04 мая 2005
1655

От распределения дефицитных продуктов к рыночным отношениям. Заметки с конференции по взаимодействию операторов связи

К 1 апреля 2005 года в распоряжении российских пользователей подвижной радиотелефонной связи находилось 82 млн. SIM-карт. Средний уровень проникновения мобильной связи достиг 57%. Проникновение в Москве и Санкт-Петербурге превысило 100%. Помимо традиционных услуг связи динамично развивается рынок дополнительных услуг: объем дохода от контентно-ориентированных услуг составил 250 MUSD. Такие данные (они несколько отличаются от данных аналитического отдела "Сотовика") привел заместитель министра информационных технологий и связи РФ Борис Антонюк на конференции "Взаимодействие операторов связи в условиях либерализации рынка услуг междугородной и международной связи", которая состоялась в Москве 26-27 апреля 2005 г.

Все представители ведомств, выступившие на конференции и принимавшие участие в разработке и согласовании "Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия", говорили о бурных дебатах при подготовке Постановления ? 161 от 28 марта 2005 г., утверждающего эти Правила. В частности, руководитель Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС) Игорь Артемьев сообщил, что ФАС предлагала не только горизонтальную демонополизацию, которая нашла отражение в данном документе, но и вертикальную.

Б. Антонюк пояснил, что горизонтальная демонополизация предполагает наличие трех категорий операторов: местной, зоновой и междугородной и международной связи. При вертикальной демонополизации один оператор может оказывать все три вида услуг. Такая ситуация в настоящее время могла бы привести к тому, что в густонаселенных регионах связь развивалась бы бурно, а в малонаселенных была бы разрушена, поскольку себестоимость оказания услуг в Москве и, например, в Корякии отличается почти на порядок.

"Модель демонополизации, которая возобладала, -- интересна, оправданна и по целому ряду позиций является передовой", - заключил И. Артемьев.
Б. Антонюк также отметил, что принятые документы направлены на сближение нормативной правовой базы РФ в области связи с международной системой регулирования. Поскольку в законе "О связи" достаточно много отсылочных норм, в дополнение к закону предполагается ввести несколько глав, чтобы они составили единый документ.

Скоро должны быть утверждены еще два важных документа. Один из них - "Правила недискриминационного доступа" - призваны защитить независимых операторов от компаний, занимающих существенное положение на сети связи. Эти правила в установленном порядке будут внесены на рассмотрение Правительства РФ в третьем квартале 2005 года. "Такие правила уже действуют в сфере структурных монополий - и в электроэнергетике, и в сфере железнодорожного транспорта, и здесь они тоже необходимы", - считает глава ФАС.

В ближайшие две недели в Правительство поступит закон "О защите конкуренции", в котором будут прописаны жесткие меры для отраслевых монополистов. В связи с грядущей приватизацией "Связьинвеста" И. Артемьев заметил, что частная монополия еще опаснее для рынка, чем монополия государственная. Два вышеупомянутых документа смогут оградить будущего владельца холдинга "Связьинвест" от злоупотреблений.

Еще один этап либерализации рынка - появление альтернативных операторов дальней связи. Для начала оказания услуг международной и междугородной связи наличие у оператора собственной сетевой инфраструктуры во всех 89 субъектах РФ не является обязательным - достаточно договоров об аренде соответствующих мощностей. Таким образом, по оценке ФАС, входные барьеры на этот рынок снизились с 900 MUSD примерно до 50 MUSD. По словам Б. Антонюка, уже во втором квартале текущего года ряду компаний будут выданы лицензии на услуги дальней связи. А ввод системы префиксов обеспечит потребителю право выбора услуг связи независимого провайдера.

"Все это будет происходить на фоне соперничества сотовой и фиксированной телефонии, что еще более будет усиливать конкуренцию, и создавать лучшие условия для любого потребителя соответствующих услуг", - считает И. Артемьев.

Директор Департамента государственной политики в области инфокоммуникационных технологий (ДИКТ) Мининформсвязи РФ Виталий Слизень отчасти повторил выступление на Всероссийском совещании 7 апреля 2005 г. Кроме того, он сообщил, что из 38 подзаконных актов 23 уже подписано, в том числе пять из них - по универсальному обслуживанию. До конца второго квартала 2005 года предполагается принять 28-29 документов, утверждение остальных перенесено на третий квартал. Четыре документа из восьми по правилам оказания услуг уже переданы на рассмотрение Правительства РФ. Во втором квартале будут приняты два таких важных документа как "Правила работы операторов связи с субъектами оперативно-розыскной деятельности" и "Правила подготовки и использования ресурсов ЕСС для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка".

Важны не только сами документы, но и внутренние взаимосвязи Постановлений ?? 87 и 161 с правилами оказания услуг и другими документами. Чтобы представлять себе систему регулирования, необходимо еще упомянуть о приказах Мининформсвязи РФ. Так, при подаче заявки получение лицензии необходимо придерживаться "Требований к описанию средств связи", установленных Приказом ? 31. При несоблюдении этих требований заявка может быть отклонена. Приказ ? 32, носящий рекомендательный характер, предполагает указание оператором связи даты начала предоставления услуг. Кроме того, в ближайшее время выйдут Приказы "Требования к построению телефонной сети связи" и "Требования по маршрутизации и пропуску трафика". Перерабатывается и снова будет внесено на рассмотрение Правительства РФ Постановление ? 350 от 13 июля 2004 г. "Об утверждении правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи РФ". В нем будет определено, какие операторы могут претендовать на получение номерного ресурса. Если у оператора телефонной связи в лицензии присутствует понятие "абонент", ему может быть выделена нумерация. Для понятия "пользователь" выделение номерного ресурса не предусматривается. Поэтому операторы связи, которые оказывают услуги передачи данных, не смогут претендовать на получение номерного ресурса.

Начальник Управления связи Федерального агентства связи (Россвязи) Сергей Буланча сообщил, что за последние полгода Россвязью выдано 75 млн. телефонных номеров, при этом в бюджет государства поступила значительная сумма, ведь стоимость каждого номера составляет 10 руб. С. Буланча считает, что платным должно быть и использование номерного ресурса. Но В. Слизень уточнил, что плата будет взиматься только за незадействованные номера. Большое оживление в зале и неоднозначную реакцию участников конференции вызвало предложение представителя Россвязи в целях гармонизации с международными требованиями заменить систему ОКС ? 7, поскольку она не поддерживает 23-значную нумерацию для международного соединения, как того требует CEPT. Директор ДИКТ поспешил заверить присутствующих, что этого в ближайшее время не случится. Но в скором времени Россвязью должна быть утверждена процедура передачи номеров от одного оператора другому.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи (Россвязьнадзора) Валерий Бугаенко заявил, что по новым нормам все существенные операторы будут обязаны присоединять к себе всех операторов, сделавших запрос и имеющих соответствующие лицензии. При этом должны соблюдаться публичность и равноправность условий присоединения. Согласно закону "О связи", существенным оператором в сети связи общего пользования является оператор, "который вместе с аффилированными лицами обладает в географически определенной зоне нумерации или на всей территории Российской Федерации не менее чем 25% монтированной емкости, либо имеет возможность осуществлять пропуск не менее чем 25% трафика". В Россвязьнадзоре в течение 2005 года будет подготовлен реестр операторов, занимающих существенное положение на сети связи. Реестр будет вестись по двум разделам: по географически определяемым зонам (код АВС) и по всей территории страны (код DEF). Операторы, занимающие существенное положение на сети связи, будут определяться исходя из отношения монтированной емкости оператора, имеющего 100% лицензионное покрытие, ко всей монтированной емкости РФ. Операторы будут обязаны предоставить достоверную информацию о показателях монтированной емкости и своих возможностях по пропуску трафика.

Отвечая на вопросы участников конференции, В. Слизень предположил, что МТС и "ВымпелКом" с большой вероятностью получат статус существенных операторов. "МегаФон" может стать существенным оператором, если его абонентская база составит 25% совокупной абонентской базы в стране. Также он сообщил, что в Госдуме РФ находится документ с предложением внедрения в сетях сотовой связи услуги CPP (все исходящие платные, все входящие ? бесплатные). "Когда эта услуга будет введена, пока не определено, но что в ближайшее время снизятся тарифы на входящие звонки, это несомненно", - отметил директор ДИКТ.

Генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи Владимир Зайцев сделал акцент на развитие добросовестной конкуренции в сфере фиксированной связи. Он считает, что рост доходов в отрасли происходил за счет перераспределения денег, а не за счет предоставления новых услуг. Сейчас на российском телекоммуникационном рынке проходит либерализация аналогичная той, что проходила в 1982 году в США. Новые нормативные акты позволят от распределения дефицитных продуктов, каким до настоящего времени у нас являлся телефон, перейти к рыночным отношениям, где главным действующим лицом будет не регулятор, а абонент.

На конференции также говорилось, что существует несколько уровней либерализации рынков телекоммуникаций. К первому уровню относятся страны с наиболее либерализованными рынками связи. Примерами являются Канада и Чили. Россия находится на пятом уровне, который характеризуется монополией на рынке и отсутствием гибкости предоставления услуг. К четвертому уровню относят Китай, Индию, Португалию, где работают по два оператора фиксированной связи. Третий уровень ? Германия и Чехия. Второй ? Италия и США. Введение новых Правил взаимодействия позволит России перейти на более высокий уровень либерализации рынка связи.

Законом "О связи" введена система раздельного учета доходов и затрат. В сумме оплаты за услуги связи, которую вносит абонент, есть три составляющих: за инициацию вызова, за транзит и за терминацию вызова. Директор ДИКТ Мининформсвязи России В. Слизень подчеркнул, что тарифы на инициирование и терминацию вызова будут устанавливать сами операторы дальней связи. Регулятор вправе вмешиваться в этот процесс только в случае споров хозяйствующих субъектов.

Схема взаимодействия операторов, которая выстраивается в соответствии с новыми Правилами, заставит оператора, занимающегося пропуском трафика, для увеличения своей прибыли находить наименее дорогой метод соединения.

Перезаключать договоры между операторами не требуется, но при нарушении договора в случае подачи заявления в суд одной из сторон вопрос будет решаться исходя из новой нормативной базы.

Экономические и организационные аспекты взаимодействия операторов связи при реализации услуги переноса мобильного номера (MNP) с точки зрения зарубежного опыта осветил Евгений Соломатин, директор по развитию компании "КОМИНФО Консалтинг". Вопрос сохранения номера при смене оператора для российского рынка телекоммуникаций становится актуальным именно в тот момент, когда завершается строительство сетей сотовой связи и на первый план выходит конкуренция между операторами в сфере услуг. Внедрение услуги MNP помимо обеспечения дополнительных удобств для абонентов является фактором усиления конкуренции и, как правило, приводит к перераспределению долей рынка между операторами. Она действует уже во многих странах мира и в большинстве случаев вводилась регулятором.

Важно, чтобы государство установило административные процедуры и жестко регулировало процесс внедрения этой услуги. Одной из главных ошибок первых внедрений, по мнению Е. Соломатина, было то, что регулирующие органы оставили выбор технического решения за операторами. В результате выбиралась неоптимальная, наименее затратная модель, которая со временем легла бременем на абонентов. И как следствие, тарифы на услуги повышались вместо того, чтобы падать. Во многих странах операторы не были привлечены к дискуссиям по поводу выработки процедур переноса номера. В США они были привлечены, и в результате этого внедрение услуги задержалось на пять лет. В Германии услуга действует с 1 ноября 2002 года, причем не на всей территории, а в пределах "сегментов" переносимости номеров в рамках географических областей. По мнению Е. Соломатина, в России также целесообразно вводить услугу MNP для ряда игроков в рамках той или иной географической зоны.

Для более четкого разделения доходов операторов необходимо выработать модель экономического взаимодействия, которая предусматривала бы взаимодействие по отдельным транзакциям. Размер и порядок распределения затрат должны гарантировать воссоздание условий свободной конкуренции. Самый сложный вопрос - вопрос тарифов. Необходимо отрегулировать взаимоотношения между оператором-донором - стороной, теряющей абонента, и оператором-реципиентом - получающей стороной. Оператор-реципиент должен компенсировать оператору-донору расходы, в том числе на перенос номера, его оплату, использование диапазона и др.

Вице-президент "Компании ТрансТелеком" Алексей Рокотян ? разработчик предыдущих Правил присоединения, разработанных и принятых в 1995-1996 гг., отдавая должное новым Правилам, отметил некоторые моменты, которые, по его мнению, не до конца учтены в них. Либерализация открывает некоторые новые возможности, которых раньше не было, как для клиента ? у него появляется выбор оператора, так и для операторов.

Для России, где на 20% территории живет 80% населения, горизонтальная модель является наиболее правильной. Этим обусловлено требование присутствия оператора дальней связи во всех субъектах РФ. Но там, где плотность населения низка, например, в Корякском, Коми-Пермяцском округах и других малонаселенных территориях экономически не выгодно строить полноценные зоновые сети, как того требует Постановление ? 161. А. Рокотян считает, что надо найти выход из этого положения.

"Модель MVNO в сотовой связи носит очень глубокий характер, что в России пока недооценено. Но это наше ближайшее будущее, которое начинает проявляться сегодня, - считает А. Рокотян. - За рубежом есть две разные категории провайдеров ? оператор сетевой (network provider) и оператор услуг (service provider). У нас доминирует технократический подход: если оказываешь услуги ? имей сеть. С точки зрения развитого рынка эта модель далеко не единственная. Понятие service provider не укладывается в действующую нормативную базу. Например, один оператор предлагает услуги местной связи, другой - услуги дальней связи, третий ? доступ в Интернет. Удобнее, если один оператор предложит и то, и другое, и третье от своего имени. Надо продумать часть, которая соответствует тенденции развитого рынка, и сформировать нормативную базу для создания и развития виртуальных операторов сетей сотовой связи", - заключил вице-президент "Компании ТрансТелеком".

Широкомасштабное совещание операторов связи по новым нормативно-правовым документам к Федеральному закону "О связи", регламентирующим порядок присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, собрало более 500 участников. Организатором конференции, интерес к которой не ослабевал оба дня, выступила компания "Сети и системы связи". В работе конференции приняли участие сотрудники министерств и ведомств, коммерческие и технические специалисты операторов связи, представители ассоциаций операторов связи, юристы, эксперты консалтинговых компаний, аналитики инвестиционных компаний и участников фондового рынка и другие специалисты.

04.05.2005
www.sotovik.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован