21 ноября 2006
2908

`Персона грата`: Александр Шохин

Есть старый анекдот о человеке, который у входа в банк торговал семечками и на просьбу разменять крупную купюру отвечал отказом. "Мы, - говорил он, - условились с банкирами: я не меняю денег и не даю в долг, а банк не торгует семечками". С одной стороны - яркий пример цивилизованного бизнеса, а с другой - полное отсутствие конкуренции. Об основных проблемах российского бизнеса - беседа Виталия Ушканова с президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным.

- Что в отечественном бизнесе должно тревожить больше: нецивилизованные методы, к которым прибегают предприниматели, или отсутствие конкурентной среды?

Шохин: Одно с другим связано. Конкуренция вынуждает бизнесменов вести дела более цивилизованно. Методы ведения бизнеса и конкуренция - основные проблемы российского бизнеса. Конкуренция есть результат государственной политики, а методы ведения бизнеса во многом зависят от того, как государство ведет себя, какие правила игры устанавливает, как их контролирует. Тот факт, что все больше российских компаний становятся открытыми, выходят на российскую и международные биржи, что государство подталкивает к введению международных стандартов финансовой отчетности и методов корпоративного поведения, свидетельствует о том, что государство и бизнес заинтересованы в цивилизованной предпринимательской деятельности и в развитии конкуренции.

- Нынешние монополисты не смогли бы завоевать себе таких условий, если бы власти в свое время этому не способствовали. Почему так произошло? Нельзя было вести себя иначе или чиновникам в 1990-е не хватило жесткости и последовательности в отстаивании интересов страны?

Шохин: Российская экономика унаследовала монополизм советской командной экономики. Многие отраслевые монополии возникли из особенностей советской системы. Беда власти 90-х состояла в том, что, либерализуя экономику, она не боролась с монополизмом советского типа. Отсюда - и дикий рост цен, и трансформация советских монополий в крупные монополистического типа корпорации, которые сейчас определяют тенденцию к монополизму на российском рынке, с чем приходится бороться, в том числе новым законодательством.

- Вся новейшая история России - это история борьбы с монополизмом?

Шохин: Это история трансформации монополизма из одной формы в другую.

- В конце октября вступает в силу новый закон о защите конкуренции. Как он будет работать на рынке жилья, монополизированном по всей стране?

Шохин: Строительный рынок у нас представляет собой картину преобладания монопольных игроков и слабости государства. На локальные рынки не пускают чужие компании, поскольку там есть свои застройщики, прикормленные мэрами и губернаторами. Но если бы дело было только в этом, мы бы уже давно сбили цены на рынке готового жилья. Проблема в том, что монополизм этот поощряется властями, и начинается он с выделения земельных участков для застройки. Несмотря на то, что уже почти год действуют аукционы, участок получить трудно. Да и с поодключением к сетям не все просто. За это приходится платить большие деньги, и монополисты (в том числе РАО ЕЭС и "Газпром") играют в этом свою роль. В городах и крупных поселениях отсутствуют градостроительные планы и схемы территориального планирования. Отсюда - нехватка территорий для массовой застройки. На недавнем заседании Совета по реализации национальных проектов президент довольно жестко оценил ситуацию на рынке жилья. Будем надеяться, что при общем понимании государства и бизнеса и при наличии жесткого импульса со стороны главы государства жилищный проект все-таки начнет продвигаться и элементы монополизма будут ликвидированы.

- А может, самый простой способ - создать государственную компанию, сказать, какой должна быть цена?..

Шохин: Государственные компании в той или иной области - это сейчас модно. Госкорпорации, совпадающие со старыми отраслями народного хозяйства, начинают доминировать в экономике. Просматривается желание государства и госчиновников зайти не в те отрасли, которые нуждаются в поддержке, а туда, где доходность выше. Государство обязано присутствовать в экономике, создавать правила игры, следить за их соблюдением, но у него не хватает для этого ресурсов. В то же время государство кидает ресурсы на то, чтобы управлять отдельными крупными компаниями, отраслями и так далее, и само создает монополии, которыми не может эффективно рулить.

- А в какие отрасли государство должно прийти, где оно присутствует недостаточно?

Шохин: Возьмем судебную реформу. От судебной системы во многом зависит эффективность всех других ветвей власти. Бороться с коррупцией трудно, если она доходит до судебной системы. Государство должно бросить все силы, чтобы установить жесткие правила игры там, где они еще не установлены, где есть белые пятна в законодательстве. У нас многие законы очень хорошие. Но наша правоприменительная практика сильно отстает от потенциала, заложенного в эти законы. Правоприменение - главная наша беда, и здесь государство должно сосредоточить свои интеллектуальные, финансовые и организационные ресурсы. Есть стратегические отрасли, от которых зависит национальная безопасность. Это, например, крупнейшие месторождения, где государство должно иметь приоритет. Перечень этих месторождений должен быть установлен законом и жестко прописан, чтобы у чиновников не было возможности применять размытые критерии.

09.10.2006 10:30 МСК
http://www.radiorus.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован