18 декабря 2006
1884

Поволжье. Недоступное жилье

Реализация национального проекта "Доступное жилье" в регионах Поволжья идет крайне тяжело. Виной тому и слабое развитие отрасли строительных материалов, и отсутствие у городов генпланов. Однако главными причинами остаются бюрократические препоны и недостаточное финансирование строительства жилья из бюджета


Вице-губернатор Пензенской области Александр Пашков, курирующий в регионе реализацию нацпроектов, недавно заявил о возможном срыве в регионе реализации национальной программы "Доступное жилье". Называя причину, чиновник сказал: "У меня есть информация, что ряд строительных и инвестиционных компаний просто-напросто задерживают это жилье. Не продают, подогревая тем самым цены на рынке". И обратился к виновникам с такими словами: "Я хочу выразить вам от лица губернатора, правительства области категорический протест. Мы не согласны с вашими действиями. Пока эти действия мы называем ошибочными. В дальнейшем я буду их квалифицировать как саботаж".

Трудности с реализацией жилищного нацпроекта наблюдаются и в других регионах Поволжья. Но винить в происходящем только строительные компании не приходится. Проблемы порождают сами чиновники.

Не из чего строить

Президент России Владимир Путин провозгласил начало реализации проекта "Доступное жилье" в 2005 году. В основу проекта легла федеральная целевая программа (ФЦП) "Жилище", рассчитанная на 2002#8722;2010 годы. Власти надеются, что к 2010 году треть населения России будет иметь возможность купить квартиру с помощью ипотеки. Комплекс законов, которые должны решить эту задачу, рассчитан на разные категории населения.

Но пока достижения в рамках нацпроекта "на местах" довольно скромные. Одна из главных проблем очевидна - кризис отрасли, производящей строительные материалы.

Так, губернатор Пензенской области Василий Бочкарев подчеркивает, что область испытывает острую потребность в них. "Несмотря на большие запасы сырья, мы ввозим из-за пределов региона большое количество материалов, причем не самого лучшего качества. Нужен инвестор, который помог бы региону в мобилизации имеющихся полезных ископаемых", - уверен главный областной чиновник. В регионе есть запасы извести и диатомитового сырья, но их невозможно разработать самостоятельно, без привлечения федеральных инвесторов: это дорогостоящий процесс.

Директор Нижегородского центра научной экспертизы Татьяна Романчева тоже отмечает, что развитие строительного комплекса тормозится неразвитостью регионального рынка стройматериалов. "Если производство кирпича способно удовлетворить внутренние потребности, то выпуск железобетонных конструкций, материалов нового поколения уже не успевает за растущим спросом, - говорит Татьяна Романчева. - Поэтому крупные инвесторы начинают вкладываться в реконструкцию действующих в Нижегородской области предприятий стройиндустрии, чтобы обеспечить стабильность поставок, необходимые объемы и получить стройматериалы без рыночной наценки". Например, компания "Нижегородкапстрой" инвестировала в модернизацию приобретенного ею Кстовского завода по производству железобетонных изделий около 1,4 млрд рублей. Предприятие мощностью 250 тыс. кв. м железобетонных конструкций в год будет обеспечивать потребности собственника и работать на открытый рынок.

Бюрократические препоны

По словам министра строительства и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области Валерия Малиновского, в регионах накоплен уже целый ряд схожих проблем, мешающих реализации программы "Доступное жилье": отсутствует градостроительная документация, нет сформированных земельных участков под жилищное строительство, не установлены тарифы на подключение к инженерным сетям. И еще одна общая беда: земельные и проектные документы оформляются слишком долго.

Чтобы ускорить документооборот, в Самарской и Ульяновской областях летом 2006 года передали право распоряжения земельными участками в региональных столицах в руки областных властей, так как мэрии неоправданно затягивали этот процесс. Однако нововведение вовсе не гарантирует ускорения процесса, связанного с выделением участков под строительство жилья. Об этом свидетельствует опыт Нижнего Новгорода, где такой же порядок был введен раньше, чем в Самаре и Ульяновске. "Изменение процедуры согласования и предоставления земельных участков привело к переносу сроков начала строительства и продажи квартир на объектах, - отмечает Татьяна Романчева. - По этой причине в ближайшие два года вряд ли стоит ожидать увеличения темпов ввода нового жилья".

Без генплана никак

Как уже было отмечено, для увеличения объемов строительства нужны современные генпланы. Однако этот необходимейший документ есть далеко не во всех городах Поволжья. А во многих он безнадежно устарел, так как был разработан еще в 70#8722;80#8722;е годы прошлого века.

В Самаре процесс создания генплана близок к завершению, и в ближайшее время главный градостроительный документ областного центра будет представлен жителям. Одним из самых крупных проектов станет строительство жилого района Самарское Заречье: здесь, на левом берегу реки Самары, на участке площадью 1700 га, до 2016 года планируется построить 6,3 млн кв. м жилья для 300 тыс. человек. Работа над проектом уже начата: недавно министерство строительства областного правительства по итогам конкурса заключило контракт стоимостью 196 млн рублей на проведение работ по проектированию микрорайона с самарским филиалом ЗАО "ТПИ ""Саратовпромпроект""". Причем инженерное обустройство Заречья не придется начинать с нуля - около 10 лет назад здесь частично были произведены инженерные работы. Но из-за дефицита земельных участков в городе застройка Заречья пока остается единственным широко рекламируемым планом самарских властей по реализации нацпроекта "Доступное жилье".

В Нижнем Новгороде тоже озаботились вопросами градостроения: к августу 2007 года будет разработан проект планировки центральной части города и представлена концепция объемно-планировочных композиций и развития транспортных развязок и определена высотность зданий.

Денег из бюджета выделено мало

Еще одним тормозом реализации нацпроекта "Доступное жилье" депутат Самарской губернской думы Светлана Кузьмина считает то, что государство выделяет из бюджета слишком мизерные суммы. "Строительство многоэтажных домов, все связанные с этим затраты намного больше, нежели суммы, заложенные в бюджетах разных уровней", - подчеркнула она. По этой причине, а также из-за ограниченных финансовых возможностей населения региональные власти сделали ставку на более дешевое малоэтажное строитель-ство - в окрестностях города или в сельской местности.

Например, в Ульяновской области был разработан проект областной целевой программы "Развитие малоэтажного индивидуального строительства на 2007#8722;2010 годы". В течение 2007#8722;2010 годов на территории региона планируется привлечь в отрасль более семи миллиардов рублей инвестиций и ввести миллион квадратных метров малоэтажного жилья. Улучшить условия проживания смогут около 10 тыс. семей. Областное правительство обсуждает с немецкими компаниями планы строительства трех заводов по выпуску конструкций для развития малоэтажного домостроения.

Сделали ставку на "малоэтажки" и в Нижегородской области. Правда, планы регионального правительства увеличить в ближайшие годы долю областного центра в общем объеме индивидуального жилья с нынешних 10% до 50% Татьяна Романчева оценивает с осторожностью. В Нижнем Новгороде, по ее словам, не так много участ-ков, выделенных под широкомасштабное индивидуальное строительство, в основном это окраина города.

Малоэтажная застройка перспективна для малых городов, где стоимость земельных участков ниже, чем в мегаполисах. Развитие подобных проектов увеличит региональные показатели ввода жилья, но общей картины, пожалуй, не изменит. Универсального рецепта для решения "жилищного вопроса", который устроил бы и власти, и бизнес, пока не изобретено. Но, думается, для того, чтобы он появился, сторонам стоит перестать обвинять друг друга в саботаже и сделать свою работу более понятной и прозрачной, договорившись о правилах игры. Например, такое сотрудничество могло бы вывести из тупика процесс выделения и подготовки земельных участков. Сейчас власти, которые обязаны обеспечивать строителей подготовленными стройплощадками, просто не обладают необходимыми средствами на эти цели. Они могли бы отдавать подготовку участка подрядчику "в кредит", а затем, после реализации площадки на аукционе, компенсировать ему затраты на инженерную подготовку.


Ольга Попова, Галина Щербо

В подготовке материала участвовала Наталья Дядик

18 декабря 2006
http://www.expert.ru/printissues/volga/2006/35/dostupnoe_zhile/print

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован