11 января 2008
3708

Петр Вайль: Мост Симоны де Бовуар

В июле 2006 года в Париже открыли новый мост через Сену: 37-й по счету и первый, названный в честь женщины - Симоны де Бовуар. Французы не стали ждать полтора года, чтобы приурочить событие к 100-летию со дня рождения писательницы, которая появилась на свет в Париже 9 января 1908 года.

Все, что касается выдающейся личности, - символично.

Пешеходный мост ведет от набережной Берси к новому зданию Национальной библиотеки, носящей к тому же имя Миттерана, который читал, вероятно, книги главного женского автора ХХ века, но в личной жизни вел себя так, словно не читал и даже не слыхал о них.

Дружеское прозвище Симоны до старости было Бобёр. Так ее - по созвучию французского Beauvoir и английского Beaver - назвал в молодости приятель. "Вы - Бобёр, - сказал он. - Бобры ходят стайками, и в них живет творческий дух". Главное занятие бобров, как мы знаем из зоологии, - строительство запруд и мостов, чем и занималась всю жизнь Симона де Бовуар.

Самая интересная, центральная, часть моста через Сену - двухъярусная, двойная, в виде смыкающихся дуг, так что расхожее название моста - "Линза", или "Чечевица" (по-французски одинаково - La Lentille). Один из главных трудов Симоны де Бовуар называется "Этика двойственности".

Архитектор Дитмар Файхтингер пояснял, что хотел придать обводам моста женственные формы. Он-то читал? Порадовалась бы такой трактовке экзистенциалистская феминистка, или, лучше сказать - феминистическая экзистенциалистка?

Впрочем, это уже не ее дело, а наше - тех, кто распоряжается наследием Симоны де Бовуар, потому что живет в мире, созданном Симоной де Бовуар, даже если не читал ни одной ее строки, даже если никогда не слыхал ее имени.

Обратный отсчет влияния - дело знакомое: в политике, общественной жизни, культуре. Ведь то сознание не восстановить, нам дано пользоваться лишь своим собственным, а оно - сегодняшнее. И вот уже не вполне понять: воспринимался ли диктатором Октавиан Август, сюрреалистом - Арчимбольдо, постмодернистом - Козьма Прутков, феминисткой - княгиня Дашкова? Что вообще думали современники о почти сплошь женском монархическом правлении России XVIII века? Или в Англии - о 45 годах Елизаветы I на престоле? О 64 - Виктории? Да вроде каждый раз судили по обстоятельствам времени и места, а так, чтобы под половым углом, - похоже, нет.

Но нам-то уже никуда не деться. Открываешь "Войну и мир" - сцену смерти родами маленькой княгини, жены Андрея Болконского. "Ах, что вы со мной сделали?" - говорило ее прелестное, жалкое, мертвое лицо". Трижды на протяжении полустраницы этот немой выкрик. И нам, в отличие от тогдашних толстовских читателей, придает трогательности и трагизма ощущение подтекста: "вы со мной сделали" - это мужчины с женщиной. Подтекста, которого нет в оригинале, да и не могло быть: у Софьи Андреевны было 16 беременностей за 24 года - ни предохранения, ни тем более абортов Лев Николаевич не признавал. Так что у него "вы" - мир вообще.

В современных постановках оперы Доницетти "Лючия де Ламмермур" партию Алисы, компаньонки главной героини, часто выбрасывают за ненадобностью: чтобы подчеркнуть, что Лючия гибнет в страшном мужском мире, одна среди монструозов-шовинистов.

В ХХ веке очень популярна аристофановская "Лисистрата" - ее и ставят на сцене, и экранизируют в разных странах, вот и в России в 89-м сняли с Еленой Кореневой, Ольгой Кабо, Константином Райкиным. Блестящий сюжет о женщинах, которые отказывают мужчинам в интимной близости, пока те не прекратят воевать. Предельно актуально: и феминизм, и пацифизм вместе. Но древние-то греки со смеху падали уже от изначальной идеи: кто ж этим бабам позволит по какому бы то ни было поводу что-либо провозглашать? Или другая пьеса Аристофана "Женщины в народном собрании": одного названия достаточно - это ж как лилипуты в баскетболе.

Это наше сегодняшнее восприятие соотношения полов - Симона де Бовуар.

Началось, разумеется, не с нее. Первый феминистический документ появился в разгар Великой французской революции: "Декларация прав женщины и гражданки" Олимпии де Гуж 1791 года. Через два года авторшу казнили на гильотине: не за трактат, а по доносу, но осудили мужчины и казнили мужчины придуманным мужчиной способом.

Симона де Бовуар стала главным авторитетом благодаря таланту и тому, что оказалась в нужном месте в нужное время. В стайке экзистенциалистов, подруга Сартра (официально женаты они не были и жили очень сложно) - в послевоенной Европе, испытавшей на прочность все идеологии и разочаровавшейся в них. В 1949 году она выпустила двухтомник "Второй пол". Эту книгу - без преувеличений - можно считать самым влиятельным сочинением новейшего времени: она изменила представление о роли женщины в обществе - и значит, отношение мужчины к женщине, а что есть в жизни важнее.

Второй том открывается фразой - не часто бывает такая афористичность в зачине: "Женщиной не рождаются, женщиной становятся".

Собственно, из этого тезиса и возникло понятие "гендер" - пол не в физиологическом смысле, а в социальном. Бог с ним, с гендером: его исследование - участь ученых и общественных деятелей. Но всех без исключения касается практический вопрос по следам бовуаровской книги: может ли женщина состояться вне любви и брака? Оглянемся вокруг: ответ ясен. (Вот стала ли женщина от такого сознания счастливее - на этот вопрос ответа нет и быть не может.)

Почти шестьдесят лет прошло со времени выхода "Второго пола" - срок, достаточный для распространения идей без следа источника, без ссылки на него. Мы же не вспоминаем о законе всемирного тяготения, падая навзничь в гололед. Нам уже надо сделать усилие, чтобы оценить интеллектуальную отвагу Симоны де Бовуар, с которой она доказывала полное равенство мужчины и женщины.

Тут важно, что сильнейшим аргументом была сама Симона. "Мне хотелось верить, что я соединила в себе женское сердце и мужской ум", - записала она в дневнике лет в восемнадцать. Так оно и вышло: она навела этот мост.

Симона честно выбирала только серьезных противников. Выросшая в истово набожной семье, взбунтовалась в юности и до конца жизни оставалась атеисткой, размышляя о религии на фоне катастроф того мира, в котором не видела ни Бога, ни смысла. Она споткнулась о марксизм, но преодолела его - поскольку интересовалась не безликими "массами", а отдельными личностями. Споткнулась о Фрейда с его тезисом "Анатомия - это судьба" - и тоже преодолела, выдвинув формулу на формулу: "Женщиной не рождаются, женщиной становятся".

Она разделяла убеждение Сартра в том, что "существование предшествует сущности". По-иному: человек - это сумма поступков. Но вся жизнь Симоны де Бовуар, тысячи написанных ею страниц, заполненных отвлеченными рассуждениями, сложными двойственными утверждениями - все говорит о том, что, к счастью, дело обстоит не так. Конечно, мы - сумма поступков. Но и мыслей, чувств, намерений, желаний, сомнений, заблуждений, мечтаний - тоже. К счастью, тоже. Человек больше, чем его биография.

http://www.rg.ru/2008/01/11/bovuar.html

"Российская газета" - Федеральный выпуск No4560 от 11 января 2008 г.

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован