В регионе началась подготовка к муниципальным выборам, которые состоятся 14 марта 2010 года. Предстоящая кампания отличается не только своей масштабностью, важной ее особенностью станет переход от одномандатных округов на выборах депутатов сельских Советов к многомандатным.
Рассказать о нововведении "Липецкая газета" попросила председателя избирательной комиссии Липецкой области Юрия Алтухова.
- Юрий Иванович, в чём разница между одномандатными и многомандатными округами?
- Возьмём сельское поселение, состоящее из двух населённых пунктов численностью в 500 и 200 человек, где необходимо избрать Совет депутатов из 7 человек. Его территория делится для этого на семь округов, равных по числу избирателей. Поскольку от каждого из них избирается только по одному депутату, то и называются они одномандатными.
Раньше в Липецкой области на сельских выборах формировались только одномандатные округа. Законодательство же позволяет образовывать и многомандатные округа, то есть разделить наше сельское поселение, скажем, на две части. В одной из них - 500 избирателей избирают пятерых депутатов, в другой - 200 избирают двух депутатов. В рассматриваемом случае пять одномандатных округов объединяются в один пятимандатный, а два одномандатных - в двухмандатный. Возможно вообще не делить сельское поселение на округа, а образовать единый семимандатный округ.
Избирательная комиссия Липецкой области с учётом мнений территориальных комиссий предложила избирать депутатов сельских "парламентов" по многомандатным округам. Наша инициатива была поддержана администрацией области и областным Советом депутатов. Все районы также высказались за применение на сельских выборах многомандатных округов. В настоящее время на муниципальном уровне идет работа по внесению необходимых изменений в Уставы сельских поселений.
В свою очередь, избирательная комиссия Липецкой области разрабатывает инструкции, разъяснения, иные методические материалы по применению многомандатных округов, которые будут доведены до организаторов выборов.
- Какие преимущества имеют многомандатные округа?
- В сравнении с прежней системой они имеют ряд преимуществ. Как известно, нынешний состав сельских Советов депутатов избран в конце 2004 года, с того времени пришлось провести 69 (!) кампаний по дополнительным выборам сельских парламентариев. Новая система позволит свести к минимуму подобные процедуры. Дополнительные выборы в многомандатных округах назначаются, только когда замещено менее двух третей депутатских мандатов. В них не будет необходимости, даже если, например, два парламентария из семи сложили свои полномочия. При применении же одномандатных округов в таком случае пришлось бы проводить две избирательные кампании. А это - дополнительная нагрузка на местные бюджеты.
Нельзя не сказать и о другой проблеме. Во время последней кампании по выборам депутатов сельсоветов в Данковском районе на каждый избирательный участок приходилось в среднем по восемь одномандатных округов, в Добровском - по шесть. Стоит в такой ситуации выдать избирателю по ошибке не тот бюллетень - и итоги голосования окажутся под сомнением. Такие случаи, кстати, были. В 2008 году недействительными были признаны выборы депутата Усманского райсовета по первому одномандатному округу, а в 2003 году путаница с бюллетенями привела к отмене результатов выборов депутата Чаплыгинского райсовета по девятому одномандатному округу.
Нововведение само собой устранит эту проблему. Вместо, скажем, семи округов будет образован один, так что все избиратели, голосующие на одном участке, получат бюллетень одного вида. А депутатские мандаты достанутся семи кандидатам, набравшим наибольшее число голосов. Одновременно упростится процедура подведения итогов голосования. Ведь участковая комиссия составит один протокол вместо семи.
Многомандатные округа имеют еще одно неоспоримое преимущество. Они позволяют избирателю выбирать не одного кандидата, а сразу весь состав сельсовета. В результате повысится ответственность депутатов за состояние дел в муниципальном образовании в целом, а не отдельной улицы или населённого пункта, как следствие - возрастет доверие к народным избранникам со стороны сельских жителей. Немаловажно, что новые возможности появятся у политических партий и общественных объединений. В зависимости от избранной тактики они смогут выставить в многомандатном округе одного либо нескольких кандидатов. Их шансы на успех будут гораздо выше, чем в одномандатном округе.
- Но не каждый сельский житель поставит в бюллетене сразу семь "галочек", по привычке он может ограничиться лишь одной отметкой. Не создадим ли мы новую проблему, связанную с увеличением числа недействительных бюллетеней?
- Поводов для беспокойства нет. Если по многомандатному округу избираются семь депутатов, действительными признаются все бюллетени, содержащие от одной до семи "галочек". Забракован документ будет лишь в двух случаях - когда в нем либо вообще нет отметок, либо их число более семи. Кстати, в Центральном федеральном округе уже двенадцать регионов применяют многомандатные округа. Отзывы с их стороны - исключительно положительные.
- Целесообразно ли применять многомандатные округа во всех 294 сельсоветах, где в марте следующего года состоятся выборы?
- Администрация области, Липецкий областной Совет депутатов и областная избирательная комиссия выработали согласованное мнение по поводу предстоящего нововведения. В сельских поселениях мы рекомендуем проводить выборы по единому многомандатному округу. Исключения целесообразны лишь для райцентров и поселений, состоящих из нескольких крупных населенных пунктов, в пределах которых можно образовать несколько многомандатных округов либо сохранить одномандатные округа. Окончательное же слово - за сельскими Советами депутатов, которым предстоит утвердить схему избирательных округов.
Вот как оценивают предстоящее нововведение наши эксперты
Дмитрий Будюкин, заместитель декана гумани-тарно-социального факультета ЛГТУ, кандидат философских наук:
- На мой взгляд, на сельском уровне реальной альтернативы многомандатной системе нет, как нет и весомых аргументов против ее введения. Обычно говорят, что при укрупнении округов ослабевает связь избранных кандидатов с избирателями. Но на сельском уровне подобные рассуждения не имеют особого смысла. В нашем случае спорить можно только о том, сколько голосов должен получить избиратель - один или по числу мандатов в округе. Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки. Так что лучший ответ на этот вопрос даст практика.
Геннадий Трунов, председатель ТИК Добровского района:
- У многомандатной системы выборов депутатов сельских Советов весомые преимущества. Судите сами. Только в одном сельском "парламенте" может быть семь депутатских мест. Значит, надо создать столько же окружных избирательных комиссий по три-пять человек в каждой, работу которых надо оплачивать. Нововведение же позволит вместо семи окружных комиссий сформировать одну либо возложить ее полномочия на муниципальную избирательную комиссию, сэкономив тем самым немалые бюджетные средства. Одновременно снимается проблема с подбором кадров. Согласитесь, укомплектовать одну комиссию легче, чем семь. При проведении выборов по одномандатным округам избиратели, голосующие на одном участке, относятся к разным округам, а потому получают бюллетени разного вида. На практике это приводит к тому, что члены участковой комиссии из-за усталости или невнимательности могут выдать избирателю не тот бюллетень. Так вот, многомандатные округа исключают саму возможность такой ошибки. Избирателю же будет легче определиться со своим выбором. Конечно, при переходе от одномандатных округов к многомандатным не избежать определённых сложностей. В частности, меняется методика подсчёта голосов избирателей. Чтобы применить на практике это и другие новшества, необходимо обучить членов участковых избирательных комиссий. Но такие задачи нам вполне по силам.
Константин Бадулин, и.о. руководителя управления Министерства юстиции по Липецкой области:
- Обязательным условием для проведения выборов глав муниципальных образований и депутатов представительных органов является создание правовой базы. К настоящему времени в областные избирательные законы уже внесены необходимые изменения. Поскольку региональное законодательство предусматривает три вида избирательных систем (мажоритарную, смешанную и пропорциональную), в Уставе каждого муниципального образования в обязательном порядке нормативно закрепляется только один вид избирательной системы.
В целях оказания практической помощи органам местного самоуправления управлением Минюста России по Липецкой области подготовлены модельные изменения в Уставы муниципальных образований, в которых отражены все действующие нормы федерального и областного законодательства. Причём эта работа проводилась в тесном взаимодействии с организационными и правовыми управлениями органов государственной власти региона, избирательной комиссией области. До середины августа 2009 года регистрация изменений в Уставы муниципальных образований должна быть завершена.
Большинство сельских поселений уже определили для себя мажоритарную систему относительного большинства, которая предусматривает либо многомандатные, либо одномандатные округа. Таким образом, закреплённые в Уставах нормы определят правовую основу предстоящих избирательных кампаний, в том числе и применение многомандатных избирательных округов на выборах депутатов сельских Советов.
Людмила Яськова, депутат Липецкого областного Совета:
- Многомандатные округа сделают избирательную систему более прозрачной и более демократичной. Это - компромиссный вариант между партийными списками и одномандатными округами, совмещающий преимущества обеих систем. Вариант, когда избиратель из десяти кандидатов может выбрать, к примеру, трёх, придаёт динамизм самим выборам и, одновременно, увеличивает шансы на победу независимых кандидатов. Тем самым повышается доверие избирателей к выборам и обеспечивается прозрачность самих избирательных кампаний.
В многомандатном округе избиратель голосует сразу за нескольких депутатов, а значит, у него больше шансов, что депутатский мандат получит кандидат, которому он доверяет. Представим, что на одной улице живут три активиста. Они дружны и могли бы составить единую команду. Но если выборы проводятся по одномандатным округам, они должны либо конкурировать между собой, либо двоим из них придётся баллотироваться в другом округе, где их не знают или знают гораздо хуже. А в многомандатном округе они могли бы вместе бороться за победу.
07.08.2009 "Липецкая газета"