будет ограничено до уровня, соответствующего их способности и компе-тентности. Следует отказаться от ряда обязательств, принятых Россией на переговорах с Евросоюзом о присоединении России к ВТО (по росту внутренних цен на газ, сельскому хозяйству, фитосанитарному кон-тролю и т.д.) под политическим давлением ради завершения этих переговоров "в срок". Следует жестко пресекать попытки ЕС ис-пользовать присоединение России в ВТО для вымогательства усту-пок по иным аспектам отношений (энергетика, транссибирские пе-релеты, Договор к Энергетической хартии и т.д.), в том числе уже после заключения соглашения о присоединении. России надо вос-пользоваться заявлением Евросоюза о намерении отозвать свое со-гласие на присоединение России к ВТО и отложить переговоры о присоединении до активизации модернизации российской экономи-ки, отложив на это же время выполнение российских обязательств. Необходимо разрушить сложившийся в Лахти единый анти-российский фронт европейских энергоимпортеров и научиться ис-пользовать либерализацию европейских рынков энергоносителей для повышения цен на них. Сознавая неизбежность краха Евросоюза в сегодняшнем виде, необходимо всемерно наращивать связи с новыми его членами для использования их в качестве каналов для политического и экономи-ческого проникновения в наиболее развитые его страны и закрепле-ния в них. В отношении Восточной Европы следует взять курс на интен-сификацию экономического сотрудничества в обмен на уступку рос-сийскому бизнесу, а по возможности, и государству значимых акти-вов. Поддерживая националистические силы, следует отрывать Вос-точную Европу от Евросоюза, убеждать ее, что рынок для ее про-дукции есть только в России, и тем самым привязывать к себе на вы-годной для России основе.

6.6. Япония: возвращение самурайского духа После того, как напуганная Китаем и стремящаяся к возрож-дению "национального духа" Япония расширит "силы самооборо-ны" до полноценной армии (в полной мере оснащенной наступа-тельными вооружениями) и изменит Конституцию, можно предпо-лагать ее вступления в НАТО. Японию бессмысленно пытаться задобрить - не стоит забы-вать, что в 60-80-е годы актуальность проблемы "северных террито-рий" поддерживалась именно для того, чтобы иметь предлог не раз-вивать сотрудничество с Советским Союзом. И совсем не случайно, как выяснилось при последней попытке отдать острова, северная граница "северных территорий" принципиально не определена. По-этому надежды на крупномасштабное экономическое сотрудничест-во с Японией, несмотря на весь его потенциал, несбыточны, так как противоречат менталитету японской элиты. Реально осуществление отдельных крупных межгосударствен-ных проектов, связанных с глобальными интересами (так, Тихооке-анский нефтепровод не вызвал никакого интереса у японского биз-неса, но японское государство поддержало его, так как он соответст-вует курсу США на недопущение эксклюзивного доступа Китая к нефти Сибири). Задача России - решение проблемы браконьерства (которая является в основном внутренней российской проблемой, несмотря на его поощрение японскими властями) и смягчение остроты про-блемы Южных Курил (при этом придется преодолевать недовольст-во японцев необходимыми специальными мерами по их развитию). Инструментом давления на Японию должна стать угроза ограниче-ния японского экспорта в Россию (в первую очередь автомобилей) в пользу производителей аналогичных товаров из других стран (в том числе Китая) и развития собственно российского производства. Российская внешняя политика должна добиться того, чтобы активизация Японии, в том числе милитаристская, "увязла" в ее страхе перед Китаем и стала дополнительным фактором, удержи-вающим его от броска на российский Дальний Восток. Кроме того, следует противодействовать созданию японской ядерной бомбы.

6.7. Особые территории дальнего зарубежья В силу специфики бегства людей и капитала из России в даль-нем зарубежье сложилось несколько зон с высокой долей людей, тесно связанных с Россией, и их высоким влиянием на хозяйствен-ную и политическую жизнь. Это прежде всего Кипр (вряд ли можно считать случайностью, что Россия едва ли не единственный раз использовала свое право ве-то в Совбезе ООН именно при обсуждении вопроса о воссоединении Северного и Южного Кипра), Израиль (в котором "русская партия" стала существенным политическим фактором) и Черногория, эконо-мика которой практически контролируется российскими капитала-ми. В меньшей степени это же относится к курортным регионам Ис-пании. Заметным влиянием обладает российская диаспора в Лондоне, а также Берлине и Европе в целом (где может возникнуть даже Рус-ская Европейская партия). При всей неоднородности этих диаспор их представители крайне настороженно относятся к российскому государству, но ис-пытывают огромную симпатию к России, а частично вообще счита-ют ее своей Родиной, что создает колоссальные возможности для использования их для активной дипломатии, в том числе через сете-вые структуры, формально не связанные с государством. Если же последнее не на словах, а на деле начнет постоянно демонстрировать свою добросовестность и стремление помогать соотечественникам, последние начнут, в свою очередь, поддерживать его и в его откры-тых начинаниях. Цель внешней политики России в указанных государствах за-ключается в обеспечении максимально дружественной их позиции при решении как международных, так и коммерческих вопросов. Существенная проблема - возможность воздействия стратеги-ческих конкурентов России на иностранные активы российской эли-ты с целью превращения ее в коллективного "агента влияния". Стратегическим ответом на это может быть лишь замена эли-ты на новую, критически значимая часть (то есть та часть, пожерт-вовать которой в обычных условиях невозможно) как материальных, так и нематериальных (например, репутационных) активов которой находилась бы в сфере контроля российского общества, а не его конкурентов. Пока эта задача не решена, необходимо четко зафиксировать отношение к иностранным активам российских граждан за рубежом, установив, что незначительные активы или активы, являющиеся ре-зультатом экспансии российского капитала, защищаются россий-ским государством как свои собственные. При конфликтах российского государства с соотечественни-ками (например, при подозрениях в существенной неуплате налогов) следует обращаться за помощью к государствам их пребывания лишь в последнюю очередь, когда все остальные возможности ре-шить проблему "между своими" будут исчерпаны.

6.8. Остальной мир: точечные возможности Представляется разумным установить, что остальной мир должен рассматриваться внешней политикой России как зону тща-тельного мониторинга, поиска и реализации отдельных возможно-стей, как политических, так и коммерческих, однако в целом не представляет системного интереса. Ограниченное исключение представляет Индия как внезапад-ный противовес одновременно и китайской, и исламской экспанси-ям, а также потенциальный торговый партнер (хотя относительно высокое качество индийского менеджмента и технологического раз-вития передовой части экономики резко ограничивает возможности сотрудничества с сегодняшней Россией). Важными темами являются также постоянный кризис отноше-ний Израиля с палестинцами (руководство которых в полной мере осознает, что в случае установления мира оно лишится и денег, и влияния) и медленный, хотя и неостановимый процесс воссоедине-ния Кореи (в результате чего возникнет еще одна ядерная и при этом экономически мощная держава; хозяйственный и политический ры-вок Кореи должен при этом использоваться для сдерживания Китая). Россия должна участвовать в урегулировании тих процессов, стре-мясь получить максимальную выгоду, однако ее возможности и, следовательно, потенциальные дивиденды объективно ограничены.

Заключение. ОЦЕНКИ СРОКОВ И ЭТАПОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ РОССИИ Внешняя политика России является не только инструментом, но и производной от ее внутренней политики. Сочетание разумности и активности внешней политики может быть достигнуто лишь при условии хотя бы начала оздоровления и модернизации российского государства, прививания ему ответственности перед собственным обществом. В силу неопределенности времени начала этого процесса мож-но говорить не о конкретных годах реализации тех или иных этапов, а о времени, которые они могут потребовать. Действия по всем направлениям могут быть начаты даже при нынешней системе управления внешней политикой и вестись одно-временно. Необходимая предпосылка возвращения России в глобальную политику - эффективная система управления внешней политикой - может быть создана, с учетом формирования кадрового костяка, за год. Первый этап - превращение в активную и осознанно доми-нирующую силу на пространстве СНГ - может быть при напря-жении всех сил выполнен в течение года. Ключевой проблемой яв-ляется рост влияния Китая в Средней Азии, однако пока он еще не приобрел масштабов, способных заблокировать возвращение Рос-сии. Второй этап - превращение в политический, а не только экономический "центр притяжения", сопоставимый с глобальными "центрами силы", для стран Прибалтики, Восточной Европы, уже вошедших в Евросоюз или находящихся в процессе присоединения к нему, Монголии и значимых для нас стран Латинской Америки, Аф-рики и Юго-Восточной Азии. Этот этап может занять от 2 до 3 лет (чем лучше будет экономическая ситуация в традиционных "центрах притяжения" этих стран, например, в Европе, тем более длительным и сложным будет этот процесс). Третий этап - формирование динамического равновесия с глобальными "центрами силы", в роли которых, вероятно, будут вы-ступать США и Китай, на основе не регионального, а глобального влияния России, осуществляемого многообразными путями, в том числе через международный бизнес и разнообразные сетевые струк-туры. Решение этой задачи потребует, насколько можно предполо-жить в настоящее время, от 7 до 10 лет.


01.11.2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован