Владимир Михайлович Кочуров, заместитель директора департамента транспорта и связи администрации Архангельской области...
- Владимир Михайлович, какое место реки занимают в транспортной системе области?
- До 2000 года Северная Двина практически не работала целое десятилетие. Глубины упали до 80 см. В 2001 году было принято совместное решение Минтранса и администрации области о паритетном финансировании дноуглубительных работ. За 4 года глубину довели до 150 см. И в 2004 году по рекам было перевезено 2908,2 тыс. т грузов и почти полтора миллиона пассажиров. Даже до Лешуконского через Пинегу, Кулой и Мезень проводили баржи с углем и дизтопливом по тысяче тонн. Но в этом году в связи с разделением полномочий федеральных органов, органов субъектов Федерации и муниципальных образований все работы должен финансировать центр, а он их не профинансировал в полном объеме. В результате глубина уменьшилась до 145 см. Навигация сократилась на месяц. Но даже в этих условиях и северный завоз сделать успели, и плоты с лесом доставили.
- Что нас ждет в следующем году?
- В ноябре на Морской коллегии при Правительстве РФ мы свои заявки и обоснования представили, но деньги в полном объеме скорее всего выделены не будут. Рассматривается вопрос о передаче рек, кроме магистральных, в управление регионов. Но пока никакой правовой базы для такого разделения нет. Следовательно, в бюджете мы не можем предусматривать средства на финансирование этих работ.
- Какие могут быть варианты?
- Один из вариантов - введение платы с грузоперевозчиков. У нас есть сборы дорожные и морских портов, а реки до сих пор "бесплатные", но бесплатного ничего не бывает, и разумно было бы содержать инфраструктуру за счет пользователей. Безусловно, должно остаться бюджетное финансирование в части обеспечения перевозки грузов по государственному заказу для выполнения каких-то государственных социальных обязательств. А остальное - от судовых сборов.
- Но для такого варианта должны быть приняты основы на федеральном уровне, а это долгий процесс .
- Другой вариант - лесопромышленники. Основные грузополучатели - они. Сегодня стоимость перевозки одного кубометра леса на один километр по воде стоит от 10 до 20 копеек, по ж.д. - 40 копеек, автотранспортом - 1,5 руб. При этом "КамАЗ" берет 20 куб. м, а плот - до 10000. А сколько еще платят штрафов за перегруз, разрушение дорог, мостов! Предприятию проще заключить договор с управлением водных путей и профинансировать работы на тех боковых реках, где для них идет заготовка. Тем более им не нужен договор на всю навигацию, а только на пару недель для спуска плотов до Двины, откуда их можно не спеша в течение лета доставить на предприятия. Тогда бы и с Двины средства не отвлекались. Летнюю, осеннюю сплотку возобновить, баржи активнее использовать, и работала бы река от ледохода до ледостава. Тем более что с каждым годом ледоходы все раньше, а ледоставы все позже.
- Может, дорого?
- Нет. Стоимость установки и поддержания навигационной обстановки на боковой реке на две-три недели сопоставима со стоимостью половины джипа.
Андрей Ружников
"АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА"
dvinainform.ru