Совет Федерации на прошлом заседании отказался одобрить принятые Госдумой поправки в Закон `О Счетной палате РФ`. В поправках предлагалось наделить президента правом представлять парламенту кандидата на должность председателя Счетной палаты и кандидата на должность его заместителя. Многие сенаторы убеждены, что участие главы государства в процедуре назначения руководителей Счетной палаты противоречит самой сути органа государственного финансового контроля, формированием которого занимается парламент. На этой неделе Госдума и Совет Федерации должны завершить создание согласительной комиссии. Она еще раз рассмотрит вопрос о необходимости этой реформы. Впрочем, как сообщил в интервью `РГ` глава Комиссии СФ по взаимодействию со Счетной палатой Валентин Чернявский, поправки, из-за которых разгорелось так много споров, будут, скорее всего, уже нынешней осенью одобрены Советом Федерации.
- Зачем вообще понадобилось вносить изменения в порядок формирования Счетной палаты? Она плохо справлялась с работой?
- Дело в том, что этот порядок не прописан достаточно четко. В Законе `О Счетной палате РФ` говорится, что председатель палаты и его заместитель назначаются на свои должности соответственно Госдумой и Советом Федерации. Схема такая: в соответствии с регламентом палат в парламенте проходит голосование, и те кандидаты, которые набирают большинство голосов депутатов и сенаторов, получают назначение на эти должности. Но в законе ничего не говорится о том, как осуществляется выдвижение кандидатов на должности председателя Счетной палаты и его зама. Это пробел, который необходимо устранить. В отклоненной Советом Федерации поправке как раз уточнялся вопрос о том, каким же образом появляются эти кандидаты для назначения. Принятым Госдумой 10 июля текущего года федеральным законом предлагается, чтобы их выдвижение было связано с участием президента. Мне лично такой подход кажется правильным, отвечающим представлениям о роли президента в управлении государством и соответствующим его конституционным полномочиям.
- А как сам президент относится к идее передачи ему дополнительных полномочий?
- Ничего не могу сказать вам по этому поводу. Инициатива внесения названных поправок в законодательство принадлежит не президенту, а депутатам Госдумы.
- В Конституции написано, что Счетная палата - это орган, который формируется федеральным собранием, то есть парламентом. Зачем в этом процессе принимать участие главе государства?
- Во-первых, президент обязан принимать меры по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти. Факт участия президента в отборе кандидатов на руководящие должности в Счетной палате, на мой взгляд, отвечает представлениям теории и практики госуправления. Во-вторых, в упомянутых поправках нет ни малейшего намека на покушение на независимость Счетной палаты. Поправки по существу лишь уточняют уже действующую правовую норму: депутатские объединения и комитеты Госдумы, а также комитеты и комиссии Совета Федерации будут по-прежнему сами определять кандидатов на должности руководителей Счетной палаты. Список этих кандидатов затем будет направлен президенту. А президент из предлагаемого списка выберет и представит к назначению только по одной кандидатуре на пост председателя Счетной палаты и на пост его зама. После чего в соответствии с регламентом верхняя и нижняя палаты парламента проведут процедуру голосования по одобрению представленных президентом кандидатур. Или неодобрению. Депутаты Госдумы и члены Совета Федерации вправе отклонить предложенных президентом кандидатов. В этой связи, правда, возникнет вопрос: а зачем же они тогда вносили их в список? В любом случае, как видите, главное, решающее слово в формировании Счетной палаты останется за парламентом.
- Вы можете представить себе, что нынешний парламент отвергнет кандидатов, которых предлагает глава государства?
- Я готов вам привести примеры из истории современной России, когда представленные президентом кандидаты на должность, к примеру, премьер-министра или генпрокурора не получали одобрения со стороны парламентариев. Парламент обладает всеми правовыми возможностями, необходимыми для принятия важнейших кадровых решений в стране. Если парламентарии окажутся в состоянии проявить политическую волю и их не покинет желание создать устойчивое правовое государство, то их оценка кандидатов на высшие должности в Счетной палате будет вполне объективной.
- Представьте, что Госдума и Совет Федерации все же отказались одобрить назначение президентских кандидатов на руководящие посты в Счетной палате. Сколько раз глава государства сможет представлять одних и тех же кандидатов парламенту?
- Законом `О Счетной палате РФ` этот вопрос не раскрывается. Потребуется внести уточнения и доработки в Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации. В поправках к закону оговаривается, что в подобном случае президент должен в течение двух недель внести новую кандидатуру на каждую должность. При этом, хочу это особо подчеркнуть, речь идет о повторении самой процедуры, но не о том, что всякий раз в качестве кандидата должно быть представлено новое лицо. Конституция не обязывает президента менять свой выбор, поэтому он может по своему усмотрению сменить кандидатуру или представлять одну и ту же, но уже с новыми, дополнительными обоснованиями.
- Сможет ли президент отправить в отставку председателя Счетной палаты до истечения срока его полномочий?
- В Законе `О Счетной палате РФ` этот вопрос не регламентирован. Но в любом случае решение об освобождении главы Счетной палаты и его заместителя от должности принимает соответствующая палата парламента.
- А вам не кажется, что парламент просто не справился со своими обязанностями, касающимися формирования Счетной палаты? Бывали случаи, когда из-за интриг лоббистских группировок Совет Федерации не мог несколько месяцев подряд избрать простого аудитора.
- Решение таких важных и ответственных кадровых вопросов - все-таки речь идет о высшем органе финансового контроля - не проходит гладко ни в Думе, ни в Совете Федерации. Те споры и конфликты, которые всегда возникали в парламенте вокруг назначений в Счетной палате, могут служить дополнительным свидетельством того, что и представленному президентом кандидату будет не так просто получить соответствующую должность. Кстати, в процедуре назначения аудиторов президент участия не принимает - решение этих кадровых вопросов целиком и полностью остается в компетенции парламента. Делегирование президенту части полномочий, касающихся формирования Счетной палаты, обусловлено отнюдь не слабостью парламента. Не забывайте, что глава государства несет ответственность за состояние внутренней политики и, в частности, за состояние федеральной бюджетной безопасности, правопорядок в сфере использования государственных ресурсов и собственности. Отсюда вытекает мысль о том, что глава государства должен иметь отношение и к формированию высшего контрольного органа в России. У нас в стране все еще не сложилась единая система государственного финансового контроля. И упомянутые дополнения в Закон `О Счетной палате РФ`, на мой взгляд, способствуют тому, чтобы эту систему выстроить.
- Когда Совет Федерации вернется к рассмотрению отклоненных поправок?
- Скорее всего, уже нынешней осенью. В августе начнет работу Согласительная комиссия, составленная из депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, которая должна будет еще раз изучить предложенные уточнения в процедуру назначения председателя Счетной палаты и его заместителя. Я не думаю, что эти поправки претерпят какие-либо концептуальные изменения. Может, будут исправлены отдельные незначительные шероховатости. Думаю, не ошибусь, если скажу, что в течение осенней сессии эти поправки будут одобрены верхней палатой парламента.
- Какие еще реформы предстоит пережить Счетной палате в обозримом будущем?
- Наша система государственного финансового контроля пока еще слаба, и это приводит к тому, что многие вскрытые нарушения остаются безнаказанными. Те предписания и представления, которые Счетная палата для устранения выявленных нарушений направляет органам государственной власти РФ, и руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций, зачастую рассматриваются не в полной мере, с нарушениями установленных сроков. Порой приходится сталкиваться с ситуацией, когда министерства и ведомства, в которых палата провела проверку и обнаружила, к примеру, факты нецелевого использования средств, не реагируют на требования палаты исправить ситуацию. В 2003 году из 438 предписаний и представлений Счетной палаты было выполнено лишь 347. Парламентарии рассматривают подобную ситуацию как противоестественную. Мы планируем установить федеральным законодательством ответственность должностных лиц за неисполнение представлений и предписаний Счетной палаты РФ.
Дата публикации 27 июля 2004 г.
1998-2004 `Российская газета`
http://nvolgatrade.ru/