13 июля 2008
667

После ликвидации РАО `ЕЭС России` энергетика не осталась без присмотра

Анатолий Виноградчий - председатель комитета по тарифному регулированию администрации Мурманской области

В Мурманской области готовятся к реализации несколько крупнейших проектов в сфере электроэнергетики. Кто будет координировать процесс и какие тенденции ожидают нас в ближайшие годы?

- Анатолий Степанович, уже две недели, как энергетика живет без РАО "ЕЭС России". Понятно, что такая сложная отрасль не может не регулироваться хоть отчасти. Кто сегодня отвечает за происходящее в энергетической сфере?

– В преддверии ликвидации РАО "ЕЭС России" было образовано министерство энергетики, которое выделили из Минпромэнерго. Именно к новому министерству перешли полномочия, которыми обладало РАО.

– То есть теперь государство отвечает за дальнейший ход реформы энергетики? Но как, в таком случае оно может серьезно влиять на решения, принимаемые в частных компаниях? Все таки большинство из них были акционированы и перешли под контроль частных инвесторов.

– Как влиять на решения, принимаемые в акционированных компаниях? Достаточно есть инструментов, и в первую очередь, это законы, нормативные акты. Минэнерго будет заниматься координацией в энергетике, разрабатывать соответствующие документы. Уже сегодня понятно, что на этом рынке существует масса недоработок, которые просто невозможно было предусмотреть с самого начала реформы, взять тот же рынок мощности.

Нужен постоянный мониторинг того, что происходит в отрасли, синхронизация по вводу в строй генерирующих и сетевых мощностей. Министерство, по большому счету, будет реализовывать комплексную инвестиционную программу развития энергетики. Такая программа призвана учитывать и развитие отдельных регионов, и увязку этого развития с воплощением в жизнь крупных проектов, таких, как Штокман. В качестве примера могу привести сегодняшние планы о, возможно, более оперативном строительстве Кольской АЭС-2, так как мощности первой станции начинают выбывать после 2018 года, а значит им нужна замена. И эти вещи, как раз Минэнерго и должно учитывать, координировать действия заинтересованных сторон.

– Есть старый рецепт того, как уменьшить потребность в энергии. Нужно лишь более эффективно использовать то, что уже есть. Есть ли в сфере энегосбережения четко обозначенные цели: чего нужно добиться?

– Одним из первых указов Дмитрия Медведева, стал документ, посвященный этим вопросам. Там, в частности, говорится, что к 2020 году энергоемкость нашей экономики должна быть снижена на 40 процентов. А то, что у нас энергозатратная экономика, несомненно.

Есть положительные примеры, когда крупные предприятия в России достигают международных стандартов в области энергоэффективности. К слову, в этой связи, можно отметить Кандалакшский алюминиевый завод.

Есть и обратные примеры. Тот же ЖКХ – настоящая энергетическая яма. Расчеты, проведенные в единицах условного топлива, показывают, что у нас расходы на обогрев квадратного метра жилья в 3-4 раза выше, чем у западных стран, находящихся в таком же климатическом поясе, к примеру, Норвегии и Финляндии.

– Хорошо, осознание проблемы – это уже шаг вперед, но, а дальше-то что? Как эта "энергоэффективность" должна достигаться, за счет чего и кого? Весьма сомнительно, что лишь постоянный рост тарифов сделает энергетику эффективной. Наверное, должно быть что-то еще?

– В России есть федеральный закон, посвященный энергосбережению. Но сегодня это не работающий закон. Я такие вещи называю "призывами ЦК КПСС к первому мая". То есть одни благие пожелания, а реального наполнения нет. В законе не определенны источники финансирования, не выстроена модель мотивации к энергосбережению. А тот же предприниматель, согласитесь, должен знать, что, если он вкладывает деньги в энергосберегающие технологии, а это серьезные затраты, которые неизвестно когда окупятся, то он должен получить что-то взамен, не только снижение издержек.

И это тоже функция нового министерства энергетики: предложить законодателю работоспособные механизмы для перехода на энергосберегающие технологии.

Что касается практических шагов, можно отметить исправление топливного баланса страны, чем, кстати, РАО в свое время не занималось. Как пример: у нас многие котельные работают на мазуте, что в условиях такого резкого роста цен на нефть очень дорого. Нужно часть котельных переводить на уголь. И это уже делается.

– Достаточно много разговоров, во время ликвидации РАО, было о так называемом рынке мощности. Что это такое, и когда он будет запущен?

– Если очень обобщенно, то это резервирование потребителями у генерирующих компаний определенного количества мощности. И оплата этой мощности должна состояться в любом случае, в независимости от того, будет ли она востребована или нет.

Подход к созданию такого рынка очень правильный. Он позволит, с одной стороны, вкладывать генерирующим компаниям серьезные средства в свое развитие. С другой – потребитель будет уверен, что ему предоставят необходимую мощность в любой момент. Это четкие правила игры на рынке, и уверенность на годы вперед. Но это теория, а есть и практика.

Можно утверждать, что сегодня на рынке мощности существуют серьезные проблемы. И связаны они, в первую очередь, с сетевыми ограничениями, с невозможностью свободных перетоков. У нас, скажем, избыток мощностей. Мурманская область имеет возможность передавать еще 500-600 МВт. Но сетей нет. А, к примеру, в Москве, Петербурге, Тюмени, проблема обратная, там сети есть, но не хватает генерации, практически нет свободных мощностей.

Чтобы мы могли отдать энергию – нужно строить ЛЭП от Кольской АЭС до Киришей, а это 1400 км. И сегодня такая линия строится. Но будет она введена лишь в районе 2015 года. И пока нет свободных перетоков, о каком полноценном рынке можно оговорить?

У нас пока много вопросов, но в любом случае, развитие отрасли идет, идет весьма динамично, и я уверен, что все заявленные в энергетике цели будут достигнуты.

13 июля 2008 г.
www.promurman.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован