20 мая 2010
5185

ПОДДАЕТСЯ ЛИ ИЗМЕРЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬ?

Менее двух лет назад считалось, что мир развивается вполне устойчиво и безопасно. И вдруг произошел коллапс, получивший название мирового финансового, а затем и экономического кризиса. Как выяснилось, на тот момент не существовало индикаторов, которые сигнализировали бы о надвигающейся угрозе.
Представляется, что было бы важно в рамках реализации "Основ стратегического планирования в Российской Федерации", утвержденных указом Президента, разработать систему пороговых индикаторов для характеристики устойчивого и безопасного развития как страны в целом, так и для отдельных регионов с учетом их геостратегического положения.
Решение этой задачи фактически оказалось замороженным более чем на 10 лет после того, как в ходе подготовки Советом Безопасности РФ государственной стратегии экономической безопасности, одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 608, велась разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности РФ. Перечень критериев экономической безопасности РФ и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку их количественных (пороговых) и качественных параметров были утверждены постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1569.
Необходимо создать также единую систему показателей, с которой корреспондировались бы система ведомственных показателей для оценки докладов о результатах основных направлений деятельности министерств и ведомств, а также показателей, используемых для оценки докладов высших должностных лиц субъектов РФ.
Вместе с тем в регионах формируется положительный опыт решения данной, весьма актуальной в условиях кризиса проблемы. К примеру, в Иркутской области были разработаны пороговые значения показателей социально-экономического развития - предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. При этом наряду с такими традиционными показателями, как "Инвестиции в основной капитал" и "Темп роста валового регионального продукта", использовались показатели "Доля инновационно-активных предприятий", "Доля инновационной продукции", "Численность научных работников" и др.
Постоянное приближение к негативному "порогу" (например, по износу основных фондов или дефициту бюджета) должно служить своеобразным сигналом, требующим принятия конкретных решений, нацеленных на исправление ситуации. Приближение к предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности, а превышение пороговых значений - о вступлении субъекта в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности.
Анализ показывает, что в подавляющем большинстве регионов ниже допустимого находятся показатели, отвечающие за способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в свете задач, поставленных высшим политическим руководством страны. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение образовательного, профессионального и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения региональной экономики.
А что будет, если попытаться заглянуть на 50 и более лет вперед? Такие стратегии разработаны в ряде стран. И, очевидно, что здесь придется применять иные критерии устойчивости и безопасности, где еще в большей степени на первый план выйдут природные, экологические, социальные показатели.
Недавно эксперты ООН представили Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации - 2009 "Энергетика и устойчивое развитие", в котором показали, что для стран с социальными проблемами и большим природным потенциалом рост ВВП за счет сырьевого, преимущественно энергетического сектора среднесрочное планирование на его основе может оказаться губительным. Фактически происходит использование невосполнимых природных богатств, ослабление человеческого потенциала и ухудшение среды обитания. Эксперты ООН предлагают истощение невосполнимых природных ресурсов считать вычетом из национального богатства, а затраты на образование граждан - вложениями в прирост человеческого потенциала. При таком подходе критерии устойчивого и безопасного развития переворачиваются с ног на голову.
Для того, чтобы подступиться к решению такого рода проблем и формированию новых мировоззренческих походов, для начала следовало бы в рамках реализации Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. сформировать систему федеральных, ведомственных и региональных программ, портфелей проектов, реализующих стратегические цели территориального планирования страны и социально-экономического развития, обеспечив при этом консолидированный баланс интересов власти, бизнеса и общества, финансовой отчетности государства и бизнеса и механизм их реализации в рамках государственно-частного партнерства.
При этом программа повышения эффективности бюджетных расходов, разработанная недавно Минфином России, должна строиться не из краткосрочных интересов стабильности, а из социально-значимых целей и базовых эффектов, которые должны быть достигнуты как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Иван ИВАНЮК, начальник инспекции межрегиональных проектов и программ Счетной палаты РФ
Опубл. "Советник Президента" N 81 2010 г.

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован