Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
12 марта 2025
1193

Пересмотр ряда теоретических положений обеспечения современной военной безопасности России в ходе специальной военной операции

Пересмотр ряда теоретических положений обеспечения современной военной безопасности России в ходе специальной военной операции Нужно помнить, что система это просто набор частей, которые функционируют как единое целое, о чём большинство людей вынуждены вспомнить, когда что-то ломается[1].

Э. Сноуден, бывший сотрудник ЦРУ

В международных отношениях не снижается роль фактора военной силы. Стремление к наращиваю и модернизации наступательного вооружения, созданию и развертыванию его новых видов ослабляет систему глобальной безопасности, а также систему договоров и соглашений в области контроля над вооружениями[2]

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации

 

Война, в частности СВО России на Украине, как часть гибридной войны Запада против России, стала гораздо более сложным явлением, чем «просто» традиционные войны. Но осознавалось это медленно и неохотно, хотя некоторые военные эксперты (причем, близкие к руководству ВС РФ) писали об этом достаточно давно. В частности, о «ножницах военных элит», которые демонстрировали качественное снижение уровня военно-политической подготовки элиты при росте возможностей влияния на ВПО со стороны военных[3]. Именно это было продемонстрировало на начальном этапе СВО, когда принимавшиеся решения не соответствовали военно-политическим реалиям, а реальные специалисты – командиры дивизий и бригад – были отстранены от принимаемых решений. В ВСУ, наоборот, именно это звено управления было решающим. Командиры бригад практически самостоятельно руководили своими частями.

В настоящее время, в отличие от наполеоновского нашествия, не стоит только задача нанесения поражения европейским армиям, или оккупирования столиц и важнейших районов. В отличие от другого, «гитлеровского», европейского вторжения, наоборот, не стоит задача только военного противоборства, когда речь идет о тотальном противоборстве с целью только физического выживания. Задача – смена режима и развал государства с последующим его расчленением, как это было с Югославией, Ливией и Сирией.

Современная война это уже не только физическое выживание государства и нации, но и, одновременно и эффективное, более того, даже опережающее – национальное развитие, прежде всего, социально-экономическое, но, прежде всего, национального человеческого потенциала, составляющего суть национальной идентичности и государственного суверенитета.[4]

Иными словами, современная война это такое военно-силовое противоборство, результатом которого в итоге станет сначала гибель у страны суверенитета, а затем и крах национальной идентичности и, в итоге, существование самой нации. Примечательно, что именно в середине 2024 года целый ряд крупных западных политиков признали, что на Западе вот уже несколько лет вновь кулуарно обсуждаются планы раздела России на 6–7 отдельных государств, которые не раз становились известными и прежде, но о которых предпочитали не упоминать пока активно шел процесс деградации России (фактически реализовывавший эти планы).

 

Онтология и метафизика войны:
суть и сущность современной войны и военной стратегии государств

Онтология современной войны[5] – спорное и быстро меняющееся представление различных слоев и групп правящей элиты в политической науке. Без него невозможно перейти к метафизике войны[6], т. е. построить сколько-нибудь реалистическую стратегию – национальную и военную.

Вспомним обыденные ситуации. Когда мы говорим: "Это стол", или "Вон там дерево", мы уже оперируем определенными категориями существования. Онтология пытается разобраться, что стоит за этими словами на более глубоком уровне. Не просто определить объект, но понять его сущность. Представьте дерево. Оно может быть разным: крупным, маленьким, с зелёными или жёлтыми листьями. Но что делает его деревом? В чём его сущность? Онтология разбирается в этом, стремясь понять, что объединяет разные предметы в одну категорию.

Так и с войной, суть[7] которой (т. е. самое главное) является вооруженное силовое противоборство, а сущностью современной войны – многочисленные формы такого противоборства как на собственно военно-силовом, так и на не военном силовом уровне. Есть некоторая разница между сутью войны и её сущностью. Суть войны – то, что она есть, представляет собой, сама по себе, самое главное в ней – военно-силовое противоборство. Сущность[8] – это проявление войны вовне, как эта война реализуется вовне, т.е. – онтология войны.

Из понимания сущности глобальной сути войны (которая определяется, прежде всего, характером тех средств и способов, которые используются, политических, дипломатических, военных) вытекает многое, прежде всего, характер войны, т.е. метафизика войны, в том числе, понимание военной стратегии России как на СВО, так и в более широком, региональном и даже глобальном контексте. Так, война, которую ведет Россия, это война против широкой западной военно-политической коалиции (более 50-и государств), которая использует очень широкий спектр силовых – военных и не военных – средств и способов. То есть стратегия России, в т.ч. военная, неизбежно вынуждена реагировать на западную военную стратегию на Украине, а именно на все средства и способы. Не обязательно зеркально, но именно на все. Естественно, в той или иной мере.

В частности, на то, что военная стратегия западной коалиции в 2024 году состоит из 3-х базовых элементов, подробно проанализированных в начале 2024 года и подтвердившихся полностью позднее[9]:

– активной обороны ВСУ, требующей в 3–5 раз меньших ресурсов (людей, ВВСТ и боеприпасов);

– нанесения высокоточных ударов на большую глубину, в т.ч. в России;

– использование террористических ударов по территории России и специальных операций.

Эти составляющие собственно военную стратегию дополняются усилением политико-дипломатических и финансово-экономических мер, усиливающих прежние санкции. Прежде всего, давление на партнеров и союзников России с целью максимального ограничения сотрудничества. Что в этой стратегии первично, а что вторично – сила вообще или военная сила, в частности, вопрос спорный, но представляется, что собственно военная сила Западом не рассматривается в качестве главного инструмента.

 

________________________________________

[1] Сноуден Э. Личное дело. – М.: Эксмо, 2020, – с. 145.

[2] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ В.В. Путина № 683 от 31 декабря 2015 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Ст. 14.

[3] Попов И.М., Хамзатов М.М. Война будущего, Концептуальные основы и практические выводы. Очерки стратегической мысли. – 3-е изд., испр. – М.: Кучково полек, 2019, – сс. 64-66.

[4] Понятие «национальный человеческий потенциал (капитал)» – значительно шире, чем ставшее популярным с 1990 года понятие «человеческий капитал». В работах за 3 последних десятилетия я не раз пытался доказать его ключевое значение. См., например: Подберезкин А.И. Национальный человеческий капитал. В 3-х ТТ. – М.: МГИМО, 2011-2013 гг.

[5] Онтология войны – это направление в политической философии, которое занимается изучением реалий и всего существующего. Она исследует, какие именно войны существуют в мире, какова природа этого существования и что можно считать реальным, а что только представлениями тех или иных лиц в политике и науке.

[6] Метафизика войны – изобретение таких гипотез, которые никогда не могут быть явлены в физической реальности, но которые, как предполагается их изобретателями, дадут возможность -- объяснить физическую реальность, улучшить или дополнить наши знания о ней, т.е. концепций и доктрин, которые могут стать национальными и государственными стратегиями. Математика, начиная с геометрии, представляет собой один из самых совершенных разделов метафизики.

[7] Сутью называется самое главное и существенное в чём-либо (см.: Словарь Дмитриева, например) / https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/5253/%D1%81%D1%83% D1% 82%D1%8C

[8] Су́щность – представление и смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых (под влиянием тех или иных обстоятельств) состояний вещи.

[9] См. подробнее: Подберёзкин А.И., Тупик Г.В. Изменения в международной и военно-политической обстановке в мире после начала специальной военной операции на Украине: монография / А.И. Подберёзкин, Г.В.Тупик; Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Институт международных исследований, Центр военно-политических исследований. – М.: МГИМО-Университет, 2024. – 603, [1].

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован