Повышение уровня доходов – не главный фактор увеличения размера пожертвований для россиян. Большая часть населения готова жертвовать больше, если будут уверены в том, что деньги дойдут по назначению. Об этом свидетельствуют результаты опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведенного при участии благотворительного фонда «Русфонд», Всемирного фонда дикой природы и в стратегическом партнерстве с «Рамблер. Финансы».
Почти каждый пятый опрошенный сообщил, что способен потратить больше денег на благотворительность в случае личного знакомства с теми, в пользу кого планируется пожертвование. Личная симпатия и моральное удовлетворение могут стать драйверами для увеличения размеров пожертвований почти для каждого десятого россиянина. Порядка 5% опрошенных готовы увеличить размер суммы, направляемой на благотворительность, если эти деньги помогут животным, природе. Надежность канала, по которому осуществляется благотворительность, и личное знакомство имеют большее значение для мужчин, чем для женщин. Для женщин драйверами увеличения размеров пожертвований могут стать повышение личных доходов и моральное удовлетворение от осуществляемой деятельности. Уверенность в том, что деньги дойдут по назначению и рост личных доходов являются непременными условиями увеличения размеров пожертвований во всех возрастных группах.
Факт личного знакомства чаще всего важен для респондентов старше 25 лет, а близость по духу – для тех, кто моложе 44 лет. Чаще остальных готовность жертвовать большие суммы на нужды природы продемонстрировала молодежь до 24 лет. Мужчины чаще женщин сообщали о значимости получения налоговых вычетов при осуществлении благотворительной деятельности.
Для оценки благотворительного потенциала россиян респондентам было предложено ответить на вопрос о том, как бы они распорядились полученными деньгами в случае выигрыша в лотерею миллиона долларов. На крупные покупки, такие как квартира, машина, учеба или отдых, свой выигрыш хотели бы потратить более 80% опрошенных, вторым по популярности было решение о сохранении полученных денег (66%). О готовности направить на благотворительность хотя бы часть суммы сообщили чуть более 40% опрошенных. В целом, примерно одинаковая доля мужчин и женщин в случае крупного выигрыша готовы потратить его часть на благотворительность, а средняя сумма пожертвований будет составлять около пятой части выигрыша. Наибольшую склонность совершать пожертвования в случае значительного увеличения доходов (например, при выигрыше миллиона долларов) продемонстрировали респонденты в возрасте от 25 до 34 лет.
Исследование о благотворительной деятельности россиян проведено в мае 2015 года по репрезентативной всероссийской выборке. В качестве метода исследования использовалось личное интервью (лицом к лицу) по анкете. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «При каких условиях Вы готовы тратить больше денег на благотворительность?»**, в % от всех опрошенных
| Всего | |
| Если буду уверен(-на), что мои деньги дойдут по назначению | 65 |
| Если у меня будут более высокие доходы, чем сейчас | 47 |
| Если буду лично знаком(-а) с теми, кому жертвую деньги | 22 |
| Если те, кто нуждается в помощи, будут близки мне по духу | 14 |
| Если пойму, что мне это приносит моральное удовлетворение | 13 |
| Если деньги помогут животным, природе | 7 |
| Если получу льготы по уплате подоходного налога | 3 |
| Другое | 0 |
** Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов
Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос: «Представьте, что Вы выиграли в лотерею миллион долларов. Как бы Вы потратили бы эту сумму?», в % от всех опрошенных
| Потрачу на это | Не стану тратить на это | Затрудняюсь ответить | |
| Потрачу (на квартиру, машину, отдых и т.п.) | 81 | 8 | 11 |
| Отложу (счет у надежном банке, покупка государственных облигаций и т.п.) | 66 | 33 | 0 |
| Направлю на благотворительность | 42 | 57 | 1 |
| Вложу в высокодоходные, но рискованные проекты (в акции растущих компаний, в инвестфонды и т.п.) | 28 | 71 | 1 |
Марина Аларичева, Директор аналитического центра Русфонда:
«Сложные экономические условия и распространенность разных видов мошенничества в недавнем прошлом сказались на доверии россиян к благотворительным организациям и благотворительности в целом. Риск того, что средства не дойдут до получателя, был и остается для многих серьезным барьером к осуществлению пожертвований. Исследования НАФИ показывают, что недоверие к благотворительным фондам присутствует даже среди тех, кто через них делает пожертвования. Полагаю, потенциал благотворительности кроется в ее институционализации, включая увеличение числа заслуживающих репутации фондов, при условии стабильности доходов россиян».