23 марта 2007
1655

Поправки к проекту Законв РФ `Об основах законодательства РФ о культуре`

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

420014, г. Казань, Кремль, подъезд "0" офис 303
тел.: (843) 269-68-61

Исх.No
23 марта 200 7 г


Заместителю председателя
Комиссии по вопросам
культурного и духовного наследия
ОПРФ
Г.В. Боголюбовой

Уважаемая Галина Васильевна!

Изучив представленный проект Закона РФ "Об основах законодательства Российской Федерации о культуре (О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"), прихожу к следующим выводам:

из названия Проекта "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" следует исключить "и дополнений", как упомянутое излишне;

преамбула Проекта дана в новой редакции - замечаний нет. Так, дополнения к Главе 1 "Общие положения" носят, в целом, редакционный (уточняющий) характер и замечаний не вызывают. Однако, на мой взгляд, следует в статье 3 Проекта изменить редакцию понятия "культурные блага", поскольку вряд ли их можно втиснуть в рамки понятий "товары и услуги", носящих общий гражданско- правовой и, как правило, возмездный (платный) характер. В связи с чем, предлагаю данное понятие изложить в следующей редакции: "культурные блага - создаваемые условия, товары и услуги, предоставляемые физическими и юридическими лицами для удовлетворения потребностей граждан и общества в целом", поскольку в "создаваемых условиях" должна пониматься и деятельность меценатов (благотворителей). Кроме того, из данной статьи, на мой взгляд, необоснованно исключено понятие "государственная культурная политика, как совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры", поскольку данное понятие определяет, в целом, деятельность государства в сфере культуры, искусства и кинематографии, в том числе, и по тем основным направлениям деятельности, которые указаны в главе 2 "Государственные гарантии прав и свобод человека и гражданина в области культуры" и Главе 3 "Обязанности государства в области культуры".

Статья 9 рассматриваемого законопроекта устанавливает право граждан на художественное образование, которое обеспечивается целевым финансированием музыкальных, художественных, хореографических и других школ искусств из соответствующих бюджетов в размерах, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данная норма сформулирована не совсем корректно, так как допускает возможность установления размеров целевого финансирования из федерального бюджета органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Глава 4 "Культурное наследие народов Российской Федерации" содержит общие (основные) нормы, регулирующие отношения в сфере охраны объектов культурного наследия, музейного дела и поддержки народного творчества. В этой связи следует обратить внимание на статью 26 Проекта "Государственная поддержка народного художественного творчества", как устанавливающей основные направления данной деятельности, в т.ч., осуществлении финансовой поддержки. Однако, абзац 1 пункта 2 статьи 26 после слов "Российской Федерации" следует дополнить и "субъектов Российской Федерации", чтобы исключить складывающееся противоречие с иными положениями, предусмотренных Проектом, в т. ч., в части имеющихся аналогичных полномочий субъектов РФ, указанных в главах 2 и 3 Проекта;

Глава 5 "Творческие работники" содержит ряд существенных дополнений, в том числе, предусматривающих гарантированное пенсионное обеспечение, медицинское и обязательное социальное страхование и иные трудовые и социальные гарантии. То есть, включение данных социальных гарантий в рамках Основ законодательства о культуре, позволит решить систематически возникающие вопросы по взаимодействию государства и творческих работников (в части государственных гарантий творческой деятельности), включая разрешение основных проблем, которые возникали при рассмотрении отдельных законопроектов "О творческих работниках и творческих организациях", получивших отрицательное заключение ввиду отсутствия отдельного предмета правового регулирования;

Глава 6 "Организации культуры" содержит как нормы общего характера (например, пункт 2 статьи 29 Проекта), так и нормы, регулирующие конкретные экономические вопросы, в том числе, по вопросам осуществления организациями культуры предпринимательской деятельности и оказанию платных услуг ( в настоящее время данные вопросы регулируются, в основном, постановлениями Правительства РФ и КМ РТ, устанавливающие основы хозяйственной деятельности организаций культуры). Вместе с тем, полагаю необходимым внести изменения в абзац 1 пункта 3 статьи 31 Проекта, поскольку правом бесплатного посещения музеев, в соответствии с действующим законодательством, пользуются не только несовершеннолетние, но и иные категории граждан (военнослужащие срочной службы, инвалиды и т.д.)

Глава 7 "Управление и экономическое регулирование в области культуры" имеет ряд существенных гарантий деятельности организаций культуры, например в статье 35 "Имущественные отношения в области культуры", в части установления минимальной бюджетной обеспеченности (пункты 3 и 4 статьи 37 Проекта). Однако, статья 34 Проекта требует существенной доработки, поскольку предусматривает полномочия только федеральных органов государственной власти и не содержит никаких норм, определяющих полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере культуры, что не соответствует статьям 39-40 действующей редакции Основ законодательства РФ о культуре, законодательству об органах местного самоуправления, законодательству в сфере охраны объектов культурного наследия и музейного дела, иным законодательным и нормативно-правовым актам, действующим в сфере культуры. Данное "сужение" нормы вряд ли может содействовать эффективному участию субъектов РФ и органов местного самоуправления в сохранении и развитии самобытной культуры, в том числе, по установлению определенных преференций в данной сфере.

Пункт 4 статьи 37 Проекта предусматривает, что расходы бюджетов субъектов РФ на культуру, искусство и кинематографию ежегодно устанавливается законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год на основе норматива минимальной бюджетной обеспеченности этих расходов, определяемого субъектами Российской Федерации, в размере не менее 6 % расходной части соответствующего бюджета. Однако, в соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, закрепленном в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществляют бюджетный процесс.

Абзац 2 пункта 3 статьи 39, пункты 6 и 7 статьи 40, посвященные особенностям трудовых отношений и оплате труда работников культуры в сельской местности, следует исключить, так как, Закон РСФСР "О социальном развитии села", предусматривающий подобные особенности, утратил силу с 1 января 2005 г.

Законопроект нуждается в дополнении статьями, определяющими полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области культуры, так как представленная редакция существенно сужает круг полномочий, осуществляемых указанными органами в настоящее время.

Кроме того, законопроект нуждается в доработке с учетом изменений, произошедших в федеральном законодательстве, в том числе, в связи с принятием и внесением изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об автономных учреждениях", "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений", "О народных художественных промыслах".

Член ОПРФ P.P. Туфетулова

23.03.2007
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/122/publications/834
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован