Совсем недавно все внимательно следили, как между Россией и Великобританией разворачивается настоящая дипломатическая война. Что такое дипломатические войны, насколько они эффективны и кто за ними стоит? Эту проблему мы и обсудим с нашим экспертом Федором Вадимовичем Шеловым-Коведяевым, политологом-международником, кандидатом исторических наук, профессором Высшей школы экономики.
- У вас есть опыт работы в дипломатическом ведомстве; в начале 90-х вы работали заместителем министра иностранных дел. Итак, как вам кажется, Англия и Россия сильно поссорились, если такое определение вообще применимо к отношениям двух стран?
ШЕЛОВ-КОВЕДЯЕВ: Во-первых, в данной ситуации я полностью солидаризируюсь с позицией президента Путина, который сказал, что это микрокризис. То есть большой ссоры не было, а были достаточно неприятные для обеих сторон трения, но не более того. Что меня удивило - это то, что никто из комментаторов, мнение которых я слышал или читал (может, я что-то пропустил, - врать не буду), не обратил внимания на такую простую интригу, которая присутствовала в начале работы кабинета Гордона Брауна. Всегда на протяжении последних десятилетий - сколько я имею опыта в свои пятьдесят один год, я всегда знал, что первый визит каждый новый британский премьер совершал в Вашингтон.
Первый раз в жизни Гордон Браун сначала поехал в Париж, потом - в Берлин, и только в третью очередь - в Вашингтон. Это в определенной степени дистанцирование, определенная фронда, поскольку мы помним, что Тони Блэра называли "любимым пуделем Джорджа Буша". Это сделано, чтобы показать: Британия самостоятельная страна, ее политика также самостоятельна. Но для того чтобы не перенапрячь ситуацию, кабинету необходимо было устроить некоторый маленький скандальчик с партнером, который, во-первых, сопоставим по мощи с Соединенными Штатами, а во-вторых, имеет разнообразные отношения с теми же США. А это Россия. То есть чтобы показать Вашингтону: я фрондирую, но я - свой, Гордону Брауну нужно было устроить нечто такое, бросить некий вызов, перчатку Москве, а заодно пощупать нас, слабонервные мы, или все же нет.
Я считаю, что мы очень достойно прошли эту ситуацию. Я уже процитировал Путина, но и все остальные ответственные лица государства тоже держались очень достойно. Мы показали, что, во-первых, мы не слабонервны, а во-вторых, мне показалось, что с очень удачным юмором, скепсисом, иногда даже с сарказмом комментировалась высылка четырех наших дипломатов. И это хорошо ложилось на британское ухо, потому что, вы знаете, британский юмор - весь на полутонах: люди как бы шутят, но вроде не в лоб, не прямо, иногда даже и не о том, о чем дан повод пошутить. И в этом смысле, мне кажется, все было очень хорошо.
С другой стороны, мы должны понимать, что это все-таки внутренняя интрига в отношениях между Британией и США, и в большей степени чем между Британией и Россией. И поскольку объектом, инвективой была избрана именно Россия, это признание того, что мы приобретаем все больший вес в мире, что наша роль становится все более активной. И что уколоть нас, чтобы показать свою преданность Соединенным Штатам, - это воспринимается всерьез.
- В 90-е, когда вы служили в дипломатическом ведомстве, ситуация была иной?
ШЕЛОВ-КОВЕДЯЕВ: Тогда ситуация была другой. Помню, какую бурю возмущения вызвала в депутатском корпусе моя попытка объяснить, что не надо воспринимать конгресс США как ЦК КПСС (я тогда был депутатом и фактически исполнял роль статс-секретаря, которых тогда еще не было, но я периодически должен был представлять позицию МИДа в Верховном совете). Я говорил: у конгресса США есть своя страна, свои национальные интересы, своя политика.
Почему меня до сих пор считают проамериканским политиком?! Потому что это воспринималось как защита американцев. А я просто говорил, что они не будут содержать Россию. А если будут содержать, то будут требовать соблюдения своих правил. Вы готовы на это? - спрашивал я тогда. Либо мы должны были показать, что способны сами выкарабкаться из ситуации, в которой оказались, и только тогда предъявлять какие-то требования, либо - перестать ждать, что они нам заплатят за то, что мы установили у себя демократию. Ничего за это они нам не заплатят! Вот если бы мы с самого начала об этом договорились... Но мы же не предатели, такой договоренности не могло быть, ни мы, ни нам никаких расписок никто не давал. Ни Ельцин, ни Горбачев, несмотря на то, что про них потом рассказывали...
Америка нам ничем не была обязана, поэтому и вела себя таким образом по отношению к нам. Мы были слабыми, поэтому наши устремления можно было с легкостью игнорировать... Сейчас тональность поменялась; нас воспринимают всерьез.
http://www.radiorus.ru/news.html?id=211336
08.08.2007