Рекомендации
Тезисы выступления М. Лебедевой
1. Несовершенство существующего лесного законодательства:
проблемы рационального лесопользования, охраны лесов, лесовосстановления, оформление лесопользования, несовершенная система управления лесами. На основе продолжающего пока действовать Лесного кодекса РФ нельзя решить эти сложные проблемы. Поэтому возникла объективная необходимость пересмотра всего лесного законодательства, подготовки проекта нового Лесного кодекса.
2. Изменение структуры лесного фонда в проекте Лесного кодекса -изменение существующего деления лесов на группы. Цель выделения группы лесов заключается в том, чтобы определить правовой режим их использования и охраны. Если леса не используются, то нет необходимости относить их к какой-либо группе. Достаточно признать их просто резервными лесами. Когда они будут вовлечены в эксплуатацию, тогда они и будут отнесены к соответствующей группе.
3. Право собственности на леса. Проект Лесного кодекса ограничивает возможность нахождения лесов в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности. Из этого следует, что те леса, где возможна их промышленная эксплуатация, не могут находиться ни в собственности субъектов Федерации, ни в муниципальной собственности. Такие леса могут быть только в федеральной собственности и в частной собственности.
Возможность приобретения права частной собственности на некоторые лесные участки вступает в противоречие с интересами охраны окружающей среды. Оправдана ли, с позиций обеспечения рационального лесопользования и ведения лесного хозяйства, охраны лесов, частная собственность на такие леса первой группы, как противоэрозионные, лесов первого, второго, и третьей зон (округов) санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и других, не указанных в п. 4 ст. 57 проекта? В этих лесах лесопользование ограничено, в них нельзя вести рентабельное лесопользование.
Вопросы частной собственности на леса урегулированы нечетко и бессистемно. Проект определяет порядок приобретения частной собственности на лес. Однако в нем нет правовых норм, которые бы регулировали порядок реализации права частной собственности.
4. Организация рационального использования и охраны лесов. Обосновано выделение трех видов таких государственных органов:
уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области нормативного правового регулирования использования, охраны и воспроизводства лесов, по управлению лесным фондом и по надзору за соблюдением лесного законодательства. Четкое разделение полномочий этих органов позволит обеспечить действительно эффективную систему организации использования и охраны лесов.
5. Регулирование отдельных видов лесопользования. Неудовлетворительно, с точки зрения интересов охраны окружающей среды, охраны лесов урегулированы в статье 31 проекта Лесного кодекса РФ вопросы заготовки древесины - вида лесопользования, который наносит наибольший ущерб лесам и всей природе: водным объектам, животному миру, почвам
http://www.lebedeva-m.ru/