25 декабря 2006
1300

Парад победителей


Накануне Нового года оценивать степень влиятельности чиновников и банкиров на финансовые процессы в стране - дело неблагодарное. Хочется всем раздать подарки, поблагодарить за хорошую работу и пожелать успехов в Новом году. Но что делать - традиции нарушать нельзя и подводить итоги опроса экспертов, проведённого "Профилем", придётся. Правда, на этот раз мы будем говорить только о заслугах наших участников. И ни слова - о поражениях.

Итак, особо хочется отметить успехи бессменного лидера нашего рейтинга из числа банкиров, человека, который умудрился весь год продержаться на первой позиции, - главу Внешторгбанка Андрея Костина. Впрочем, теперь уже не банка, а группы, и не Внешторгбанка, а ВТБ. Ребрендинг, о котором не так давно поведал второй банк страны, прошёл почти незаметно, потому как и раньше название гиганта сокращали до трёх букв. Теперь же банк окончательно сократился до "ВТБ" в варианте кириллицы и "VTB" - в латинице (под этот бренд перейдут все "дочки"). Сами вэтэбэшники объясняют поступок вполне прозрачно: иностранцам, с которыми теперь всё чаще приходится общаться Костину и его команде, сложно выговорить непонятное "Внешторгбанк".

А говорить придётся. Теперь даже на Чёрном континенте: не так давно Внешторгбанк открыл банк в Анголе и финансовую компанию в Намибии. Активничает банк и на российских просторах, за что г-н Костин уже несколько сезонов подряд получает первое место в номинации "агрессивность проводимой политики" и "поддержка со стороны госструктур". А недавно ВТБ решил купить футбольный клуб "Динамо", оставаясь при этом наиболее щедрым спонсором российского спорта. Заслуги первого лица самого активного банка не остались не замеченными даже первым лицом государства. Два месяца назад Владимир Путин наградил Андрея Костина орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени с формулировкой "За большой вклад в развитие финансово-банковской системы Российской Федерации". Во как!

Чуть отстает в успешности от Андрея Костина его вечный соперник, глава другого государственного монстра Андрей Казьмин. Ему также удалось продемонстрировать определённые достижения - банк не стремится за рубеж, предпочитая наращивать свой бизнес внутри страны, гордо неся знамя "самого народного банка России". Результаты налицо: своё 164-летие банк встретил рекордной ценой - по $ 3000 за акцию (в ноябре 2001 года акции Сбербанка можно было купить по $ 30). То есть банк уже стоит $ 60 млрд. при собственном капитале в $ 12 млрд. Конкуренция между двумя крупнейшими банками в следующем году только усилится. На прошлой неделе министр экономического развития и торговли Герман Греф рассказал президенту о готовящемся IPO двух госбанков, размещения планируются на первое полугодие 2007 года. И вроде бы размещение Сбербанка будет проведено в феврале, а IPO ВТБ - в мае-июне 2007-го. Правда, кому первым удастся провести размещение - ВТБ или "Сберу", - пока ещё вопрос. И не факт, что пионеру повезёт больше, в некоторых случаях быть вторым выгоднее: у банка и его консультантов перед глазами окажется опыт конкурента и многих ошибок можно будет избежать.

Но если лидеры рейтинга демонстрируют свои достижения исключительно на банковском поприще, то банкиры рангом ниже стараются отличиться и в других областях. 44-летнего Рустама Тарико (состояние $ 1,9 млрд.), владельца банка "Русский стандарт", не так давно окрестили "лучшим устроителем вечеринок среди миллиардеров". А чем заняться ещё богатею, пока его банк остается одним из самых прибыльных на рынке? Только проедать деньги, заработанные на драконовских кредитах, щедро раздаваемых населению. Недаром же г-н Тарико вошёл в топ-10 нашего рейтинга влиятельных и успешных, хотя ещё три месяца занимал лишь 17-е место. "Я просто люблю людей, чтобы их было много", - сказал Рустам Тарико перед началом своего знаменитого банкета в честь презентации в США его водки "Империя" (после чего, собственно, и получил гордое звание). Думаю, про "любовь к людям" поспорила бы большая часть заёмщиков "Стандарта".

Среди новичков нашего рейтинга Павел Лысенко, который занял пост предправления проданного австрийцам Импэксбанка, его предшественник, Дмитрий Еропкин, перешёл в управляющую компанию "Уникор" Бориса Иванишвили (бывший владелец "Импэкса"). Впервые удалось занять строчку в рейтинге и предправления российской "дочки" BSGV Мишелю Брику, что в общем-то легко объяснимо: французы наращивают свою долю на российском рынке, "Сосьете Женераль Восток" уже обзавёлся несколькими розничными банками и не собирается останавливаться на достигнутом. Так что кто знает, возможно, скоро влиятельность месье Брику позволит ему подняться на призовые места рейтинга "Профиля".

Ещё один новичок - Анатолий Аксаков - ранее был известен только в качестве зампреда банковского комитета Госдумы и слыл одним из самых активных лоббистов пробанковских законов. Защита интересов банкиров принесла свои плоды - осенью этого года он занял место руководителя Ассоциации региональных банков "Россия", одного из крупнейших банковских профсоюзов. Бывший глава "России", Александр Мурычев, покинул рейтинг (теперь он трудится в РСПП), а Аксакову пришлось доказывать свою влиятельность с нуля. Респонденты отдали ему 19-е место в горячей двадцатке, но в том, что позиции депутата будут укрепляться, сомневаться не приходится. Не так давно Аксаков провёл "круглый стол" со звучным названием "Финансовые инновации и судьба русского языка", где подверг критике использование в русской речи заимствованных финансовых терминов, таких как "IPO", "деривативы", "секьюритизация". По мнению Аксакова, всем иностранным словам нужно найти русские эквиваленты, для чего предложил создать на общественных началах терминологический комитет из лингвистов, финансистов, переводчиков и журналистов, которые занялись бы адаптацией иностранных терминов и их переводом. Рвение депутата похвально, но в том, что ему удастся-таки найти адекватную замену всяким там "фьючерсам", "опционам" или "свопам", есть некоторые сомнения.

В рейтинге влиятельности чиновников особенно заметны успехи глав "профильных" ведомств: руководителя ФСФР Олега Вьюгина (1-е место) и министра финансов Алексея Кудрина (3-е место). Оба они постоянно занимают призовые места, оставаясь бесспорными лидерами в номинациях "влияние в госструктурах" и "профессиональные успехи". Пояснять причину их популярности у респондентов не стоит, вряд ли кто-либо усомнится в профессиональных качествах обоих чиновников. Кудрин даже умудрился побороть влияние главы Счётной палаты Сергея Степашина, не пустив его подчинённых в ЦБ, когда те задумали проверить регулятора. Но министр не всесилен, и теперь ЦБ проверяет Генеральная прокуратура с участием представителей правоохранительных органов. А проверяют Банк России на предмет соблюдения банковского законодательства, причём, поговаривают, проверка, по всей видимости, была начата по инициативе президента Путина после убийства первого зампреда ЦБ РФ Андрея Козлова.

То, что силовики получают всё большую власть в финансовом мире, видно и по нашему рейтингу. Ещё три месяца назад глава Росфинмониторинга (ФСФМ) Виктор Зубков занимал 7-е место в рейтинге, а теперь красуется на 2-м! А всё потому, что опрошенные "Профилем" эксперты высоко оценили влияние Зубкова в госструктурах и агрессивность проводимой политики. И этому есть объяснение. Не так давно стало известно, что все платежи - оплата жилья и коммунальных услуг, услуг связи, расчёты с бюджетами всех уровней на сумму, превышающую 30 тыс. рублей, - будут отслеживаться силовыми структурами. Для этого банки обязаны будут посылать ФСФО отчёты о такого рода операциях. Маниакальное желание финансовой разведки истребить преступников, отмывающих свои преступные же доходы, привело к тому, что под подозрением оказалась оплата "коммуналки"! Видимо, как раз эти операции служат для отмывки грязных денег, ибо куда же ещё посылать заработанные на оружии и наркотиках деньги? Только на оплату водопровода и отопления.

Ну и, наконец, нельзя не отметить включение в список влиятельных финансистов первого зампреда ЦБ Геннадия Меликьяна (6-е место). Он назначен главой надзорного блока в ЦБ вместо убитого Козлова. Когда только стало известно о его назначении, весь банковский мир с облегчением вздохнул: все боялись, что новым назначенцем станет именно силовик. О Меликьяне же отзывались крайне положительно - настоящий профессионал, хорошо знающий банковскую кухню, долгое время проработавший в надзоре. Заняв пост Козлова, г-н Меликьян с честью продолжил его дело - лицензии у "сереньких банчков" по-прежнему отзываются чуть ли не каждую неделю. "Надзор по-прежнему строг, но гаек, слава богу, не закручивают", - констатирует банковское сообщество. И радуется.

И надеется, что Год Свиньи будет более удачным, ведь 2006-й, по сути, стал своего рода рекордным для них по части потерь. Вслед за первым зампредом ЦБ Андреем Козловым был убит директор допофиса "ВТБ 24" Александр Плохин, а чуть позже - вице-президент Спецсетьстройбанка Константин Мещеряков. Пресса и общественные деятели сразу заговорили о возвращении России в криминально-кровавые 90-е годы, однако сами банкиры полагают, что никакой речи о целенаправленном отстреле представителей отрасли не идёт - всё объясняется менее глобальными причинами и плохой работой МВД.


http://www.alebedev.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован