22 января 2008
1498

Оживление региональной экономики ведет к росту хозяйственных споров

Арбитражные суды называют индикаторами происходящих в стране экономических и социальных процессов. Что же показывает этот индикатор в регионах? Как развивается сама система арбитражного судопроизводства? Почему не все судебные решения исполняются? Об этом шел разговор на "деловом завтраке" с председателем Арбитражного суда Воронежской области, доктором юридических наук, заслуженным юристом РФ Виктором Анохиным.

Российская газета: Виктор Стефанович, наверное, не найти такое предприятие, фирму, юридическое лицо, которые хотя бы однажды не обращались за разрешением спора по какому-либо поводу в арбитражный суд. В прошлом году арбитражные суды России отметили 15-летие своей деятельности. Можно ли считать процесс формирования системы арбитражного судопроизводства завершившимся? Или какие-то вопросы еще ждут своего решения?

Виктор Анохин: Можно с уверенностью сказать, что новая судебная система за эти годы сложилась, накопила определенный опыт, приобрела необходимый авторитет в обществе. Я начинал в 1987 году главным государственным арбитром Воронежской области, спустя пять лет занял нынешнюю должность, и могу судить, насколько изменились объем и содержание работы по отправлению правосудия в экономической сфере. Количество исковых заявлений за это время увеличилось в десятки раз. Становление рыночной экономики вызвало к жизни совершенно немыслимые прежде споры и претензии. Принципиально изменился характер правовых отношений между государством и субъектами хозяйственной деятельности. В 2002 году вступил в действие Арбитражный процессуальный кодекс РФ, завершивший этап реформирования системы. Но, как и всякое живое дело, она продолжает развиваться, отвечая на возникающие вопросы. Последним по времени этапом стало создание апелляционных арбитражных судов. Таким образом, в нашей стране сложилась система арбитражного судопроизводства из четырех инстанций. А надо ли столько? Этот вопрос продолжает вызывать противоречивые суждения. Скажем, в большинстве других стран существуют только две инстанции. И понятно почему: арбитражные суды разбирают дела, связанные с собственностью, финансами, договорными обязательствами, и важно, чтобы хозяйственные споры разрешались как можно быстрее, без проволочек, иначе вся экономика может оказаться парализованной. Думаю, что и нам бы хватило двух инстанций - арбитражных судов субъектов РФ и кассационных. Говорят и о необходимости создания в стране административных судов. Пожалуй, при нынешней перегруженности арбитражных судов это было бы целесообразно, ведь больше половины рассматриваемых у нас дел - по части административных отношений. Но получает ли гражданин и юридические лица большую доступность к административному правосудию, если, например, в нашем суде в 2007 году подобные споры составляли более 41 процента. Только пенсионных дел в отдельные дни поступает до 500. А нагрузка у наших судей в самом деле огромная: трудно представить, но они рассматривают в месяц до двухсот дел, проводят в иные дни по тридцать-сорок заседаний.

РГ: Такой темп действительно не каждый выдержит. Тем более требуется высокий уровень знаний и подготовки. Удовлетворены ли вы квалификацией своих судей? Какая существует система ее повышения? Кстати, один из наших читателей, юрист по образованию, спрашивает, легко ли стать судьей арбитражного суда?

Анохин: Квалификации, как и любому процессу совершенствования, нет предела, все время приходится учиться. Наши судьи в своем большинстве грамотные и профессиональные. Но ведь идет естественная ротация по возрасту, вместо опытных приходят молодые, которых все равно надо учить практическим навыкам. А системы подготовки судей по большому счету у нас нет - не только в нашем регионе, но и во всей стране. Серьезного вмешательства со стороны государства требует качество подготовки юристов многочисленными профильными и непрофильными вузами. Тем не менее судьями не рождаются, не выпускают их и наши юридические факультеты, готовящие специалистов широкого профиля. В США, к примеру, судьей может стать только человек, проработавший лет пятнадцать адвокатом, а потом еще и прошедший особую подготовку в течение четырех лет. Не уверен, требуется ли в наших условиях вводить для судей специальное образование, но вот отбор кандидатов на должность судьи точно уж должен быть посерьезнее. Формально у нас сейчас любой гражданин старше двадцати пяти лет с высшим юридическим образованием может претендовать на эту должность. Соискателю мантии требуется преодолеть три дистанции - сдать экзамены, пройти проверку квалификационной коллегии, удержаться при утверждении в администрации президента. Недавно на заседании Совета судей РФ говорилось, что уровень юридического образования в стране таков, что экзамены заваливают более половины претендентов, в числе которых встречаются и кандидаты юридических наук. Поставлена задача разработать целевую программу развития судебной системы, предусматривающую, в частности, меры по повышению зарплаты аппаратным работникам - помощникам судей, секретарям, специалистам. Очень уж скупо, ниже прожиточного минимума, оплачивается сейчас незаметный, но очень важный процессуальный труд. В результате суды проигрывают конкуренцию на юридическом рынке и вынуждены брать не самых лучших специалистов. И судья вынужден сам делать массу рутинной работы, которую в принципе должен бы выполнять аппарат, будь он укомплектован способными выпускниками вузов. Из лучших затем можно формировать кадровый резерв. Мы у себя так и делаем: в судьи, как правило, выдвигаем тех, кто поработал несколько лет в нашей системе помощником судьи, благодаря чему познал не только законы и нормативные акты, но и весь процесс судопроизводства. Вот почему и вашему читателю я бы посоветовал именно начать с должности помощника судьи.

РГ: В прошлом году в вашем суде было рассмотрено в общей сложности около 20 тысяч дел. При этом резко, почти вдвое, сократилось число поступивших в арбитражный суд заявлений о признании должников банкротами. В то же время произошел заметный рост заявлений по экономическим спорам, возникающим из административных правоотношений, дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Объясните, пожалуйста, с чем это связано?
То, что дел о признании должников банкротами стало наполовину меньше, свидетельствует - процесс передела собственности, всевозможного рейдерства подходит к концу

Анохин: Экономика в стране набирает обороты, множатся и усложняются деловые связи, соответственно растет и количество разнообразных претензий, споров, а с ними и обращений в арбитражные суды. Все это естественно. Но, с другой стороны, вал заявлений во многом спровоцирован отменой так называемого внесудебного рассмотрения дел. Что это такое? В советское время и в первые пять лет существования нашей новой системы арбитражного судопроизводства действовало правило: прежде чем обращаться в суд, необходимо было в обязательном порядке предъявить свои претензии непосредственно организации-партнеру. А вдруг она и без суда согласится их удовлетворить? В доперестроечное время 70-80 процентов требований удовлетворялись в досудебном порядке. По такой процедуре живет весь западный мир. В Германии лишь пять процентов административных дел доходит до суда. У нас же досудебный порядок отменили под предлогом обеспечения доступности правосудия. Но одно другому, по-моему, не мешает. Наступает время заниматься делом, организацией производства, выводом предприятий из кризисного состояния. Введение в Налоговый кодекс РФ положений о бесспорном взыскании определенной суммы недоимки и налоговых санкций сделало ненужными большинство прежних исков налоговых служб к организациям, с которыми они обращались в арбитражный суд. Но это изменение почему-то не коснулось пенсионного законодательства, и иски пенсионных органов на копеечные и рублевые суммы из года в год растут, отвлекая внимание суда от более серьезных споров. Одновременно резко выросло количество дел, связанных с применением норм Кодекса РФ об административных правонарушениях. Больше стало поступать заявлений о признании недействительными нормативных правовых актов администрации города Воронежа, особенно о выделении земельных участков. Их сотни и сотни, с землей в городе происходят сплошные нарушения законодательства. И бывает трудно понять, почему, скажем, городская Дума предпочитает выяснять отношения с городской же мэрией по разнообразным хозяйственным вопросам не напрямую, а через арбитражный суд. Во многих случаях хозяйственные споры возникают по надуманным обстоятельствам. Явно участникам гражданского оборота не хватает и правовой культуры, правовых знаний.

РГ: Читатель Андрей Демченко из Воронежа просил задать вам вопрос, связанный с вступившими 1 января 2008 года в силу новыми законами о защите авторских прав и интеллектуальной собственности. Готовы ли суды к рассмотрению исков по данной тематике?

Анохин: Ничего особенно нового для нас в этих законах нет - просто их свели в одном разделе Гражданского кодекса. Дела о производстве и торговле контрафактной продукцией рассматривались нашим судом и раньше. Если же имеется в виду защита авторских прав изобретателей, ученых, творцов художественных произведений, то с заявлениями такого рода надо идти не к нам, а в суды общей юрисдикции.

РГ: Председатель Высшего арбитражного суда РФ Антон Иванов заявил как-то, что арбитражная система страны работает с каждым годом все лучше, однако решения судов на две трети не исполняются. Как с этим у нас в области? Довольны ли вы работой судебных приставов? В чем причина пробуксовки исполнительного производства?

Анохин: Да, исполнение судебных решений находится не на высоте, и это снижает эффективность и авторитет всей судебной системы - ведь людям, выигравшим процесс, в конечном счете требуется не слово, а дело. Вот и в нашей области исполняется чуть больше сорока процентов решений арбитражного суда. Еще как-то можно понять, когда судебные приставы не могут взыскать деньги с предприятия-банкрота, часто бывает, что действительно нечего взять. Другое дело, когда блокируются решения, на исполнение которых требуются не деньги или имущество, а уважение к закону административных органов. Сколько нашим судом вынесено решений, запрещающих в Воронеже незаконные стройки! Все, что в городе построено с нарушением законов, все было своевременно отменено судом. Но приставы, как говорится, пальцем о палец не ударили, чтобы хоть в одном случае реально приостановить строительство, взыскать с нарушителей штрафы. Такое положение нельзя признать нормальным. И закономерно, что в повестку дня встает вопрос о том, чтобы вернуть службу судебных исполнителей в подчинение судов.

РГ: Многие наши читатели спрашивают, на должном ли уровне находится независимость и беспристрастность судей, их защищенность от возможных давлений, попыток подкупа?

Анохин: За все пятнадцать лет мне не пришлось заниматься разбирательством каких-то случаев давления на судей или попыток склонить их к неправомерному решению. Конечно, я могу говорить только о своем суде. Однако считаю, что арбитражным судам необходимо создавать собственные службы безопасности, примерно такие, какие существуют в силовых структурах. Это и от коррупции профилактика, и повышение безопасности судей. На прошедшем в декабре заседании Совета судей России председатель Высшего арбитражного суда РФ Антон Иванов предложил действующий ныне Закон "О статусе судей" привести в соответствие с международными нормами, в частности с ратифицированной нашей страной конвенцией о противодействии коррупции. Иначе говоря, поставил вопрос о добровольном отказе судейской корпорации от "иммунитета" - права не подчиняться общим для граждан законам и не подвергаться преследованию в определенном законами порядке. Это предложение было принято и, насколько знаю, соответствующие предложения уже готовятся для обсуждения на очередном съезде судей России. Корпорация ищет и другие пути для повышения независимости третьей власти. Один из них - структурная реорганизация системы. Стоит подумать о создании судебных округов, не совпадающих с нынешним административно-территориальным делением страны. Действительно, одной лишь этой мерой можно было бы серьезно подорвать коррупционные связи, свести на нет возможное административное давление. Но при этом нельзя забывать о доступности правосудия, об удобствах граждан и юридических лиц при обращении в суды за защитой своих прав и законных интересов. А будет ли доступность правосудия обеспечена, если будут созданы двадцать региональных административных судов, как предлагается в проекте закона, и если они будут рассматривать дела, подведомственные ныне и судам общей юрисдикции, и мировым судьям, и арбитражным судам? Время от времени в СМИ появляются предложения о создании единой судебной системы, объединяющей все ветви судебной власти. Думается, постановка таких вопросов преждевременна и авантюрна.

Геннадий Литвинцев, Воронеж

Опубликовано в РГ (Экономика Центрального округа) N4568 от 22 января 2008 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован