Автор - председатель Координационного совета объединений работодателей России, зампредседателя комитета Госдумы по труду и социальной политике
Последние инициативы президента по реформированию системы государственной власти вызвали бурные споры относительно будущего российской демократии. Может ли жесткая вертикаль управления вписаться в гражданское общество? На мой взгляд, вопрос не в противопоставлении сильной государственной власти гражданскому обществу, а в поиске новых инструментов их взаимодействия.
Забытый механизм
Гражданское общество подразумевает высокую ответственность граждан, активность общественных организаций, открытость власти. Самое главное при этом - создать механизм, который бы позволил реализовать взаимодействие общественных организаций между собой и с властью. Один из таких механизмов давно существует, но мало используется. Я имею в виду социальное партнерство - инструмент разрешения социальных коллизий, который в нашей стране долгое время считался "буржуазным предрассудком".
В социалистическом обществе "не могло" быть социальных конфликтов по определению, а следовательно, отсутствовала потребность в специальных механизмах для их предупреждения. В последние годы ситуация в стране изменилась. В обществе обозначились три мощные силы, от которых напрямую зависит его благополучие: это трудящиеся, работодатели (или бизнес) и государство. При всем разнообразии преследуемых целей в конечном счете они заинтересованы в одном и том же - росте благосостояния граждан и социальной стабильности. В противном случае трудящиеся не получают зарплату, бизнес не получает прибыль, а государство подвержено социальной неустойчивости.
Давайте вспомним первую половину 1990-х: забастовку шахтеров у Дома правительства, перекрытие Транссибирской магистрали, колоссальные задолженности по зарплате, рост безработицы. При всех макроэкономических факторах случившиеся потрясения - это в том числе и вопрос неурегулированности социально-трудовых отношений.
Социальное партнерство, основанное на диалоге между профсоюзами, работодателями и государством, в состоянии предотвратить негативные последствия экономических преобразований, падение благосостояния людей, рост социальной напряженности в обществе.
Споры на улицах и столкновения в цехах были перенесены на уровень диалога. Создана Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), подписано генеральное соглашение, разработан новый Трудовой кодекс, отвечающий реалиям современной российской экономики. В регионах ведется большая работа по подготовке и заключению трехсторонних соглашений.
Сегодня важность развития социального партнерства в социально-трудовой сфере отмечают 77% руководителей объединений предпринимателей (работодателей). На момент создания объединений о такой необходимости заявлял 61%. Таковы результаты опроса, проведенного Координационным советом объединений работодателей России совместно с профессором американского Мидлбери-колледжа Уильямом Пайлом и охватывающего 200 объединений работодателей в 35 субъектах России.
Растущее участие
Почти все опрошенные руководители объединений отметили, что в течение последних трех лет в их организации вступали новые члены. Наряду с лоббированием интересов в структурах власти, получением услуг правового, информационного и иного рода, важными мотивами для них стало участие в работе Российской и региональных трехсторонних комиссий, в подготовке и заключении соглашений в социально-трудовой сфере, в разработке социальной политики, концепций занятости и реформирования системы социального страхования. На это указывают почти две трети опрошенных.
Учитывая, что институты гражданского общества в России только формируются, уровень данной мотивации можно расценивать как достаточно высокий. Таким образом, в объединения сегодня вступают не только для лоббирования своих интересов, но и для того, чтобы сотрудничать в выработке конструктивных идей социального развития общества.
Между участием в работе объединений работодателей и социальным партнерством существует прямая связь: 33% предприятий, являющихся членами ассоциаций, сотрудничают в разработке программ занятости, 18% - образовательных программ, 38% - программ развития республик, краев и областей.
Почти треть предприятий очень высоко оценивает деятельность объединений, которые предоставляют бизнесу площадку для участия в развитии социально-трудовых отношений, дают возможность доносить свою позицию при выработке ключевых законопроектов, а самое главное - дают шанс выслушать точки зрения профсоюзов и государства, чтобы прийти к решениям, которые устраивают все три стороны.
Одной из функций объединений предпринимателей (работодателей) является предоставление услуг, содействующих развитию бизнеса, в том числе информационных, консалтинговых, маркетинговых, связанных с инновационной и инвестиционной деятельностью, экспертизой и оценкой собственности. Например, за последние три года возросло количество объединений, предлагающих услуги по повышению квалификации и подбору персонала (в 2004 г. - 66% объединений, в 2001 г. - 56%).
Потенциал не используется
Сегодня перспективы социального партнерства заключаются в выходе на качественно новый уровень, в вовлечении в данный процесс новых участников, в ответственности всех социальных партнеров за выполнение решений, в возможности отстаивать эти решения.
Президент заявлял, что в рамках административной реформы отдельные функции государственных органов власти планируется передать общественным организациям. РТК могла бы стать хорошей площадкой для выработки совместных инициатив. В свою очередь, объединения работодателей способны разгрузить государственные институты в таких вопросах, как сертификация персонала, аудит, и некоторых других. По данным КСОРР, более трети ассоциаций готовы взять на себя эти функции. В настоящее время лишь 14% из них проводят сертификацию персонала, 19% занимается аудитом, в том числе и аудитом персонала. Как видим, потенциал огромен, но он не используется в должной мере.
Около 80% руководителей ощущают заинтересованность федеральных, региональных властей и органов местного самоуправления в развитии социального партнерства. Но вместе с тем главы ассоциаций полагают, что не всегда способны влиять на решения государства в социально-экономической сфере. Как показало исследование, бизнес оказывает незначительное влияние на социальную политику как на федеральном, так и на региональном, а также на уровне местного самоуправления. Так считают соответственно 50%, 41% и 43% опрошенных руководителей объединений.
Возникает парадокс. Власть признает необходимость развития социального партнерства, и предприниматели как одна из сторон данного партнерства ощущают это, однако не совсем понятно, как можно его развивать, не допуская другую сторону к полноценному участию в процессе выработки и принятия решений? Отсюда и результаты социальной политики, которые вряд ли можно назвать эффективными.
Ведомости. Москва
15 Ноября 2004 г.