Эксклюзив
Карпенков Степан Харланович
09 февраля 2024
547

От краеведения до музея

В средине прошлого века в Советском Союзе большое внимание уделялось науке и образованию, и на их развитие выделялись государством немалые финансовые и материальные средства. В 1953 году на Ленинских (ныне Воробьёвых) в торжественной обстановке был открыт новый уникальный комплекс зданий для Московского государственногоуниверситета имени М.В. Ломоносова, включающий необычно высокое здание, увенчанное золочёной звездой, корпуса для учебного процесса и научной работы, общежития для студентов и отдельные корпуса для проживания профессоров и преподавателей. Примерно через десять лет в Подмосковье и в других российских областях возводились уникальные наукограды и открывалисьмногие научно-исследовательские институты, гдеразработки доводились до практического внедрения. И результаты были на лицо – первый в мире искусственный спутник Земли, первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин, лучшие в мире самолёты и вертолёты и многое другое лучшее в мире.

Государство уделяло большое внимание всей системе образования, начиная от среднего и кончая фундаментальным и прикладным, нацеленным на решение практических задач. Образование былобесплатным и доступным для широких слоёв население. По своему содержанию и приложению оно было классическим в естественно-научных и технических отраслях и нацеленным на практические результаты, а не на достижение мнимого светлого будущего, как это преподносилось в гуманитарных науках. Фундаментальное и прикладное образование, как и знания в целом высоко ценились в обществе, а учителя и преподаватели были в почёте. 

С целью повышения практической значимости полученных знаний в начале 1960-х годов в Советском Союзе было введено одиннадцатилетнее образование, когда в последних двух классах проводились занятия по освоению той или иной профессии. Например, в Литвиновичской средней школе в Гомельской области, где мне посчастливилось учиться, преподавалось столярное дело. Учебные занятия по специальности вели замечательные учителя: А.В. Ладик, К.М., Агеенко и И.П. Петроченко. В конце обучения решением комиссии мне была присвоена квалификация столяра четвёртого разряда (это очень высокий разряд, если учесть, что самый высокий – шестой). Знания и навыки столярного дела и умение владеть столярными и слесарными инструментамипригодились мне в будущем, когда я работал в геофизических экспедициях в университете, в студенческих стройотрядах, и когда своими руками собирал установку для экспериментальных исследований, проводимых в лаборатории профессора Романа Владимировича Телеснина на физическомфакультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Такие знания оказались не лишними при выполнении разных домашних работ и на даче.

Примерно по такому же дидактическому принципу практического образования много-многолет назад, в 1918 году П.Н. Лепешинский на белорусской земле, в селе Литвиновичи, на своей родине организовал первую школу, в которой изучение основных предметов сочеталось с трудовым обучением, направленном на обретение трудовых навыков. Такое образование начиналось с первого класса. 

Так случилось, приблизительно сорок лет спустя, в начале шестидесятых годов прошлого века в то же время, когда вводилось в Советском Союзе одиннадцатилетнее образование, по инициативе и активном участии Ивана Гавриловича Якуша, учителя истории Литвиновичской средней школы было построено здание для музея П.Н. Лепешинского.

Лепешинский Пантелеймон Николаевич (1868–1944), будущий революционер, педагог и просветитель родился в 1868 году в селе Студенец в многодетной семье сельского священника. Через пять лет семья Лепешинских переехала в деревнюЛитвиновичи Рогачёвского уезда. Их сын Пантелеймон после окончания Могилёвской мужской гимназии в 1886 году поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Будучи студентом, принимал участие в организации нелегальных студенческих кружков исвязался с народовольцами, за что был исключён из университета. Позднее стал членом большевицкой партии и корреспондентом запрещённой газеты «Искра». Неоднократно подвергался арестам, отбывал наказание в тюрьме и дважды был в ссылке. В дальнейшем занимался партийной работой. В 1894 году Пантелеймон Лепешинский и некоторые наиболее активные народовольцы, были арестованы и отправлены в ссылку в Восточную Сибирь. Местоссылки в 40 километрах от села Шушенское. В 1898 году он встречался с Лениным. Эта встреча оказалосьсудьбоносной. После ссылки они занимались партийными делами, включая издание и распространение газеты «Искра». В 1902 году П.Н. Лепешинский был снова арестован и помещён в Трубецкой бастион Петропавловской крепости. В следующем году его опять выслали в Восточную Сибирь, откуда он совершил побег в Женеву.

После октябрьских событий 1917 года, приведших к смене власти, П.Н. Лепешинскийвыбрал вполне мирный путь созидания, а не путь борьбы всех со всеми с трагическими последствиями. Организовал уникальную школу, названную школой-коммуной, где обеспечивалось бесплатное и всем доступное образование в сочетании с трудовым обучением. В школе изучались основныеклассические предметы, необходимые для дальнейшего профессионального образования, и проводилось трудовое обучение, крайне важное для обретения специальных навыков и в повседневной жизни. Сначала эта школа находилась в Литвиновичах, а потом была переведена в Москву. Вели занятия в этой школе опытные учителя, в том числе и Пантелеймон Николаевич, и его супруга Ольга Борисовна Лепешинская (1871–1963), будущий известный учёный-биолог, академик Академии медицинских наук СССР, лауреат Сталинской премии первой степени. Об этой школе написаны статьи и опубликованы в разных газетах, а в 1986 году снят художественный фильм «Нетерпение души», где главную роль Лепешинского исполнил народный артист СССР Вячеслав Тихонов, Герой Социалистического Труда и лауреат Ленинской премии... 

В дальнейшем П.Н. Лепешинский был членом Народного комиссариата просвещения РСФСР, директором сначала Государственного исторического музея, а потом и Музея революции. Неоднократно избирался делегатом конференций и съездов партий многих созывов.Писал научные статьи и очерки на актуальныеисторические темы. В 1943 году награждён орденом Трудового Красного Знамени…

Идея создания музея П.Н. Лепешинскому в Литвиновичах на его родине принадлежит Ивану Гавриловичу Якушу, учителю, преподававшему историю в течение многих лет в средней школе инаделённому педагогическим даром сеять разумное и вечное. Двухэтажное здание музея возведено за короткие сроки на территории Литвиновичской средней школы. В организации его строительства принимал активное участие директор школы Петр Михайлович Сергеенко, опытный руководитель,выполнявший свою работу всегда тихо и незаметно, но с достижением поставленной цели. Под его руководством через несколько лет была выполнена ещё одна важная работа – сделана пристройка к старому зданию школы. Благодаря ему приобретались и доставлялись строительные материалы и привлекались для работы разные специалисты: каменщики, штукатуры, столяры, слесари и другие. 

В последних двух классах обучения в школе я тоже принимал участие в строительстве здания музея при кладке кирпичных стен. Мы вместе с одноклассниками выполняли не сложную, но трудоёмкую работу – копали траншеи под фундамент и доставляли на носилках кирпичи и цементный раствор к месту кладки.

Курировал строительство учитель физикиАлександр Васильевич Ладик, бывший военный лётчик и офицер. Мне посчастливилось быть его учеником, и в дальнейшем поступить в университет и заниматься любимым делом – наукой. Он обладалуниверсальным даром педагога – кроме основных предметов физики и математики, он вёл занятия в нашем классе по столярному делу. 

Александр Васильевич следил, чтобы все работы по строительству здания для музея выполнялись качественно и добросовестно. Конечно же за этим жевнимательно и пристально следил инициатор строительства музея Иван Гаврилович Якуш и помогал в силу своих возможностей. 

Музейное здание получилось на славу. Оно обращено главным фасадом на светлую, южную сторону, и расположено вдоль узкой проселочнойулицы, ведущей к высокому правому берегу реки Сож. По своему архитектурному воплощению оно выглядит вполне современно и выделятся среди сельских домов с незатейливой оригинальностью и простотой…

Музей расположен недалеко от здания Литвиновичской школы, вблизи которого сохранились вековые липы, расцветающие и благоухающие каждым летом и посаженные вокруг православной церкви сравнительно давно, когда её настоятелем был священнослужитель Николай Лепешинский, главамногодетной семьи и отец Пантелеймона. Хотя церковь была снесена, но здесь, на белорусской земле по воле Божией, чудесным образом и неведомой силой слились прошлое и настоящее и произошло гармоничное сочетание духовного начала и просвещения в сложной системе образования.

В последнее время при финансовой и материальной поддержке районных и областных властей рядом с музейным зданием для Литвиновичской средней школы на месте старого обветшалого здания постройки 1951 года возведеноновое, внешне похожее на настоящий творец, где созданы все современные условия для прилежной учёбы учеников и творческой работы учителей…

Иван Гаврилович, как инициатор создания музея, организовал первую поезду на грузовой машине в Москву, чтобы доставить в Литвиновичи некоторыеличные вещи П.Н. Лепешинского, предметы быта и мебель из его квартиры, расположенной в Доме правительства. Этот уникальный дом возведён по оригинальному проекту известного архитектора Бориса Иофана и состоит из единого, огромного комплекса зданий, включающего жилые корпуса, универмаг, кинотеатр, театр и многое другое, необходимое для комфортного проживания в самом центре Москвы с видом на Кремль. Он упоминается во многих литературных произведениях и с лёгкой руки русского писателя Юрия Трифонова называется Домом на набережной. У одного из подъездов этого дома на стене установлена мемориальная доска с надписью: «В этом доме жили соратники В.И. Ленина, члены КПСС с 1898 года Пантелеймон Николаевич Лепешинский с 1931 по 1944 год и Ольга Борисовна Лепешинская с 1931 по 1963 год». Похоронены они в Москве в колумбарии Новодевичьего кладбища, где упокоились многие выдающиеся люди нашего отечества. Далеко не все жильцы Дома на набережной, даже вполне заслуженные и известные люди были так уважаемы властью и удостоены стольвысокой чести. Некоторые из них, занимавшие высокие государственные посты и материально обеспеченные, попали в репрессивную ловушку, и места их захоронения до сих пор не известны…

Учитель истории Иван Гаврилович был не только инициатором создания музея, не только организатором и участником его строительства, не только первым хранителем, но и первым его директором, выполнявшим всю эту нелегкую и продолжительную работу на общественных началах. А для меня он был первым школьным учителем и первым экскурсоводом, когда я приезжал на родину, к родителям и заходил в музей. Я передал ему свои первые научные книги, в том числе и научно-популярную книгу, посвящённую светлой памяти Александра Васильевича Ладика, моего учителя физики, предопределившего мою судьбу – стать физиком. Иван Гаврилович проводил большую работу и до официального открытия музея в 1968 году и после него, когда музей расширялся пополнялся новыми экспонатами.

По-своему увлекательны были уроки истории, которые вёл Иван Гаврилович, и он остался в нашей памяти как замечательный педагог, профессионально владеющий своим делом. С учителем истории и с небольшой группой любознательных учеников из разных классов мы совершали экскурсию на велосипедах по окрестным родным местам в западном направлении по просёлочной дороге. Останавливались вблизи посёлка Покровский Кормянского района у могильных курганов, чудом уцелевших, нераспаханных, заросших высокой травой и находившихся в поле недалеко от леса. В этом местеИван Гаврилович рассказывал об истории наших древних предков. В моём архиве сохранилась фотография, где учитель И.Г. Якуш с картой в руках –крайний слева, а я – четвёртый слева. На дальнем плане просматривается здание школы. Этот снимок сделан перед отъездом из школьного двора (фотография в приложении).

В Кормянском музее четыре просторных зала с экспонатами о жизни и деятельности Лепешинских. Есть и другие залы: краеведения, этнографии ивременных выставок. Среди уникальных экспонатов: рабочий стол, книжный шкаф, пишущая машинка, микроскоп, граммофон и другие, – привезённые из квартиры Дома на набережной. Общее число единиц хранения превышает три тысячи.

Со временем музей расширялся и обогащался разными музейными экспонатами. В последние десятилетия и особенно в последние годы музей П.Н. Лепешинского заметно обновился и существенно преобразился. Значительно расширилась тематика демонстраций с применением современных средствпредставления музейных экспозиций. Сегодня в нёмпроводится большая работа по изучению, классификации, систематизации и описанию многочисленных экспонатов. Проводится и другая работа – просветительская, весьма важная для подрастающего поколения…

В организации многоплановой работы большая заслуга директора Аллы Сергеевны Балыш, возглавляющей музей с 2008 года и выполняющей такую творческую работу на высоком профессиональном уровне. В музее есть свой небольшой штат сотрудников: главный хранитель фондов Ларченко И.М. и научный сотрудник А.В. Кочубинский. 

В музее хранятся экспонаты по истории родного края и посвящённые жителям и уроженцам Кормянского района. Есть и предметы крестьянского быта и труда прошлого времени. Представлены и разные книги с дарственными надписями авторов. В музей и я передал свои недавно изданные научные книги и учебники, широко востребованные в высших учебных заведениях, и переслал некоторые документы в электронном виде. Я выражаю благодарность Алле Сергеевне Балыш за великолепное оформление слайда для презентации«Карпенков С.Х. Юбилей-75». Слайд представлен в цветном, цифровом формате и выполнен с большим мастерством системного администратора (он в приложении к статье).

Музей П.Н. Лепешинского в селе Литвиновичи Кормянского района Гомельской области был открыт в 1968 году, а его строительство началось гораздо раньше, в начале шестидесятых. И только в 2010 году было утверждено его нынешнее официальное название – Кормянский районный мемориальный музей П.Н. Лепешинского. Именем Лепешинского названы улицы в городах: Могилёв, Гомель, Орша, Чериков и Псков…

С каждым днём в музей приходит всё больше и больше посетителей и экскурсантов, интересующихсяисторией отечества и родного края с давних времён.Приезжают и корреспонденты из местных и центральных газет, чтобы со знанием исторических фактов и с использованием архивных материалов написать статью и отразить гармоническую связь прошлого и настоящего. Приезжают и съёмочные группы, чтобы с применением современных средств видеотехники представить в многоцветном форматенезабытое прошлое, причем представитьвысокопрофессионально и с большимхудожественным мастерством.

 

Карпенков Степан Харланович                                         

           Российский ученый, педагог и публицист. 

           Лауреат Государственной премии   

и премий Правительства Российской Федерации.

Заслуженный деятель науки Российской Федерации. 

Доктор технических наук, профессор

Надписи к фотографиям: 

1. Учитель Якуш И.Г. и ученики
2. Слайд презентации Карпенков С.Х. Юбилей-75  (Скопировать только стр. 3)
3. Кормянский музей

 

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован