6 июня 2005 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялись парламентские слушания на тему " Природные ресурсы и природопользование как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правовое обеспечение", в которых приняли участие как депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, так и представители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, известные российские юристы, специалисты в области экологического права и государственного управления, предприниматели.
Государственная Дума была представлена руководителями трех профильных Комитетов - Комитета по природным ресурсам и природопользованию, Комитета по делам Федерации и региональной политике, Комитета по вопросам местного самоуправления.
Актуальность подобного широкого обсуждения одной из наиболее острой и сложной проблемы государственного регулирования вполне очевидна - в настоящее время в жизни общества отмечается бурный всплеск активности в законотворчестве, рассмотрение и подготовка к принятию новых редакций Лесного кодекса, Водного кодекса, а в ближайшее время и федерального закона "О недрах", который также будет иметь статус кодекса Российской Федерации, регулирующего недропользование.
Лаконично и убедительно провозглашенная конституционная норма 72 статьи Конституции Российской Федерации, гласящая о том, что природные ресурсы и природопользование являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов является сегодня одним из наиболее дискуссионных и злободневных вопросов правового регулирования, что и было подтверждено в выступлениях участников парламентских слушаний, а также в рекомендациях парламентских слушаний.
Главной темой выступлений было то, что действующее законодательство не обеспечивает эффективное управление природными ресурсами с учетом сбалансированных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Более того, внесение изменений в соответствующие правовые нормы Водного кодекса (Федеральный закон от 22.08.2004г. No 122) лишило субъекты Российской Федерации фактически всех полномочий по совместному с Российской Федерацией управлению водными объектами и водными ресурсами и исключило их из субъектов водных отношений.
Федеральным законом от 29.12.2004г. "О внесении и изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" субъектам Российской Федерации переданы часть полномочий по упарвлению лесным фондом, в том числе охрана лесов от пожаров и функции управления лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, а также функции охраны объектов животного мира и часть функций по охране водных биологических ресурсов, однако для осуществления этих полномочий субвенции из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации до сих пор не направлены. Еще при рассмотрении проектов указанных Федеральных законов высказывались (в том числе и лично Депутатом Государственной Думы М.Я.Лебедевой) опасения о том, что механизмы реализации переданных полномочий настолько не проработаны, что потребуется продолжительное время для выработки методик и инструкций по расчетам объемов субвенций, процедуре их согласования и защиты и другим организационным мероприятиям, не говоря уже о том, что кроме финансовых механизмов необходимо создать соответствующие структурные подразделения - службы, учреждения и т.д. для выполнения этих полномочий.
В процессе исполнения статьи 4 указанного Федерального закона выяснилось, что в ней не учтено одно немаловажное обстоятельство - в одном водном объекте могут обитать виды рыб, подлежащие охране, как федеральными органами исполнительной власти, так и пока еще в большинстве субъектов Российской Федерации не существующими специальными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации........ Об этом на стадии и рассмотрения проекта данного закона также предостерегали специалисты, но увы... не были услышаны или не хотели быть услышанными.....
Получается, что даже самое новейшее, созданное в течение последнего года законодательство не обеспечивает осуществление эффективного контроля и надзора со стороны государства за соблюдением установленных правовых норм в области природопользования, охраны природных ресурсов, четко не определяя полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этой важнейшей области государственного регулирования.
К сожалению, приходится констатировать и нерасторопность Правительства Российской Федерации. С момента принятия законов не обеспечена разработка соответствующих нормативно-правовых актов Правительства России. Не приняты правила расходования и учета средств на предоставление субвенций, необходимых на реализацию переданных субъектам Российской Федерации полномочий по тушению лесных пожаров, как и порядок распределения средств, передаваемых в 2005 году из федерального бюджета в виде субвенций субъектам Российской Федерации. Таким образом, несмотря на утешительную информацию о небывало низкой статистике лесных пожаров в 2005 году, прозвучавшую из выступления заместителя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Михаила Дмитриевича Гиряева можно сделать выводы о том, что сегодня те, кто раньше этим занимался (лесхозы и спецподразделения федерального органа) уже не могут полноценно выполнять данную функцию, а те, кому эти непростые и ответственные обязанности переданы законом - еще не могут по вышеизложенным обстоятельствам!
И конечно большинство выступавших затрагивали вопрос о создании и местных источников финансирования выполнения функций субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения - часть доходов, полученных от использования природных ресурсов, отнесенных законодательством Российской Федерации к федеральной собственности - должна поступать в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Представляется, что нельзя согласиться с рядом выступающих, настаивавших на том, чтобы проекты Лесного и Водного кодексов были возвращены Правительству на кардинальную переработку. В то же время, учитывая, что сроки внесения поправок в законопроекты продлены до 9 июля текущего остается призвать всех заинтересованных к активной работе по устранению очевидных недостатков новой редакции Лесного кодекса и Водного кодекса Российской Федерации, а также сосредоточить внимание на внесении изменений в Федеральный закон "О животном мире".
http://www.lebedeva-m.ru/