Правительственная программа реформирования энергетики вроде бы уже есть. Но тайну ее содержания чиновники охраняют, как стратегический секрет.
Проект концепции реформ в энергетической отрасли обсуждается министерствами и ведомствами уже более полугода. За это время было создано пять вариантов реформ: от полной распродажи всех мощностей до национализации компании. Сначала Анатолий Чубайс предложил, разделив бизнес электрического монополиста на рыночную и нерыночную составляющие, создать на базе РАО более 700 независимых генерирующих компаний. Затем гендиректор Иркутскэнерго Виктор Боровский предложил оставить имеющиеся сейчас 72 энергокомпании, но, освободив их из-под власти РАО, передать в собственность региональных властей. Пусть регионы, где не хватает электричества, конкурируя, покупают энергию у тех, у кого ее много. И вся реформа.
Были и другие варианты концепций. Идеи батьки Кондратенко - низкие энерготарифы, дотационная энергетика - еще очень популярны. Их последовательным сторонником и воплотителем в РАО является заместитель министра энергетики Виктор Кудрявый. По его мнению, снижения издержек, повышения эффективности отрасли можно достичь и без включения механизмов конкуренции - достаточно заставить менеджмент работать как следует. Он убежден, что административно-командная система работы и управления в отрасли себя не исчерпала, а при нашем менталитете свободные цены приведут к сговору продавцов на рынке. Впрочем, к антирыночному мнению Кудрявого сейчас уже мало кто из высших госчиновников прислушивается.
Ответственный за разработку реформ Центр стратегических разработок (ЦСР) при Министерстве экономического развития и торговли Германа Грефа разработал компромиссную модель. Как заявил Итогам зампред правления РАО ЕЭС Михаил Абызов, концепция РАО претерпела существенные изменения и по ходу обсуждений превратилась в правительственную программу реформирования энергетики. Теперь уже нет спора по поводу того, нужно ли вообще разделение РАО: без рынка нет возможности привлекать инвестиции в отрасль для замены изношенного оборудования, а если его не заменить, нам не избежать дефицита электроэнергии в ближайшие годы. Все поняли, что реформировать компанию надо. Вопрос в том - как.
Сама по себе постановка вопроса о необходимости реструктуризации энергетики правильна. Вопрос только в том, чтобы это проходило предельно гласно, абсолютно прозрачно и чтобы она не привела к негативным процессам, а лишь шла на пользу развития экономики, - так сформулировал свое отношение к реформам в РАО Владимир Путин. По его словам, к процессу будет подключено правительство, но общественность и Госдума получат полную информацию. Однако пока о процессе реформирования энергетики можно судить лишь по фрагментарным, недетализированным высказываниям официальных лиц. Между тем концепция РАО на сегодняшней день уже прошла четыре обсуждения в ЦСР, и правительство близко к принятию принципиальных решений. К 14 декабря оно должно сформулировать и утвердить базовые принципы создания генерирующих компаний. По словам Германа Грефа, после заседания правительства 14 декабря предполагается в течение двух месяцев разработать проекты постановлений правительства и указа президента, регламентирующие основные принципы реструктуризации электроэнергетики.
Тем временем концепцию продолжают критиковать не только коммунисты, но и люди, близкие к президенту. Как заявил на днях советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов, предлагаемый вариант реформирования ошибочен, так как в результате его реализации не решается основная проблема - привлечение в электроэнергетику необходимых инвестиций. По его словам, нужно вернуться и посмотреть, что же на самом деле предлагается и что действительно нужно делать.
Сутки вперед
Ужасное оборудование, ужасный менеджмент, - так коротко охарактеризовал Герман Греф на одном из семинаров по обсуждению концепции в ЦСР нынешнее состояние РАО. Хотя рынок энергетики существует в стране не первый год, он полностью регулируется государством как на региональном уровне - через Региональные энергетические комиссии, так и на федеральном - где электричество продается на Федеральном оптовом рынке электроэнергии и мощности (ФОРЭМ). На федеральном уровне централизованно устанавливаются не только тарифы, но и объемы продаж и все прочие вопросы. Таким образом практически сохраняется командно-административная система: кто-то платит за электроэнергию, а кто-то выбивает фонды, пользуясь административным ресурсом.
В ЦСР решили, что выход из ситуации один - создание нормального конкурентного рынка, где все участники равноправны и на все 100% расплачиваются живыми деньгами. Концепция в нынешнем варианте предусматривает, что этот рынок (ему уже придумано название - сутки вперед, поскольку таков принцип оплаты, вернее, предоплаты за энергию) будет способствовать отмиранию неэффективных электростанций, и попасть туда смогут только высокорентабельные производства - АЭС, ГРЭС, наиболее эффективные ТЭЦ и часть ГЭС. Всем остальным производителям энергии на переходный период придется остаться в регулируемом рынке. Напомним, что российские ГЭС вырабатывают около 20%, АЭС - 15% и тепловые 65% электроэнергии. Со временем, повышая эффективность, все электростанции должны перейти на конкурентный рынок - либо закрыться. Потребителям предоставляется выбор: покупать энергию за деньги на дешевом конкурентном рынке или бодаться с государством на регулируемом.
Естественно, что на втором рынке окажутся все федеральные бюджетники. Там же будут так называемые неотключаемые (военные заводы, пожарные службы, водокачки и пр.), а это около 20 тысяч предприятий. По мнению экспертов ЦСР, существование в течение переходного периода двух рынков требуется в первую очередь населению, чтобы не гас свет и было тепло, пока сформируются рыночные цены и утрясутся тарифы.
Предполагается, что ценообразование на этих двух рынках будет абсолютно разное. На рынке сутки вперед естественным образом устанавливается рыночная цена, на регулируемом рынке вводятся индивидуальные цены для поставщиков, которые разрабатываются Федеральной энергетической комиссией (ФЭК), а цена для покупателей определяется как средняя цена поставщиков. Причем цены гидроэлектростанций, имеющих самую дешевую энергию, при определении средней цены не учитываются. По мнению разработчиков ЦСР, цена на конкурентном рынке должна быть ниже, чем на ФОРЭМе, на 30-40% за счет эффективности производителей, ликвидности платежей и гибкости операций (см. таблицу на стр. 25). Бюджетники же не смогут покупать энергию по низким ценам, платя на конкурентном рынке за сутки вперед, поскольку из казны деньги выделяются в конце года.
Бизнес делится на семь
Основной принцип проведения реструктуризации РАО - не допустить, чтобы отдельные генерирующие компании манипулировали ценами. Так было в Англии, где рынок полностью либерализован и два крупных игрока владели всеми ценообразующими станциями. В то же время при измельчении компаний снижается их инвестиционная привлекательность. Поэтому здесь важно соблюсти баланс.
Определить структуру, количество и мощности компаний предполагается в начале следующего года. По мнению экспертов, тон на конкурентном рынке будут задавать несколько крупных генерирующих компаний, контролировать которые через участие в капитале смогут региональные органы власти или потребители.
На сегодняшний день РАО осуществляет семь видов бизнеса, и все они будут видоизменяться по мере осуществления реформ. Первый - производство электроэнергии. В процессе реструктуризации РАО будет создано, по разным оценкам, от 15 до 30 генерирующих компаний, куда войдут в основном тепловые станции, часть из которых государство планирует продать. Что касается гидроэнергетики, то РАО планирует сохранить над ней контроль, так как именно ГЭС могут обеспечить приток инвестиций в магистральные сети и надежность поставок. Мелкие акционеры, ранее скандалившие с руководством РАО по поводу распродажи имущества, предусмотренной в первоначальных планах реструктуризации, сейчас должны быть довольны Чубайсом. Он отказался от дробления региональных энергосистем на 700 компаний, согласившись на создание крупных межрегиональных АО-энерго.
Второй бизнес РАО - это комбинированная выработка электроэнергии и тепла, так называемые теплоэлектроцентрали, ТЭЦ. На их основе планируется создать, а затем продать инвесторам от 20 до 35 компаний.
Третий вид - транспортировка электричества через линии электропередач. Герман Греф настаивает на их сохранении в структуре РАО, и тарифы здесь будут регулируемые.
Еще один блок - Центральное диспетчерское управление и все диспетчерские системы. Они независимо от модели реформ останутся 100-процентной дочкой РАО.
Пятый вид бизнеса - оптовый сбыт на ФОРЭМ. Здесь РАО является агентом всех продавцов и всех покупателей электроэнергии по той цене, которую устанавливает ФЭК. Со временем планируется появление у генерирующих компаний своих агентов на рынке, тогда РАО оставит этот вид деятельности.
Основной вопрос сегодня - реструктуризация атомной составляющей электроэнергетического комплекса. Глава атомного министерства Адамов направил Михаилу Касьянову письмо, в котором предложил свой вариант реформирования энергетики. По его мнению, ее надо национализировать путем создания двух компаний - сетевой (по транспортировке электричества) и производственной (выработка электроэнергии), полностью принадлежащих государству. С национализацией сетевой составляющей трудно не согласиться, поскольку она по своей сути является естественной монополией - и Анатолий Чубайс пошел на увеличение доли государства в создаваемой федеральной сетевой компании до 71% плюс 1 акция (в настоящее время доля государства в РАО ЕЭС России составляет 52%). А вот полностью национализировать производство бессмысленно, если целью является повышение эффективности: там, где есть возможность создать конкурентную среду, ее нужно создавать, чтобы снижать издержки производства, а следовательно, и цену электричества.
Не очень понятно, кому достанется экспорт электричества. Чубайс, естественно, предлагает закрепить экспорт за РАО. Платежеспособные рынки Европы, Китая и Японии помогут монополии получать высокие прибыли, не доступные независимым производителям электроэнергии. Точно так же в силу корпоративного интереса РАО хотело бы оставить себе ГЭС. Для поддержки регулируемого рынка РАО предлагает создать фонд социальной поддержки, куда независимые генерирующие компании будут отчислять специальный налог (взиматься он будет по принципу налога с оборота). То есть сетевая компания РАО с готовностью перекладывает бремя переходного периода на новообразованные генерирующие компании, которые по сути будут участвовать в перекрестном субсидировании, смягчая социальные последствия правительственных реформ.
Итого
Реформирование отрасли очень напоминает воспитательный процесс в детском саду. Хороших детей (платежеспособных покупателей и эффективных продавцов) сводят вместе, и они играют на конкурентном рынке, плохих детей (социально значимые, неотключаемые потребители, неэффективные ТЭС) ставят в угол - загоняют на дорогой тарифный рынок. В конце концов за последними придут родители, то бишь государство, и оплатят их расходы в конце года. На вопрос замминистра финансов Андрея Петрова: Кто попадает в список социально значимых потребителей - население или какие-то отрасли типа сельского хозяйства? - начальник департамента РАО ответил, что вероятнее всего, население, как и традиционные бюджетополучатели, частично попадет, но в течение трех-четырех лет его нужно свести к нулю. На что Петров резонно возразил: Нагрузка на бюджет не снизится, если исключить только население - его доля в общих платежах невелика.
Как заявил Итогам заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов, эффективность внедрения обсуждаемой модели рынка будет зависеть от того, насколько платежеспособными окажутся бюджетные потребители - то есть от того, насколько аккуратно государство будет выделять деньги, создавая платежеспособный спрос и тем самым расширяя конкурентный сектор рынка. Но в РАО не любят пессимистичных прогнозов и рассчитывают, что рынок электроэнергии заработает через год, а полностью реализовать реформу можно в течение 4-5 лет. Внутри РАО формирование первых крупных генерирующих компаний уже началось. На базе Самараэнерго и Ульяновскэнерго создается Средневолжская межрегиональная управляющая энергетическая компания (СМУЭК), в Екатеринбурге началось формирование Урал-ТЭК на базе пяти крупных ГРЭС и двух угольных разрезов.
Милана Давыдова
"Итоги"
12.12.2000
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/smi.cgi?news=00000001233