Перспективы силового противоборства основных центров силы

Неизбежно в недалёкой перспективе оформление и новых центров силы, в том числе в возможные военно-политические коалиции. Речь идет не только об очевидных центрах силы – Китае, Индии, но и об исламской цивилизации, африканской цивилизации (интересно, что эти центры силы уже насчитывают порядка 1400 миллионов человек), а также Бразилии, Индонезии. По мере их развития и усиления глобальная западная цивилизация и сложившаяся на её основе военно-политическая коалиция будут относительно слабеть. Так, с точки зрения объемов военных бюджетов, бюджет США в 2024 году почти достиг 900 млрд, а Франции, Великобритании и Германии (даже с учетом роста в 2023 году на 20%) порядка 60-70 млрд, но военные бюджеты КНР и Индии (300 и более 81 млрд долл.) уже опережают как по объемам, так и по темпам роста бюджеты основных стран западной коалиции[1].

Этот процесс стремительно развивался с конца 2021 года, может быть, как никогда, быстро в истории. Причём, как правило, непредсказуемо, а нередко и хаотично, когда определяющей тенденцией формирования такого миропорядка становится именно хаотизация. Типичный пример – агрессия против России Запада, которая привела к военному столкновению на Украине[2]. Причём, в этом процессе хаотизации ясно просматривается логика западной стратегии силового принуждения к тем нормам и правилам, которые формируются глобалистами. Так, периодические «подъемы» и «спады» в политике США и их союзников в отношении помощи ВСУ могут вызывать ощущение иллюзии смены политического курса, который, однако, выдерживается чётко и последовательно даже не с 2021 года, а ранее. Пример, – созданная к лету 2024 года иллюзия возможности достижения договоренностей, с одной стороны, и усиление помощи со стороны США и их союзников, – с другой. Виртуальный и реальные политические процессы откровенно противоречили друг другу. Так, один из экспертов РЭНД в июне 2024 года констатировал, что с декабря 2023 года шел ускоренный процесс усиления помощи Украине, который в итоге привел к формированию полномасштабной коалиции, заключению долгосрочного соглашения с США и консолидации усилий стран ЕС и других союзников США.

Более того, по мере развития кризиса в отношениях между Западом и другими центрами силы в Вашингтоне стали признавать, что (по меньшей мере с военно-политической точки зрения) уже сформировалось три центра силы и появятся неизбежно новые. Председатель Комитета начальников штабов (КНШ) Вооруженных сил (ВС) США генерал Марк Милли заявил в июне 2023 года о существовании как минимум трех сверхдержав на современной политической карте мира – Соединенных Штатов, Китая и России: "Сейчас становится все более очевидным, что мы действительно находимся в многополярной международной среде, где есть как минимум три сверхдержавы – США, Китай и Россия", – сказал он в четверг, 8 июня 2023 года, выступая перед выпускниками в Национальном университете обороны.

В этой связи Милли утверждал, что в течение "следующих нескольких десятилетий" мир столкнется с "очень серьезными вызовами и кризисами". Он пояснил, что в противостоянии во время холодной войны участвовали две сверхдержавы, но после развала СССР на 10–15 лет США оставались единственной сверхдержавой в мире. "Три [сверхдержавы] – это намного сложнее, чем две [сверхдержавы]"[3], – указал глава КНШ ВС США.

Милли также признал, что ситуация еще осложняется и тем, что ряд стран начинают играть все более заметную роль в своих регионах, а впоследствии эти государства могут претендовать и на статус сверхдержав.

Иными словами, реальные политики в США признали мировые новые центры силы и реалии, что было невозможно еще недавно. Даже до 2022 года. В этом смысле период СВО 2022–2023 годов стал «переходным периодом» для правящей элиты США. Во всяком случае – началом такого периода[4].

В этих условиях формирование максимально эффективной национальных стратегий и целеполагание исключительно затруднено. Также, впрочем, как и распределение национальных ресурсов[5]. Между тем, этот процесс не просто обязателен и неизбежен, но и от него прямо зависит эффективность развития государств, более того, само их существование. Когда за два месяца стороны расходуют колоссальные запасы ресурсов – природных, материальных, энергетических и даже биологических – вопрос их выживания становится в прямую зависимость от возможности консолидировать и мобилизовать национальные ресурсы и их использовать максимально бережно и эффективно. Именно это, например, стало решающим фактором, который повлиял на смену тактики ВС России на Украине в марте-апреле 2022 года: максимальное использование ВТО и огневой мощи становилось важнейшим условием наступления[6], а также последующие изменения в военном искусстве и военном строительстве[7].

Сказанное имеет прямое отношение к формированию национальной стратегии России в 2020-е годы, которое происходит под влиянием усиливающегося внешнего давления[8]. События на Украине и отношения России с Западом в период 2021–2022 годов – самый яркий пример такого влияния. Характер этого внешнего давления и перспективы его эволюции непосредственно влияют на развитие и стратегию России, что в принципе стало отчётливо пониматься в правящей элите страны и нашло своё прямое отражение в документах стратегического планирования и решениях российской правящей элиты 2021–2022 годов[9].

Так, признание ЛНР и ДНР в феврале 2022 года и обязательства по их защите фактически оформили разрыв неравноправных отношений с Западом, существовавших с конца 80-х годов прошлого века. Этот шаг стал во многом и прямой констатацией отличия национально-цивилизационных интересов и ценностей России от универсалистских ценностей Запада, которая требовалась в предыдущие десятилетия в качестве основы для формирования эффективной национальной стратегии страны. Как справедливо заметил по этому поводу бывший заместитель секретаря Совета безопасности профессор В.П. Назаров, «Анализ внешнеполитической ситуации показывает, что процесс формирования новой полицентрической системы мироустройства сопровождается ростом нестабильности и углублением противоречий, связанных с пересмотром традиционных сфер влияния, борьбой за ресурсы, рынки сбыта и контроль над стратегическими коммуникациями, появлением новых трансграничных очагов напряженности. Противоборство между государствами в возрастающей степени переносится в область ценностных и моральных установок, моделей развития»[10].

 

________________________________________

[1] [1] См., например: Подберёзкин А.И. Некоторые вопросы теории и методологии анализа современных стратегий безопасности государств: монография / А.И. Подберёзкин; [редактор О.Е. Родионов]. Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Центр военно-политических исследований, Кафедра всемирной и отечественной истории. – М.: МГИМО-Университет, 2023. – 541 с.

[2] Подберёзкин А.И. В Вашингтоне мыслят старыми стереотипами // Красная Звезда, 04.04.2022 / http://redstar.ru/v-vashingtone-myslyat-starymi-stereotipami/

[3] Глава Комитета начштабов армии США заявил о существовании трех сверхдержав. ТАСС, 08.06.2023 / https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/17966637?utm_source =yxnews&utm_medium=desktop

[4] Чужие войны: новая парадигма / С.М. Аминов, М.С. Барабанов, – с. А. Денисенцев, А.В. Лавров, Ю.Ю. Лямин; под ред. М.С Барабанова. – М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2022, – с. 7.

[5] Подберезкин А.И. Субъективные аспекты новой Концепции внешней политики России // Обозреватель, 2023 № 4, 5, – сс. 1–21 / https://i-sng.ru/img/2023/09 /Obs_4_23_web.pdf

[6] Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2022 г. №763 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по обеспечению потребностей Вооруженных Сил РФ, других войск, военных формирований и органов» / https://rg.ru/documents/2022/10/24/document-koordinacionnyjsovet.html

[7] В частности, см.: Выступление В.В.Путина. Стенограмма расширенного заседания коллегии Минобороны 19 декабря 2023 г. Эл. ресурс «Про президента России» / http://prezident.org/tekst/stenogramma-rasshirennogo-zasedanija-kollegii-minoborony–19-12–2023.html

[8] Подберёзкин А.И. Современное мироустройство, силовая политика и идеологическая борьба. – М.: ИД «Международные отношения», 2021. – 790 с.

[9] Подберёзкин А.И. Национальная стратегия в 20-е годы XXI столетия: возможные и вероятные варианты (СС. 365–376). В кн.: Тенденции развития системы международных отношений и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации: сборник материалов круглого стола (19 августа 2022 г.) / под общ. ред. А.С. Коржевского; ВАГШ ВС РФ. – М.: Издательский дом «УМЦ», 2022. 544 с.; а также: Подберёзкин А.И., Родионов О.Е. Современная национальная стратегия России в области военной безопасности: монография. – М.: МГИМО-Университет, 2022. 440 с.; Подберёзкин А.И. Стратегия национальной безопасности и стратегическое планирование в условиях резкого обострения военно-политической обстановки, – сс. 86–101. В кн.: Трансформация войны и перспективные направления развития содержания военных конфликтов. Сборник материалов круглого стола. ВАГШ, кафедра военной стратегии, 2023. 239 с.

[10] Назаров В.П. Развитие теоретических и методологических основ стратегического планирования: монография / В.П. Назаров, под общ. ред. Т.А. Алексеевой. – М.: КНОРУС, 2022.-332 с.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован