Очередное дело о покушении на жизнь политконсультанта расследуют свердловские правоохранительные органы.
Жертвой преступников стал известный екатеринбургский политтехнолог Алексей Иванов - в лучших традициях остросюжетных фильмов, злоумышленники испортили его автомашину таким образом, что при выходе на скоростную трассу "БМВ" г-на Иванова неминуемо попал бы в аварию.
Политтехнолог заявил о произошедшем в милицию и ФСБ, однако надежд на раскрытие преступления, как показывает опыт, немного.
"УралПолит.Ru" рассказывает, кто может стоять за покушением на Алексея Иванова, как часто страдают уральские консалтеры от физического и идеологического давления и какой смысл вкладывают злоумышленники в покушение на политтехнологов.
Инцидент с директором рекламно-информационного агентства "Креатив-клуб" Алексеем Ивановым случился в субботу, 7 мая.
В настоящее время г-н Иванов представляет сторону Уральской горно-металлургической компании в конфликте за право собственности на сысерстском колхозе им.
Якова Свердлова - несмотря на архаичное наименование, это вполне серьезный актив, оцениваемый минимум в $10 млн.
Хозяйство расположилось на привлекательных землях сысертского района - традиционном месте застройки элитных коттеджей.
Как говорят эксперты, если земли колхоза отдать под особняки, стоимость угодий возрастет многократно.
В борьбу за колхоз вступили представители Уральской горно-металлургической компании, собирающиеся включить его в состав своего агропромышленного холдинга и (по некоторым данным) экс-депутат екатеринбургской городской Думы Максим Серебренников сотоварищи.
Последний ранее уже пытался избраться главой МО Сысертской район - злые языки говорят, как раз для того, чтобы получить доступ к распределению землеотводов под элитные особняки.
7 мая, в субботу, в колхозе (точнее - племенном заводе) должно было пройти собрание, на котором крестьяне собирались выбрать своего председателя.
Алексей Иванов, фирма которого представляет интересы УГМК в конфликте, с утра собирался выехать в Сысертский район для контроля над ситуацией.
"Я сел в свою "пятерку" "БМВ", - рассказывает Алексей, - и почувствовал, что немного странно ведут себя колеса, подвеска.
Сначала решил плюнуть и поехать, но потом все-таки заскочил в автосервис.
Там посмотрели колеса и сразу спрашивают:
"У вас враги есть?".
Выяснилось, что на всех колесах по три болта откручены, а еще два максимально ослаблены - так, что колеса еле держатся.
Выехал бы я так на трассу - и вы со мной бы уже сейчас не говорили", - уныло посетовал Иванов.
Он также подчеркнул, что, по словам специалистов, на попытку снятия колес это не похоже - машину именно "подготовили" к аварии.
О случившемся консультант тут же сообщил в милицию и в УФСБ.
Правоохранительные органы пообещали в течение пяти дней решить вопрос о возбуждении уголовного дела по статье "Покушение на убийство".
Сам Алексей Иванов склонен винить в случившемся, прежде всего, противную сторону в конфликте за злополучный колхоз.
"Сейчас интересы Серебренникова в конфликте представляют, прежде всего, Антон Игошин и Николай Янковский, - рассказал он "УралПолит.Ru". -
Последний возглавляет фирму "Свой дом", которая давно сотрудничает с колхозом и должна была выстроить для него дома из расчета 1 дом на 1 гектар.
Фирма получила 90,2 га земли, но колхозникам, конечно, ничего не осталось".
По словам Иванова, сейчас соратники Серебренникова пытаются сохранить контроль над землями племенного завода.
"У меня такая работа, - говорит консалтер, - старые враги рассасываются, новые появляются.
Сейчас работаем по этому колхозу.
Серебренников в комментарии одному агентству сказал недавно:
"Вернусь из отпуска, буду разбираться с заказчиками компании против меня".
Уж не знаю, как он с нами собрался разбираться".
Сам Максим Серебренников в интервью "УралПолит.Ru" опроверг все слухи о своей причастности к покушению на известного политконсультанта.
"Я Алексея Иванова ни разу в жизни в глаза не видел, - рассказал экс-депутат нашему экспертному каналу. -
Думаю, он слишком много о себе думает, если считает, что кому-то нужно отворачивать на его машине какие-то болты".
"Вообще же, - говорит Серебренников, - я не имею отношения к этой борьбе за колхоз.
В ближайшее время я планирую встретиться с руководством УГМК, чтобы разъяснить свою позицию".
По словам политика, интерес к его персоне может проявляться со стороны бывших оппонентов по выборам главы Сысертского района.
"Либо на моей персоне консалтеры просто пытаются заработать денег, - говорит г-н Серебренников. -
В любой структуре есть "партии войны", которые пытаются раздувать конфликт и наживаться на этом.
Сейчас кто-то создает впечатление, что я активно борюсь за этот колхоз, хотя на самом деле никакого отношения к конфликту я не имею", - уверил нашего корреспондента экс-депутат.
Его оппоненты, в свою очередь, заявляют, что о причастности Серебренникова к "колхозному делу" говорят документы, копии которых уже направлены в РУБОП.
Как бы то ни было, силовое или идеологическое давление на консалтеров и журналистов становится нормой.
С еще одним уральским политтехнологом, главой московского представителя "Bakster Group" Олегом Матвейчевым, недавно случилась другая поучительная история.
Олег работал на Камчатке, однако его деятельность не понравилась властям, и технолог фактически насильно был посажен в самолет и выдворен с полуострова.
До этого ему не раз делались разнообразные "внушения".
Сам консалтер говорит, что приезжал на Камчатку "открывать информационное агентство", однако по другой информации, Матвейчев намеревался перехватить инициативу объявления объединительного референдума на Камчатке у представителей "Единой России" и полпредства, а потом вытребовать "отступные".
"Бакстеру" доходчиво объяснили, что вмешиваться в федеральные программы администрации президента не следует.
Одно из самых громких покушений на консалтеров в последние годы случилось 7 мая 2003 года, когда в центре Москвы киллер стрелял в известного тюменского политтехнолога Дмитрия Огульчанского.
Тогда г-н Огульчанский был серьезно ранен, а следствие рассматривало в качестве одной из версией политический конфликт между различными субъектами РФ.
В отношениях между ЯНАО, Югрой и югом Тюменской области г-н консалтер защищал интересы южан, а так как речь тогда шла о сохранении властных полномочий целой группой элит, методы применялись самые радикальные.
"В такой ситуации, - рассказал г-н Огульчанский "УралПолит.Ru", - профессиональные консалтеры могут оказаться мишенью злоумышленников.
Физическое устранение того или иного политтехнолога может разрушить сложные технологические схемы и нарушить планы одной из сторон".
Ситуация же с покушением на Алексея Иванова носит другой характер: здесь конфликт не носил глобального характера, поэтому наблюдатели выражают серьезные сомнения в целесообразности покушения на исполнителя, коим, по сути, и являлся консалтер в данной ситуации.
"Просто иногда вектор, в котором работает политтехнолог, сталкивается с другим вектором, представленным, например, криминальными структурами, - высказался по этому поводу Дмитрий Огульчанский. -
Здесь методы давления могут перейти от административных к чисто силовым".
Дмитрий Колезев
11.05.2005
www.uralpolit.ru