08 июля 2009
1667

`Полярную звезду` спустили на воду

На ее достройку уйдет больше года

Выборгский судостроительный завод (ВСЗ) вчера спустил на воду первую очередь морской буровой платформы "Полярная звезда", строящейся по заказу "Газфлота". Передать сооружение заказчику завод намерен в четвертом квартале 2010 года. Вторая аналогичная платформа будет готова к марту 2011 года. Сейчас мощности ВСЗ задействованы на 110%, но, после того как завод завершит выполнение заказа для "Газфлота", загрузка предприятия сократится до 35%. "Газфлот", хоть и оценивает потребность в новых морских платформах в пять-семь единиц, пока даже не определился со сроками строительства третьей из них.

ВСЗ контролируется физическими лицами, близкими к банку "Россия". Контрольный пакет завода был выкуплен ими в 2006 году у группы "Ако Барсс". Выручка предприятия в 2008 году выросла по сравнению с 2007 годом в 6,44 раза, до 10,2 млрд руб., чистая прибыль - до 401 млн руб. против убытка в размере 141 млн руб. в 2007 году.

ВСЗ летом 2007 года выиграл тендер "Газпрома" на проектирование и строительство двух плавучих буровых установок для работ на Штокмановском газоконденсатном месторождении. Стоимость контракта составила 58 млрд руб. Строительство платформ началось в июле прошлого года. Вчера ВСЗ спустил на воду понтон первой платформы, получившей название "Полярная звезда". Еще в течение примерно полугода работы на платформе будут вестись на воде, после чего сооружение будет отправлено в Мурманск, где на заводе N35 произойдет стыковка двух частей - нижней, строящейся в Выборге, и верхней, возводимой в Корее на верфи Samsung Heavy Industries.

Хотя заказ достался российской верфи, платформа более чем на 50% будет состоять из импортных комплектующих. Ее проект разработан в Норвегии компанией Moss Maritime, верхняя часть строится в Корее, а буровую установку поставит американская компания. "Российские предприятия не готовы поставлять оборудование, которое необходимо для такого рода морской техники", - сказал вчера журналистам генеральный директор ВСЗ Валерий Левченко.

Генеральный директор "Газфлота" Юрий Шамалов сообщил, что в связи с использованием импортного оборудования стоимость платформы увеличилась. Однако насколько именно, он не уточнил. По его словам, стоимость сооружения рассчитывалась из расчета курса 24 руб. за доллар. С момента получения контракта на строительство платформы курс доллара к рублю вырос на треть.

По словам г-на Шамалова, сроки строительства сооружения в связи с кризисом не изменились. Первая платформа будет сдана в четвертом квартале 2010 года, вторая - в марте 2011 года. В то же время решение о строительстве следующих платформ пока не принято. При этом ранее "Газпром" планировал объявить тендер на строительство еще двух платформ в 2009 году. Перенос тендера не связан с отсрочкой начала работ на Штокмане. По словам г-на Шамалова, "официальных документов о том, что разработка месторождения переносится, у нас нет". Ранее предполагалось, что освоение Штокмана начнется в 2014 году.

Между тем если "Газфлот" затянет с проведением тендера, то ВСЗ рискует остаться без заказов. Сейчас портфель заказов предприятия, по словам председателя совета директоров Георгия Порядина, составляет 36,6 млрд руб. Загрузка мощностей составляет 110%, но в 2011 году может снизиться до 35%.

Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов сомневается, что "Газпром" будет затягивать с освоением Штокмановского месторождения, и поэтому спрос на новые платформы сохранится. "Ресурсная база "Газпрома" истощается в традиционных районах добычи, кроме того, в разработке Штокмановского месторождения участвуют иностранные компании, которые подводить нельзя", - утверждает он (для реализации первого этапа освоения месторождения было создано СП Shtokman Development, 51% акций которого принадлежит "Газпрому", 25% - Total и 24% - StatoilHydro). Кроме того, аналитик отмечает, что согласно планам компании за шесть лет планируется разработать новые месторождения газа в таких перспективных регионах, как Ямал и арктический шельф, добыча с которых к 2015 году будет составлять до 30% от общей, а к 2020 году - до 50%.
В Ожидании денег

Банк развития (ВЭБ) 25 июля на заседании кредитного комитета рассмотрит заявку ВСЗ на кредитование проекта строительства новой верфи в Приморске. По словам председателя совета директоров ВСЗ Георгия Порядина, стоимость проекта оценивается в 38,5 млрд руб. По его словам, финансирование в объеме 7,7 млрд руб. на развитие инфраструктуры предоставит Минпромторг, еще около 3 млрд руб. составят инвестиции акционеров завода. Г-н Порядин рассчитывает, что банк примет решение о предоставлении первого транша кредита в объеме 1,5 млрд руб. Эти сред-ства пойдут на разработку проекта строительства новой верфи. "Если ВЭБ согласится выделить эти средства, то строительство может начаться в следующем году и продлиться 2,5-3 года", - отметил Георгий Порядин.

АНДРЕЙ ЖУКОВ

08.07.2009

www.rbcdaily.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован