На ее достройку уйдет больше года
Выборгский судостроительный завод (ВСЗ) вчера спустил на воду первую очередь морской буровой платформы "Полярная звезда", строящейся по заказу "Газфлота". Передать сооружение заказчику завод намерен в четвертом квартале 2010 года. Вторая аналогичная платформа будет готова к марту 2011 года. Сейчас мощности ВСЗ задействованы на 110%, но, после того как завод завершит выполнение заказа для "Газфлота", загрузка предприятия сократится до 35%. "Газфлот", хоть и оценивает потребность в новых морских платформах в пять-семь единиц, пока даже не определился со сроками строительства третьей из них.
ВСЗ контролируется физическими лицами, близкими к банку "Россия". Контрольный пакет завода был выкуплен ими в 2006 году у группы "Ако Барсс". Выручка предприятия в 2008 году выросла по сравнению с 2007 годом в 6,44 раза, до 10,2 млрд руб., чистая прибыль - до 401 млн руб. против убытка в размере 141 млн руб. в 2007 году.
ВСЗ летом 2007 года выиграл тендер "Газпрома" на проектирование и строительство двух плавучих буровых установок для работ на Штокмановском газоконденсатном месторождении. Стоимость контракта составила 58 млрд руб. Строительство платформ началось в июле прошлого года. Вчера ВСЗ спустил на воду понтон первой платформы, получившей название "Полярная звезда". Еще в течение примерно полугода работы на платформе будут вестись на воде, после чего сооружение будет отправлено в Мурманск, где на заводе N35 произойдет стыковка двух частей - нижней, строящейся в Выборге, и верхней, возводимой в Корее на верфи Samsung Heavy Industries.
Хотя заказ достался российской верфи, платформа более чем на 50% будет состоять из импортных комплектующих. Ее проект разработан в Норвегии компанией Moss Maritime, верхняя часть строится в Корее, а буровую установку поставит американская компания. "Российские предприятия не готовы поставлять оборудование, которое необходимо для такого рода морской техники", - сказал вчера журналистам генеральный директор ВСЗ Валерий Левченко.
Генеральный директор "Газфлота" Юрий Шамалов сообщил, что в связи с использованием импортного оборудования стоимость платформы увеличилась. Однако насколько именно, он не уточнил. По его словам, стоимость сооружения рассчитывалась из расчета курса 24 руб. за доллар. С момента получения контракта на строительство платформы курс доллара к рублю вырос на треть.
По словам г-на Шамалова, сроки строительства сооружения в связи с кризисом не изменились. Первая платформа будет сдана в четвертом квартале 2010 года, вторая - в марте 2011 года. В то же время решение о строительстве следующих платформ пока не принято. При этом ранее "Газпром" планировал объявить тендер на строительство еще двух платформ в 2009 году. Перенос тендера не связан с отсрочкой начала работ на Штокмане. По словам г-на Шамалова, "официальных документов о том, что разработка месторождения переносится, у нас нет". Ранее предполагалось, что освоение Штокмана начнется в 2014 году.
Между тем если "Газфлот" затянет с проведением тендера, то ВСЗ рискует остаться без заказов. Сейчас портфель заказов предприятия, по словам председателя совета директоров Георгия Порядина, составляет 36,6 млрд руб. Загрузка мощностей составляет 110%, но в 2011 году может снизиться до 35%.
Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов сомневается, что "Газпром" будет затягивать с освоением Штокмановского месторождения, и поэтому спрос на новые платформы сохранится. "Ресурсная база "Газпрома" истощается в традиционных районах добычи, кроме того, в разработке Штокмановского месторождения участвуют иностранные компании, которые подводить нельзя", - утверждает он (для реализации первого этапа освоения месторождения было создано СП Shtokman Development, 51% акций которого принадлежит "Газпрому", 25% - Total и 24% - StatoilHydro). Кроме того, аналитик отмечает, что согласно планам компании за шесть лет планируется разработать новые месторождения газа в таких перспективных регионах, как Ямал и арктический шельф, добыча с которых к 2015 году будет составлять до 30% от общей, а к 2020 году - до 50%.
В Ожидании денег
Банк развития (ВЭБ) 25 июля на заседании кредитного комитета рассмотрит заявку ВСЗ на кредитование проекта строительства новой верфи в Приморске. По словам председателя совета директоров ВСЗ Георгия Порядина, стоимость проекта оценивается в 38,5 млрд руб. По его словам, финансирование в объеме 7,7 млрд руб. на развитие инфраструктуры предоставит Минпромторг, еще около 3 млрд руб. составят инвестиции акционеров завода. Г-н Порядин рассчитывает, что банк примет решение о предоставлении первого транша кредита в объеме 1,5 млрд руб. Эти сред-ства пойдут на разработку проекта строительства новой верфи. "Если ВЭБ согласится выделить эти средства, то строительство может начаться в следующем году и продлиться 2,5-3 года", - отметил Георгий Порядин.
АНДРЕЙ ЖУКОВ
08.07.2009
www.rbcdaily.ru