ДОКЛАД
прокурора Читинской области государственного советника юстиции 3 класса Фалилеева Владимира Александровича на II межрегиональной научно-практической конференции "Роль государства и общества в усилении борьбы с пьянством, алкоголизмом и наркоманией"
30 мая 2007 года
Уважаемые участники конференции!
С этой трибуны прозвучало уже немало примеров того социального зла, которое несут пьянство и наркомания. Приходится констатировать, что с годами проблема не ослабевает, а становится все более острой. Фактически мы находимся на грани масштабного разрушения национального генофонда и утраты здорового молодого поколения.
Проблема борьбы с пьянством и воспитания здорового образа жизни недавно вновь была поднята Президентом России Путиным В. В. в его Послании Федеральному собранию Российской Федерации, а также заострена им 29 мая 2007 года на заседании Государственного совета через призму борьбы с аварийностью на дорогах. То есть, на государственном уровне проблема четко обозначена, но этого оказывается недостаточно.
К сожалению, при ясном понимании катастрофического положения в этой сфере не только в России, но и в нашем регионе, на сегодня нет ни ясной концепции противостояния наркомании и алкоголизму, ни конкретных законодательных актов в данной сфере.
Это особенно чувствуется работниками правоохранительных органов, о чем их руководители не раз открыто говорили на различных совещаниях. Достаточно сказать, что у нас в области сохраняется тенденция роста преступности, причем фактически до 70 процентов всех преступлений против личности совершаются лицами в состоянии алкогольного опьянения.
При этом невозможно решить проблему одними лишь запретительными мерами. Нужен комплексный подход к профилактике алкоголизма и наркомании, затрагивающий сферы совершенствования законодательной базы на всех уровнях, укрепления правопорядка, образования и воспитания граждан начиная со школьной скамьи, формирования здорового образа жизни и развития культурного досуга, а главное - создания рабочих мест, развития экономических предпосылок для полной реализации духовных и материальных потребностей граждан.
В связи с этим я хотел бы остановиться на некоторых правовых аспектах борьбы с пьянством, алкоголизмом и наркоманией, которые должны быть в центре внимания органов государственной власти и местного самоуправления, а также всех общественных институтов нашего региона.
Во-первых, как я уже сказал, большая часть преступлений в области совершается лицами в состоянии алкогольного опьянения и чаще всего на бытовой почве. Причем в основной массе это происходит в районах области, в сельской местности, где процветает торговля алкогольными суррогатами. В прошлом году на 36 процентов возросло количество преступлений в сфере незаконного оборота алкоголя в сравнении с 2005 годом. Почему это происходит?
Потому, что далеко не все должностные лица, которым по долгу службы предписано бороться с этим подпольным бизнесом, в полную силу используют свои полномочия. Многие муниципалитеты самоустранились от осуществления контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и за ее качеством, хотя Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предоставляет им такие возможности.
Что скрывать, главы муниципальных образований хорошо знают, кто и где торгует самопальным алкоголем, а порой и наркотиками, но зачастую закрывают на это глаза. То ли не хотят портить отношения со своими земляками, то ли опасаются их мести и не информируют правоохранительные органы о нарушителях закона. Не далеко от них по ответственности ушли и некоторые участковые оперуполномоченные. С их общего попустительства на местах в ходе конкурентной борьбы между местными жителями складывается теневая система розничной торговли спиртом со своими правилами, установливается такса (по 25 рублей за 200 граммов) суррогата.
Приведу лишь один пример. В 2006 году прокуратурой области было возбуждено уголовное дело в отношении депутата Совета одного из сельских поселений Нерчинского района Бронникова. Он в составе группы лиц продавал населению нескольких населенных пунктов под видом питьевого спирта защитное средство "Супер-Антилед". Судом за это преступление ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком в 2 года с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Но разве о его преступной деятельности не знали его коллеги, местная администрация? Скорее всего знали, но молчали.
Хотя, есть и положительный пример. Так, в Хилокском районе практикуется опубликование в районной газете списка лиц, торгующих самопальным алкоголем и привлеченных к уголовной или административной ответственности. В какой-то степени такая огласка дает свой положительный результат. Но такие примеры единичны.
Мы считаем также, что легализация упрощенного оборота денатурированной спиртосодержащей продукции типа "Трояр", "Антилед", "Снежинка" и других им подобных прямо сказалась на подрыве здоровья части наших граждан, употребляющих эти жидкости внутрь. Здесь не совсем последовательно выглядит позиция и федерального законодателя, выведшего из состава денатурированной продукции жидкости с содержанием диэтилфталата - опасной для жизни и здоровья людей примеси. Каждое второе уголовное дело по преступлениям, предусмотренным ст. 238 УК РФ (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции... не отвечающих требованиям безопасности) в нашей области возбуждается в связи с отравлением людей продукцией, содержащей данное вещество.
По нашему мнению, санкция за совершение названного преступления не адекватна последствиям (самого деяния). После проведения затратных химичесих экспертиз, длительного сбора и закрепления доказательств причастности подозреваемых к совершению преступления, нанесения вреда здоровью граждан эти лица судами зачастую приговариваются лишь к условной мере наказания. Например, в 2006 году из 502 осужденных по этой статье Уголовного кодекса РФ лиц 411 были приговорены к условному лишению свободы. Реально же лишаются свободы только те, кто совершает аналогичные преступления неоднократно и их при этом удается поймать за руку.
Во-вторых, при наличии в области более десятка органов и учреждений, осуществляющих в той или иной степени контроль за оборотом спирта и алкоголя, в сфере торговли остаются распространенными такие нарушения, как реализация фальсифицированного и некачественного алкоголя, несоблюдение хозяйствующими субъектами ограничений по обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе некоторые работают без лицензий и сертификатов, не имеют маркировки и сопроводительных документов, реализуют продукцию с истекшими сроками годности и другими недостатками.
Не налажен в нашем регионе контроль за соблюдением ограничений продажи алкогольной продукции в ночное время, установленных постановлением Администрации Читинской области.
Кто же и как в таком случае оценивает эффективность деятельности всех этих контролирующих структур, если их не очень то боятся предприниматели, нарушающие закон?
С другой стороны, в населенных пунктах, особенно сельских, не создаются надлежащие предпосылки для развития предпринимательства в сфере оборота алкогольной продукции, что и ведет к увеличению оборота суррогатных жидкостей. То есть, опять-таки органы местного самоуправления не выполняют возложенные на них задачи по созданию условий для обеспечения жителей услугами торговли. Я понимаю, что до этой сферы возможно у них и не доходят руки, но злободневность проблемы требует обращения к ней со всей ответственностью. Иначе ее не решить.
Конечно, нельзя вновь не сказать и о несовершенстве федерального законодательства, что способствует негативному развитию ситуации на алкогольном рынке в области. В 2005-2006 годах, как известно, в него были внесены изменения. В частности, отменено квотирование этилового спирта, упразднена система акцизных складов, что открыло простор для поступления в регион некачественной продукции.
Если до этих изменений организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, могли закупать ее только у аккредитованных в области организаций оптовой торговли, то после 1 июля 2006 года они получили возможность делать это самостоятельно и бесконтрольно. Таким образом, появились предпосылки для правонарушений, в оборот были вовлечены сотни тонн недоброкачественной спиртосодержащей жидкости, употребление которой приводит к острым отравлениям.
Приведу свежий пример из правоохранительной деятельности прокуратуры. В апреле 2007 года Краснокаменской межрайонной прокуратурой совместно с органами внутренних дел была выявлена группа лиц, организовавшей оптовую поставку из Московской и Ленинградской областей спиртосодержащей продукции, не отвечающей требованиям безопасности. Она реализовывалась жителям города Краснокаменска под видом пищевого алкоголя. Только в ходе расследования уголовного дела было изъято со складов и из торговых помещений около 30 тонн принадлежащей этой преступной группе опасной для жизни и здоровья людей спиртосодержащей жидкости. В настоящее время двоим лицам уже предъявлены обвинения в совершении преступления и они содержатся под стражей, а третий участник преступной группы объявлен в федеральный розыск.
Таким образом, внесенные в законодательство изменения негативно отразились на состоянии доброкачественности продукции на алкогольном рынке и необходимо вернуться к прежним нормам.
В-третьих, особо следует выделить проблему алкоголизации молодежи, особенно несовершеннолетних. 90 процентов особо тяжких преступлений против личности несовершеннолетними совершаются в состоянии алкогольного опьянения.
Назову несколько официальных цифр. В 2006 году за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения в области привлечено к административной ответственности 799 несовершеннолетних. За распитие спиртных напитков в общественных местах к административной ответственности привлекались 176 подростков до 18 лет. На учете в органах системы профилактики состоят около семисот несовершеннолетних, употребляющих алкогольные напитки, наркотические или иные одурманивающие вещества. Какими бы высокими эти цифры ни показались, они не отражают истинного положения дел. Это лишь макушка айсберга, а основная глыба негатива остается скрытой от официального учета. И ни для кого из здесь сидящих, я думаю, это не составляет секрета. Достаточно проанализировать как проводит свой досуг сельская безработная молодежь, прогуляться вечерами и в выходные дни по площадям и скверам областного центра, заглянуть в кафе или позные, чтобы убедиться в этом.
Почему это происходит? Причин много. Начиная с разнузданной рекламы пива по средствам массовой информации, которое вместо спорта стало неотъемлемой частью образа жизни большей части молодежи, заканчивая фактическим сведением на нет внеклассной работы со школьниками в вечернее время, сокращением развивающих кружков и секций для подростков.
Но обратимся к системе контроля за соблюдением законности в этой сфере. Лишь в единичных случаях сотрудники органов внутренних дел принимают меры к установлению лиц, продавших несовершеннолетним алкогольные напитки или пиво. Тем самым, продавцы, наживаясь на разложении молодежи, остаются безнаказанными. Звучит не серьезно, что за весь 2006 год только 169 владельцев магазинов и мест общественного питания в области привлекались к административной ответственности за подобные нарушения.
Нередко остаются в стороне родители подростков, пристрастившихся к пиву и более крепким напиткам. В прошлом году к административной ответственности за вовлечение детей в употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ было привлечено только 98 родителей. Здесь явно во многом не дорабатывают инспекции органов внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних.
Я полагаю, что имевшие место в апреле-мае этого года нарушения общественного порядка со стороны противоборствующих неформальных молодежных групп в центре города Читы были подогреты алкогольными напитками и пивом. Именно с бутылками пива шествовали они по улицам, угрожая расправой своим недругам. Если не принимать адекватных мер, то подобные стычки будут иметь продолжение.
И опять вернусь к пробелу в законодательстве. Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещает лишь розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним. Значит, "де юре" им не воспрещается приобретать алкогольную продукцию мелкими оптовыми партиями (бери ящик пива и пей), не ограничена их возможность приобретения спиртосодержащих жидкостей (всевозможных растворителей, стеклоочистителей), потребление внутрь которых приводит к изменению эмоционального состояния. Здесь стоит, с учетом остроты проблемы, ввести более строгие и конкретные законодательные ограничения.
И, наконец, в-четвертых, следует выделить с точки зрения правоохранительных органов проблему наркомании. Как я уже сказал ранее, приведенная цифра о семистах несовершеннолетних, состоящих на учете в органах профилактики и употребляющих алкоголь и наркотические вещества, не отражает действительную картину. Добавлю, что в прошлом году лишь 61 подросток был выявлен и привлечен к административной ответственности за употребление наркотических средств в общественных местах. Не густо. Это лишний раз говорит о низком уровне работы соответствующих подразделений органов внутренних дел и ФСКН.
В нашем регионе, как вы знаете, основная доля среди наркотических средств приходится на растительное сырье. В регионе произрастает дикорастущая конопля, которую собирают и пускают на продажу или в употребление лица, делающие на этом свой бизнес или находящиеся в наркозависимости. Правоохранительным органам удается изымать и уничтожать ее тоннами, но большая часть достигает своего потребителя. Почему это происходит?
Прежде всего, потому, что вопреки требованиям Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" органы местного самоуправления, как собственники земель, с неохотой уничтожают произрастающую на их территории коноплю, не финансируют соответствующие работы. Получается, экономим на деньгах, теряем же гораздо больше в нравственном и физическом здоровье молодежи.
В 2005 году органы госнаркоконтроля и внутренних дел только увещевали земледельцев и землепользователей о необходимости уничтожения этой заразы, и никого из них не привлекали к ответственности за неисполнение обязанности, возложенной на них законом. В прошлом году такая работа более активизировалась. Например, было выявлено и уничтожено на корню около 7 тысяч гектар очагов произрастания дикорастущей конопли. Также были привлечены за нарушения закона к административной ответственности 12 должностных лиц, из них 7 руководителей поселковых и сельских администраций. Однако, и эти меры оказались недостаточными. Так, в окрестностях населенных пунктов Читинского района в большом количестве произрастает дикорастущая конопля, однако администрацией района какой-либо эффективной работы по ее уничтожению не проводится.
Как показали прокурорские проверки, количество выявленных правонарушений в области незаконного оборота наркотиков остается низким. Это отчасти объясняется отсутствием в ряде районов врачей-наркологов и необходимого диагностического оборудования. Правоохранительные органы сталкиваются с проблемой лабораторного исследования и экспертизы изъятой продукции и получения официального заключения о ее принадлежности к наркотическим средствам.
Таким образом, я в своем выступлении остановился лишь на некоторых аспектах, с которыми чаще всего сталкиваются правоохранительные органы в борьбе с пьянством, незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции и наркотических средств.
Решение проблем зависит от эффективности и своевременности мер, принимаемых как на федеральном уровне, так и органами государственной власти и муниципального самоуправления, а также правоохранительными органами на территории Читинской области.
Полагаю, что для успешного комплексного и всестороннего противостояния сохраняющейся тенденции усиления алкоголизации населения, приобщения молодежи к спиртным напиткам необходимо принять в области целевую программу, принять аналогичные программы во всех муниципальных образованиях и предусмотреть выделение для их реализации необходимых средств. Иначе наш разговор так и останется звуком. Мы также направили Губернатору Читинской области письмо, в котором предложили принять целевую программу и по противодействию нарушениям в сфере незаконного оборота наркотиков и их потребления.
Прокуратура Читинской области со своей стороны внесла в Читинскую областную Думу проекты Законов, регулирующие вопросы профилактики алкоголизма, устанавливающие административную ответственность за нарушения областных нормативных актов в этой сфере.
Учитывая, что состояние дел с алкоголизацией населения и употреблением наркотических средств в области продолжает ухудшаться, нельзя ограничиваться популистскими решениями. Если мы хотим добиться положительной динамики, нужны скоординированные усилия по всем направлениям, закрепленные соответствующими законодательными и правовыми актами на федеральном и областном уровне, развитием их на уровне местного самоуправления, обеспеченные бюджетными ассигнованиями. Но это только пол дела. Надо еще суметь реализовать задуманное, что гораздо сложнее.
И тут нельзя не согласиться со словами Президента России Путина В. В.: "Для того, чтобы отвлечь человека от стакана, нужно создать и постоянно повышать материальное благосостояние народа, нужно сформировать интересы, чтобы у человека были возможности реализовать эти интересы, чтобы духовные потребности совпадали с материальными возможностями... Необходимо создать систему воспитательных мер, чтобы человеку было куда пойти, чем заняться, нужно, чтобы у человека были перспективы". Я уверен, что именно выполнение этих условий в комплексе приведет к успеху.
Источник: прокуратура Читинской области