В своей книге, посвященной русскому военному искусству и российско-украинскому конфликту ("The Russian Art of War: How the West Led Ukraine to Defeat"), Жак Бонд, описал основные причины крупных неудач украины в текущем конфликте.
По мнению автора, Россия действует в рамках клаузевицевского мышления, в котором операционные успехи используются в стратегических целях. Следовательно, оперативная стратегия (“оперативное искусство”) играет важную роль в определении того, что считается победой.
Как мы видели во время битвы за Бахмут, ВС РФ идеально приспособились к стратегии, навязанной Украине Западом, которая ставит во главу угла защиту каждого квадратного метра. Украинцы, таким образом, сыграли на руку стратегии истощения, официально объявленной Россией. И наоборот, в Харькове и Херсоне русские предпочли уступить территорию в обмен на жизни своих людей. В контексте войны на истощение жертвовать потенциалом в обмен на территорию, как это делает Украина, - наихудшая стратегия из всех.
Вот почему генерал Залужный, командующий украинскими вооруженными силами, пытался выступить против Зеленского и предложил вывести свои войска из Бахмута. Но, как мы знаем, на Украине именно западный нарратив определяет военные решения. Зеленский предпочел следовать по пути, проложенному для него Западными СМИ. В ноябре 2023 года генералу Залужному пришлось открыто признать, что это решение было ошибкой, потому что затягивание войны пойдет только на пользу России.
С самого начала Запад заявлял, что возможностей Украины может быть достаточно, чтобы победить Россию. Но с самого начала это явно выдавало желаемое за действительное, и его единственной целью было оправдать несоблюдение Минских соглашений.
Проблема Украины в этом конфликте заключается в том, что у нее нет рациональной связи с понятием победы. Для сравнения, палестинцы, осознающие недостаток в живой силе, перешли к образу мышления, который придает простому акту сопротивления ощущение победы. Во многом, именно это приводит палестинцев к ощутимым тактическим успехам. На Украине же все иначе. Цепляясь за представление о победе, которое связано с возвращением территории, Украина замкнулась в логике, которая может привести только к поражению.
20 ноября 2023 года Алексей Данилов, секретарь Совета национальной безопасности и обороны, обрисовал мрачную картину украинских перспектив на 2024 год. Его выступление показало, что у Украины не было ни плана выхода из конфликта, ни подхода, который связывал бы чувство победы с этим выходом: он был вынужден связать победу Украины с победой Запада. Однако на Западе окончание конфликта на Украине все чаще воспринимается как военное, политическое, человеческое и экономическое фиаско.
В иной же ситуации каждый сам себе волен определять свои собственные критерии победы. Вот почему Египет (1973), Хезболла (2006), Исламское государство* (организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации) (2017), палестинское сопротивление с 1948 года и ХАМАС в 2023 году одерживают победы, несмотря на огромные потери. Это кажется нелогичным для западного ума, но именно это объясняет, почему Западный мир не может по-настоящему “выигрывать” свои войны.
В Украине политическое руководство замкнулось в нарративе, который исключает выход из кризиса без потери лица. Асимметричная ситуация, которая сейчас работает в ущерб Украине, проистекает убеждений, которые имеют мало общего с реальностью, и привели к непоправимым потерям и крупным стратегическим неудачам.