Кому нужнее Балтика?
Мощный десант высадился вчера в Усть-Луге, где идет строительство нового порта. Десант привез сюда губернатор Ленинградской области Вадим Густов.
Это местечко на берегу Финского залива окружено разными легендами, домыслами, слухами. Здешние старожилы знают по меньшей мере четыре истории, связанные с освоением Усть-Лужской губы. Первая относится ко временам Ливонской войны, когда русичи захотели тут закрепиться. Закрепились, но порта не построили. Затем Петр I задумал сделать на побережье то же самое. Оказалось, не судьба. Еще две попытки предпринимались "прорубить окно в Европу" именно здесь. В довоенное и послевоенное время. Не получилось.
Сейчас, кажется, получается. Идем по причальной дамбе, на месте которой еще недавно плескалась вода. Под ногами - 200 тысяч кубометров земной тверди. У причальной стенки идет забивка шпунта. Такие 36-метровые махины должны спасти будущий терминал от прихотей водной стихии.
Терминал, в который уже вложено 60 миллионов рублей, рассчитан на перевалку 8 миллионов тонн угля в год, и под него уже разрабатываются новые месторождения. Об этом сообщил президент известного АО "Росуголь" Юрий Малышев, отвечая на вопросы строителей порта и журналистов.
Добавим, что ежегодная суммарная мощность комплекса портовых сооружений, включая 12 терминалов, должна составить 35 миллионов тонн грузов - руды, леса, минеральных удобрений, продовольствия. Но сейчас все надежды строителей на угольный терминал.
Председатель совета директоров АО "Компания Усть-Луга" Илья Баскин стоит на самом краю дамбы и темпераментно объясняет одному из подрядчиков, почему отказались от закупки партии шпунтов, а приобрели рельсы и шпалы: - Как только прошел слух о строительстве железной дороги к порту, у меня раздается куча звонков от инвесторов. А с вами вопрос будем решать на тендерной основе, и только так!
Баскина не остужает ни холодный балтийский ветер, ни присутствие высокого начальства из российского правительства, которое прибыло воочию убедиться, что строительство в Усть-Луге идет. Позже заместитель министра финансов России Андрей Петров скажет, что здесь умеют работать с деньгами. Он также дал понять, что на его поддержку, в разумных пределах можно всегда рассчитывать. Московские чиновники признают: России Балтика нужнее, чем области.
Уже в Кингисеппе состоялось итоговое совещание, где о самых болевых точках строительства говорили все, кто так или иначе к нему причастен. Все беды сводились к одному - дефициту финансирования. Губернатор области парировал: денег будет всегда не хватать, особенно там, где идет крупное строительство. Их надо уметь находить. В Усть-Луге это все же делают лучше, чем на большинстве предприятий области.
Денег сейчас не достает если не всем, то многим. Команда областного правительства для строительства трех портов привлекает на разных условиях и обедневших угольщиков, и богатых бизнесменов. В Усть-Луге порт строится. Будет ли счастливой для нее пятая попытка?
Александр ФИЛИМОНОВ Фото Сергея СМОЛЬСКОГО
www.pressa.spb.ru
11.09.1997