Сильные личности
Правительству Михаила Фрадкова исполнилось три года: по меркам новейшей российской истории - срок солидный. Ибо, как известно, правительства бывают разные - "временные", "переходные", "антинародные",- не бывает только "любимых". Нынешнее по этой части - абсолютный феномен. Нет, всенародного почитания оно не снискало. Но команде Фрадкова удалось то, что оказалось не под силу даже "шоковому" кабинету Гайдара. Встав на путь самых болезненных социальных реформ и заставив страну окончательно распрощаться с "завоеваниями социализма", правительство Фрадкова не только осталось у власти, но и по праву считается самым стабильным из всех своих предшественников. Более того, пережив две волны административной реформы, оно не понесло практически никаких кадровых потерь и даже укрепило тылы.
Кадры и за кадром
Еще на раннем этапе премьерства Михаил Фрадков произнес: "Меня невольно одолевают мысли менять членов правительства по должностям". Друг на друга. Дабы, как говорится, глаз не замыливался. То, что у него получилось в итоге, буквальная реализация этой формулы.
"Заточенное" под параметры административной реформы (она, впрочем, еще продолжается, и, по информации "Итогов", Минпромэнерго все-таки будет клонировано на два профильных ведомства), правительство действительно не потеряло ни одного из министров - в соответствии с вышеприведенным принципом, они изредка меняются должностями. На сегодняшний день кадровый состав пополнился двумя первыми вице-премьерами, по сути, поделившими экономику на две системообразующие "специализации", и одним просто вице. Так что если президентство Владимира Путина войдет в историю как эпоха стабильности, то нынешнее правительство заслуживает звание главного "стабилизатора".
Успех нынешнего кабинета принято объяснять высокими мировыми ценами на нефть. И спорить тут - до определенных пределов - в общем-то не с чем. Ведь и в самом деле: если бы баррель нефти стоил как в гайдаровские 90е годы, вряд ли бы удалось несколько лет кряду формировать профицитный бюджет. 2007 год тоже не стал исключением - разница между доходной и расходной частями должна составить более полутора триллионов рублей. Сбывается прежде почти нереальная мечта о диверсификации экономики. Порядка 11,1 миллиарда рублей пойдет на формирование инфраструктуры особых экономических зон - четырех технико-внедренческих и двух промышленно-производственных. Порядка 206 миллиардов рублей предполагается потратить на реализацию приоритетных нацпроектов.
Далее - по списку. Именно при Фрадкове правительство полностью рассчиталось с Парижским клубом. Госкубышка позволяет: на конец февраля текущего года объем золотовалютных резервов превысил 310 миллиардов долларов, а Стабилизационный фонд за три года вырос с нуля до двух с половиной триллионов рублей. Словом, впечатляющие макроэкономические свершения налицо. Но на этом нефтяной карт-бланш как раз и теряет в весе: нефтедоллары в страну текут, а делать с ними, по сути, нечего - инфляция. Да и политически болезненные социальные реформы одной только нефтяной иглой на ноги не поставишь. Тут другой секрет нужен.
Безусловно, реформаторы начала 90х на макроэкономическом уровне тоже сделали немало в борьбе с пережитками советского прошлого, однако ни Гайдар, ни последующие премьеры так и не решились посягнуть на самое святое - на так называемые социальные завоевания. И вот что примечательно. Если младореформаторам их радикализм так и не простили, то к "старореформаторам" даже после крайне непопулярной монетизации льгот, всех издержек пенсионной реформы и начавшейся реформы ЖКХ народная молва относится вполне лояльно. Тефлоновый кабинет, словом.
Природа этого уникального по российским меркам свойства объясняется в том числе и кадровым составом. Правительство, состоящее сплошь из самодостаточных и сильных личностей, примерно в равной пропорции поделено на представителей молодого поколения реформаторов первой волны, бывших гражданских и силовых чиновников советского госаппарата (к ним относится и сам премьер) и бывших бизнесменов - то есть всех составляющих нынешней российской элиты. Кроме того, завидная устойчивость кабинета Фрадкова предопределена самой его структурой.
Связи по вертикали
Каждое министерство - это по сути правительство в миниатюре, руководитель которого (отраслевой министр или вице-премьер) по полной программе несет ответственность (в том числе и политическую) непосредственно перед тем, кто его назначил, - перед президентом. Причем практически все члены нынешнего кабинета имеют "прямой доступ к телу". На практике такой механизм позволяет безболезненно выводить из-под критики как само правительство в целом, так по необходимости и Кремль. В крайнем случае, гнев общественности направляется на конкретного министра. Но ему-то на выборы не идти. Так что политически риска от новейшей волны реформ никакого. Особо "антинародный" чиновник в этом плане даже пользу может принести - в роли сакральной жертвы с громкой отставкой в ходе очередной избирательной кампании.
Михаил Фрадков в качестве "классного руководителя" при нерадивых учениках-министрах этот механизм освоил блестяще. Дебют состоялся после вступления в силу скандального закона о монетизации льгот, когда, насколько помнится, и вошла в моду практика регулярных телетрансляций с белодомовских заседаний.
Кстати, с этим законом связан и единственный за три года правительственный кризис, если, конечно, ту бурю в стакане воды можно так назвать. Правительство вышло из него вообще без потерь. А ведь дело формально едва не дошло до выражения кабинету Фрадкова вотума недоверия.
Тогда премьер прибыл в Думу без сопровождения, чтобы, как он выразился, "почувствовать этот нерв", и с обезоруживающей откровенностью признал все ошибки по части проведения в жизнь льготной революции. Можно только гадать, насколько повлияла на ситуацию позиция "Единой России", а насколько манера общения премьера с законодателями, но только окончилось все для правительства двухмесячным сроком "исправительных работ", о чем вскоре благополучно забыли.
Прежде Михаил Ефимович крайне редко появлялся на публике и практически не давал интервью - по крайней мере за три года таких случаев зафиксировано не было. Столь уникальную для госруководителя высшей политической лиги скромность принято объяснять былой причастностью к спецструктурам, сотрудники которых традиционно предпочитают лишний раз не светиться (в свое время премьер якобы окончил лингвистические курсы при Лубянке и был награжден ведомственным знаком "Почетный контрразведчик"). Тем не менее с ролью "классного" он вполне справился. Более того, его пламенные филиппики в адрес проштрафившихся министров настолько совпали с настроениями разгневанных льготников и пенсионеров, что именно с этого исторического момента можно считать превращение Фрадкова в публичного политика состоявшимся.
Неудивительно, что при этом деятельность правительства одобряют меньше граждан, чем работу лично премьер-министра: сегодня, по данным ВЦИОМ, Фрадкову безусловно доверяют больше половины респондентов, а как минимум треть полагают, что у этого политика хорошие перспективы на будущее. Однако сам Михаил Ефимович ни о чем выходящем за рамки роли "технического премьера" никогда не заявлял. И небезосновательно: правительство Фрадкова - это команда Путина. Причем команда - с прицелом на будущее, горизонты которого уходят за 2008 год.
Безусловно, судя по качеству исполнения своих должностных обязанностей, сегодня премьер не столько "технический", сколько "техничный" - в совершенстве владеющий искусством управления. Что, собственно говоря, ему и положено по должности. Однако же структура правительства, в отличие от прежних времен, выстроена таким образом, что безусловного лидера, независимо от занимаемого поста, просто быть не может. "В правительстве немало ключевых фигур, политическое влияние которых сопоставимо с премьерским", - считает политолог Сергей Марков.
В том, что будущий официальный кандидат в президенты от Кремля входит в число членов кабинета министров, сомнений, конечно же, нет. Но кто он? Возведение в ранг первого вице-премьера Сергея Иванова, а руководителя аппарата правительства Сергея Нарышкина - в просто вице-премьерский еще ни о чем не говорит. При существующей структуре практически все должности в правительстве - политические. А потому стартовать из Белого дома в большую политику может практически любой. Только представлять он будет не правительство, а команду. Ту самую, задачи и прерогативы которой рассчитаны на период, уходящий за горизонты 2008 года.
Олег Одноколенко
5 марта 2007
http://www.itogi.ru/Paper2007.nsf/Article/Itogi_2007_03_04_01_4704.html