27 октября 2008
1723

Переломить хребет

Зачем Алишеру Усманову самое большое, но почти наверняка убыточное медное месторождение

Мечта Максима Басова - перевернуть медный рынок с помощью новых технологий

От Читы до Чары, ближайшего к Удоканскому хребту поселка, - полтора часа лета. Местность, мягко говоря, необжитая. "Нам не раз попадались медведи, которые здесь совершенно не боятся человека", - рассказывает один из немногих побывавших здесь в последние годы выходцев с Большой земли, глава российского отделения консультирующей горнодобытчиков компании SRK Consulting Андрей Мельников. Из людей тут, кажется, только геологи, обосновавшиеся в Читинской области со времен строительства БАМа. Теперь им снова найдется работа: холдинг Алишера Усманова "Металлоинвест" победил в конкурсе на крупнейшее в России Удоканское месторождение и должен приступить к работам.

Гендиректор "Металлоинвеста" Максим Басов лично курирует проект. Ставки высоки: за лицензию "Металлоинвест" должен заплатить $600 млн, а чтобы запустить производство, нужно еще минимум $3,5 млрд. Пугает не объем инвестиций - "Металлоинвест" будет осваивать Удокан не один, а вместе с государственными "Ростехнологиями". Проблема в другом: месторождение сулит на первый взгляд одни убытки. Геолог Мельников, изучавший Удокан для одного из клиентов своей фирмы, вернулся оттуда под сильным впечатлением: проект показался ему нереализуемым. Да и цены на медь с недавних высот упали до $4500 за 1 т.

За месторождение на краю света с Усмановым сражались четверо мощных конкурентов. Трое сами сняли свои заявки, оценив возможные убытки. Усманов пошел до конца. На что надеется победитель?

ОТ ГРЕХА ПОДАЛЬШЕ

Удокан - одно из крупнейших в мире месторождений. Это 60% медных запасов России. Разведанные объемы меди - 20 млн т, в деньгах - не менее $90 млрд. Вроде бы есть за что бороться. Однако находится месторождение в горах - инфраструктуры, считай, нет вовсе. "Условия экстремальные: вечная мерзлота, тундра, сейсмоопасность, - рисует картину Басов. - Чтобы вскрыть месторождение, придется снести горы". Еще хуже другое: на богатую руду (содержание меди больше 1%) приходится, по оценке Мельникова, лишь четверть удоканских запасов. Месторождение неоднородно - это и не месторождение даже, а 13 отдельных участков с разными типами руды. И чуть не для каждого, считает геолог, нужна своя технология переработки. "В горе несколько типов руды, и все они перемешаны", - признает и Басов. Недаром осваивать Удокан при СССР так и не начали, хотя его открыли еще в 1949 г. Чем больше геологи узнавали про Удокан, тем решительнее утверждали: проект планово убыточен.

Себестоимость меди на Удокане с учетом затрат на инфраструктуру и эксплуатацию энергоустановок может составить, по оценке SRK Consulting, $5000-6000 за 1 т. Правительство долго медлило с объявлением конкурса на проблемное месторождение. Претенденты на него были, но какие-то "неправильные". Лет пять назад казахская Kazakhmys, для которой география месторождения удобнее, чем для российских компаний, серьезно им интересовалась. В ответ Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) стала убеждать чиновников, что именно ей не хватает сырья и срочно нужен Удокан. То есть, может, не так уж и срочно - но уж казахам отдавать никак нельзя. По одному ему известным причинам интересовался месторождением и Юрий Лужков, но до дела не дошло.

В 2008 г. цена на медь выросла до $8000 за 1 т, и правительство решилось наконец разыграть лицензию. Начался сбор заявок.

Удокан подтвердил свою репутацию: почти все претенденты, получив доступ к имеющейся скупой информации о месторождении, вскоре заявки отозвали. Вышел из гонки "Норникель": по оценке замглавы компании по финансам Олега Лобанова, проект может быть рентабелен только при цене меди от $6000 за 1 т, а в следующем году при негативном сценарии она может стоить и $4500. "Я был против, когда мы рассматривали этот проект на правлении. Он очень рискованный", - признается Лобанов. Отказался от Удокана и Олег Дерипаска. Казалось, все сходится: "Русал" ведет работы на расположенном неподалеку Чинейском месторождении - и все же рисковать компания не стала. Ушел и "Онэксим" Михаила Прохорова, еще летом обладавшего рекордной наличностью. Прохоров, говорят, решил поступить осторожно - не брать на себя обязательств и подождать: вдруг победители, кто бы они ни были, позже сами пригласят его в проект? Замысел, как теперь видно, не лишен оснований: "Металлоинвест" претендует лишь на половину акций компании, которая будет создана для разработки Удокана, "Ростехнологии" рассчитывают на 25% проекта. Кто получит еще четверть?

"МЕТАЛЛИСТЫ" И ЛОББИСТЫ

К сентябрю претендентов осталось всего двое - УГМК Искандера Махмудова, выступающая в союзе с РЖД, и "Металлоинвест" вместе с "Ростехнологиями". Альянсы на удивление схожи: в каждом по одному "металлисту" и одному лоббисту.

Рассказывают, что первый из этих альянсов, выросший из партнерства Владимира Якунина и Махмудова по "Трансмашхолдингу", сложился чуть раньше второго. Во всяком случае, компания "Русская медь", числящая в акционерах УГМК, РЖД и ВЭБ и ставящая себе целью разработку Удокана, в апреле этого года уже существовала. Усманов и Сергей Чемезов не спешили создавать совместную структуру, зато действовали интереснее.

"Не скрою, своим прежде всего административным ресурсом мы существенно укрепили позиции "Металлоинвеста"", - поясняет суть альянса первый зам Чемезова Алексей Алешин. "Я не знаю, кто кого нашел. Люди живут, пересекаются, работают. В результате какого-то процесса стороны договорились, что будут работать совместно", - тактично комментирует связи своего патрона Максим Басов. У "Металлоинвеста" и "Ростехнологий" созрел свой план, рассказывает один из игроков рынка. В конце весны Чемезов написал Владимиру Путину письмо, в котором предложил на основе Удокана создать мощный холдинг. Включить в него предлагалось проекты "Норникеля" в Читинской области, собственно Удокан, а также долю России в монгольских компаниях "Эрдэнэт" и "Монголросцветмет". Хотя обе они занимаются цветными металлами, синергия их с Удоканом едва ли возможна: между ними сотни километров и никаких дорог. Зато исполнение замысла позволило бы новому полугосударственному холдингу получить около 10% мирового рынка меди. Такие идеи Путину нравятся - он поставил резолюцию "рассмотреть".

В июле позиция тандема Усманов-Чемезов еще усилилась: президент Медведев подписал указ о передаче тех самых монгольских активов "Ростехнологиям". Справедливости ради надо отметить, что в интересе Чемезова к монгольским предприятиям ничего провидческого, строго говоря, не было: за них в свое время бились и УГМК, и "Норникель". Был, наконец, у Чемезова и скрытый козырь, говорят специалисты: задуманное им частно-государственное партнерство должно было составить противовес "Норникелю" в цветной металлургии и не дать проникнуть в медную отрасль Олегу Дерипаске, усиления которого Кремль едва ли хочет.

Что мог противопоставить такому богатству идей Якунин? Только то, что дружественной ему УГМК нужна руда, а у РЖД есть отходящая от БАМа ветка, которую ценой немалых затрат можно дотянуть до Удокана. Схватка гигантов длилась почти полгода, конкурс по продаже лицензии дважды переносили, а 10 сентября был досрочно объявлен победитель - "Металлоинвест" вместе с "Ростехнологиями".

РЫНОЧНЫЕ РОСТЕХНОЛОГИИ

"Удокан - это отдельный проект. Хотя сейчас он и находится внутри "Металлоинвеста", не исключено, что в будущем он станет публичной компанией", - объясняет Басов. Еще бы: если повесить Удокан на "Металлоинвест", тот надолго уйдет в глубокий минус. Суть проекта в том, чтобы запустить месторождение и построить при нем горнометаллургическое производство, которое к 2015 г. будет выпускать 474 000 т меди в год. "Металлоинвест" планирует начать строительство гидрометаллургического комплекса на базе Удоканского месторождения в 2010 г. Выход на годовую проектную мощность намечен на 2016 г. Потянуть дело не получится: по условиям конкурса вывод предприятия на полную мощность должен осуществиться через семь лет после госрегистрации лицензии. "Металлоинвест" сейчас занят подготовкой согласования и утверждения техпроекта освоения месторождения.

Козырь Усманова в том, что проект долговременный и в нынешние кризисные времена дело ограничится лишь подготовкой документации. Но как жить дальше и что делать, если с окупаемостью не сложится? Четкого ответа Басов не дает. "Мы закладывали довольно консервативные варианты, исходя из того, что цена на медь будет падать. Нельзя сказать, что месторождение суперприбыльное, но оно окупается, - уверяет глава "Металлоинвеста". - Стандартное извлечение с помощью так называемой пирометаллургии дает выход 70-80%, но мы хотим запустить технологию, которая обеспечит выход на уровне 90%. Тогда проект будет выгодным. Ведем переговоры с рядом западных компаний о создании такой технологии. Но пока ее нет". Есть только группа из 10 человек в составе компании, которая тщательно продумывает, что же теперь делать. Проект очевидно рискованный, а само месторождение недостаточно исследовано. "Сколько металла можно извлечь технически и какое количество извлекать выгодно, скорее всего, пока не ясно никому, - подтверждает Мельников. - Многое будет зависеть от цен на рынке и скорости развития новых технологий".

Зато абсолютно ясно другое. Сейчас в России производят 950 000 т меди в год, из них 45% приходится на "Норникель", 40% - на УГМК и 15% - на Русскую медную компанию уральского бизнесмена Игоря Алтушкина. Если Удокан (вместе с долей в монгольских сателлитах) будет производить больше трети меди в стране, соответственно сократив доли других игроков, уже не он будет зависеть от рынка, а рынок - от него. На некоторых месторождениях в Африке содержание меди доходит до 40% - это отличные инвестиции для небольших игроков, говорит аналитик UBS Алексей Морозов, - но Удокан относится к категории elephants. Его владелец сможет формировать предложение и играть на ценах. Причем делать это будет компания, блокпакетом которой фактически владеет государство. Как не присудить победу претенденту, сумевшему нарисовать такие перспективы?

Анастасия Герасимова

27.10.2008

www.smoney.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован