Информационные войны для большинства регионов современной России уже стали делом привычным. Правда, чаще всего их механизмы понимаются примитивно, а исполнением проектов по уничтожению конкурента занимаются непрофессионалы.
Иного объяснения тому, что часть с помощью подконтрольных средств массовой информации действуют с "грацией" молотобойца, опускающего тяжелую кувалду на голову противника, трудно придумать. В результате усилия по дискредитации "супостата" имеют эффект прямо противоположный. Еще более удивительно, что чаще всего как патентованные, так и доморощенные политтехнологи власти допускают одни и те же ошибки - превращают своих жертв в мучеников, пострадавших о всесильной "системы".
Вот, например, осерчало руководство республики Коми на депутата ее же Госсовета Льва Зайцева, и объявило его персоной non grata на зависимых от государства СМИ. Причин на это у них было целых две. Во-первых, Зайцев известен в республике как обличитель коррупции. Неоднократно его запросы и выступления на страницах независимой от власти прессы становились причиной активности республиканской прокуратуры. Как правило, все эти истории касались выделению и расходованию финансовых средств в Усть-Вымском районе республики, интересы избирателей которого Зайцев представляет в региональном парламенте, и могли бы стать хорошим сюжетом для отдельного повествования. Кроме того, депутат Зайцев, как лидер регионального отделения партии Жизни имеет хорошие шансы возглавить организацию "Справедливой России" в регионе. И все это в преддверии выборов депутатов Госсовета.
Словом, действия по запрещению трансляции мнения Зайцева более чем логичны и, в условиях информационной войны, оправданы. Но политическим противникам Зайцева этого было мало. И средства массовой информации, информагентство "Комиинформ" и газета "Республика", учредителями которых являются, правительство Коми и ее Государственный Совет стали относиться к информации о деятельности Зайцева столь вольно, что это послужило обоснованным поводом для обращения последнего в суд.
А частности, в публикациях ИА "Комиинформ" и газеты "Республика" содержались сведения о том, что Зайцев организовал "несанкционированный митинг в Усть-Вымском районе". В публикации же ИА "Комиинформ" от 8 ноября, кроме того, было сказано, что, "по оценкам присутствующих на мероприятии, сам парламентарий-нарушитель вел себя некорректно, постоянно перебивал выступающих, не давая им высказаться". В тоже время, по словам самого депутата, мероприятие, о котором государственными изданиями была распространена недостоверная информация, являлось официальной встречей с населением района, от которого Зайцев был избран в Госсовет. Проведение встречи на улице Зайцев объясняет тем, что местные власти не выделили помещения для проведения приема избирателей. Также Зайцев отмечает, что встреча была организована в связи с поступлением его помощнику информации о критической ситуации с выплатой зарплаты на одном из муниципальных предприятий района.
Отметим, что конфронтация между ИА "Комиинформ" и депутатом Зайцевым не ограничивается сообщением о якобы организованном народным избранником незаконном митинге. Так 15 ноября ИА "Комиинформ" продолжило наступление, распространив информационное сообщение под заголовком "Три депутата Госсовета Коми саботируют реформу местного самоуправления". В информации сказано, что "депутаты Госсовета Лев Зайцев, Наталья Радостева и Владимир Шитов обратились в Конституционный суд Коми с заявлением, в котором выразили сомнение в законности принятого республиканским парламентом Закона "О территориальной организации местного самоуправления в Коми", в части передачи полномочий сельским поселениям". Как утверждается в материале, депутаты таким образом "фактически проигнорировали коллегиальное мнение парламентариев Коми".
Однако у Льва Зайцева эта публикация вызвала лишь хохот. Дело в том, что в пылу информационной атаки коллеги из "Комиинформ" перепутали закон. В запросе Зайцева к товарищам речь идет о соответствии федеральному законодательству республиканского закона "Об особенностях МСУ в переходный период". Это не говоря уж о том, что противоречит, по мнению народного избранника, упомянутый закон ФЗ N131, магистральному для реформы местного самоуправления в России, за чистоту которой и ратует в итоге Зайцев.
Правых и виноватых в подобном конфликте, как правило, не найти - у всех свой интерес. Одни совершенно справедливо опасаются дестабилизации ситуации в еще одном крупном муниципальном районе, который может стать уже не первой горячей точкой на республиканской карте информационных войн. С другой стороны мы наблюдаем закономерную активизацию депутатской активности в преддверии выборов. Однако с точки зрения рядового жителя республики Коми депутат Зайцев выглядит более выигрышно. Ему еще и хороший долгоиграющий информационный повод в руки дают - судебный процесс, который, из чувства повышенного внимания к своему цеху, журналисты освещать точно будут, и предельно широко.
Говорят, лучший способ выиграть войну иногда заключается в том, чтобы оставить войска в казармах, добившись результатов в ходе дипломатических переговоров. В ходе же войны информационной считается гораздо более эффективным демонстрировать свои достоинства, а не обличать чужие недостатки. В особенности с позиции власти, которая, по мнению простых граждан, должна отвечать за все. Похоже, что генералы информационных баталий в республике Коми пока еще этого не поняли.
12.12.2006
mediacratia.ru
Громский Алексей