Судебное противостояние между крупнейшими российскими нефтяными компаниями продолжается, выходя на новый круг. На прошлой неделе "Роснефть" вновь потребовала 5 млрд рублей с "Транснефти" за испорченную нефть, которая ушла по нефтепроводу "Дружба" покупателям в Европе. История история началась еще весной 2019 года, когда белорусская сторона заявила о резком падении качества продукта, а затем и вовсе приостановила прокачку нефти.
В ходе разбирательство было заявлено, что четверо сотрудников "Транснефти" вместе с группой поставщиков сливали качественную нефть, а вместо нее закачивали топливо с хлором, чтобы скрыть недостачу. При этом ряд экспертов сомневались, что дихлорэтан в трубопроводе должен был замаскировать хищения. Хотя бы потому, что он значительно дороже самой нефти, экономического смысла в этом мало.
В итоге непригодными оказались около 4,3 млн тонн нефти – несколько процентов от общего объема годовой прокачки. На НПЗ в Мозыре оказалось повреждено оборудование, а европейским покупателям "Роснефти" пришлось по несколько месяцев смешивать плохую нефть с обычной, чтобы она оказалась годной к переработке.
В прошлом году истек срок давности по делу, но так как никаких компенсаций "Транснефть" не выплатила, стороны начали активно судиться: "Роснефть" потребовала 11 млрд руб., оппоненты – 2 млрд руб. за неоплату хранения нефти и начисленные пени. В сентябре этого года стороны все же смогли договориться об отзыва исков в обмен на продленные сроки компенсаций от "Транснефти" до конца мая 2025. Оплачиваться загрязненная нефть должна по планке не больше $15 за баррель и в отдельных случаях сверх этого, но только по решению правительства.
Теперь история вернулась на круги своя: похоже, договориться компании так и не сумели, "Транснефть" требует с оппонента 6,1 млрд рублей. Победитель, как и в противостоянии 2019 года, неочевиден – подобные дела могут рассматриваться годами, так что вряд ли мы в ближайшее время услышим решение суда. С другой стороны, работать друг с другом и продолжать прокачивать нефть компаниям это не мешает, так что милые бранятся – только тешатся.