30 августа 2002 С.В. Широковым были внесены законопроекты (5 законопроектов), направленные на совершенствование норм, связанных с налоговыми вычетами.
Основной целью подготовленных (предложенных) законопроектов является уточнение возможностей налогоплательщиков по применению социальных и имущественных вычетов из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
I-ый законопроект посвящен социальным налоговым вычетам на благотворительные цели и на лечение. Возможность применения таких вычетов установлена статьей 219 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с действующим порядком налогоплательщик имеет право на получение вычетов в сумме доходов, перечисляемых на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, финансируемым из бюджетов, физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности.
То есть сегодня налогоплательщик, подаривший, например, детскому дому телевизоры или другие купленные им предметы, не может получить налоговый вычет на благотворительность. Не могут претендовать на вычеты и граждане, перечисляющие деньги негосударственным благотворительным организациям, либо оказывающие помощь конкретным нуждающимся людям: инвалидам, ветеранам войны и другим. Сама трактовка "благотворительной деятельности", существующая сегодня в Налоговом кодексе, не соответствует ни Федеральному закону "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", ни программным документам Президента и Правительства РФ, согласно которым необходим переход к "адресной" социальной помощи, к финансированию нуждающихся людей, а не бюджетных учреждений.
Внесенные предложения устраняют описанные неточности и уточняют возможности налогоплательщиков по реализации своих прав на вычеты сумм, направляемых на благотворительные цели.
Кроме того, в первом законопроекте предложено распространить социальные вычеты на лечение также и на расходы по договорам добровольного медицинского страхования. Хотя сегодня большинство потребителей платных медицинских услуг получает их через добровольное медицинское страхование, к вычету можно предъявить только суммы, перечисленные напрямую медицинским учреждениям.
Второй законопроект разработан с целью решения проблем, связанных с имущественными вычетами по суммам, направленным на строительство или приобретение жилых домов или квартир. Возможность получения таких вычетов установлена статьей 220 Налогового кодекса РФ. Известно, что при строительстве или приобретении дома налогоплательщик несет большое количество расходов, таких как покупка земельного участка, строительных материалов, строительство и отделка, коммуникации, посреднические и консультационные услуги и другие расходы.
Из норм статьи 220 неясно, по каким из перечисленных расходов налогоплательщик имеет право на получение имущественного вычета. Анализ мнений налоговых органов свидетельствует о том, что сегодня вычет можно получить только по таким расходам как покупка дома или оплата строительных материалов и работ. Более того, опубликованы позиции налоговых органов, согласно которым, если гражданин приобрел дом на земельном участке, и в договоре купли-продажи указана общая стоимость покупки (участок вместе с домом), то имущественный вычет вообще не будет предоставлен. В настоящее время в крупных городах России все большая доля квартир реализуется без отделки. То есть, покупатель 20-30% стоимости квартиры тратит самостоятельно, при проведении отделки жилого помещения .
Учитывая нечеткие формулировки норм статьи 220 и их трактовки налоговыми органами, может иметь место такая ситуация. Два налогоплательщика приобретают одинаковые квартиры. При этом первый налогоплательщик приобретает квартиру с полной отделкой за 600000 рублей. Второй налогоплательщик приобретает квартиру без отделки за 400000 рублей и еще 200000 рублей тратит на отделку.
Фактически каждый из налогоплательщиков потратил 600000 рублей на приобретение квартиры. Однако первый налогоплательщик имеет право на имущественный вычет в сумме 600000 рублей, а второй - только 400000 рублей. Считая, что вычет должен распространяться на все перечисленные выше расходы, связанные с приобретением, строительством и отделкой жилых домов и квартир, было предложено уточнить нормы Налогового кодекса. Цель уточнения - дать возможность налогоплательщикам, направляющим денежные средства на приобретение или строительство жилых домов или квартир, использовать имущественный вычет по всем расходам, связанным с покупкой или строительством.
Также во втором законопроекте сделана попытка решить проблему, связанную с оформления новых многоквартирных домов и регистрацией прав собственности на жилье. Сегодня между моментом уплаты денег за квартиру и получением регистрационного удостоверения проходят длительные сроки. Обусловлено это не действиями покупателей квартир, а низким качеством работы организаций, занимающихся оформлением. В результате купившие квартиры люди не могут реализовать свое право на налоговые вычеты. В законопроекте предложено дать возможность получить налоговые вычеты не после выдачи свидетельств о регистрации права собственности, а после принятия построенного дома государственной комиссией.
Третий законопроект разработан с целью создания для налогоплательщиков более удобных условий, связанных со временем, когда они могут реализовать свое право на социальные и имущественные налоговые вычеты. По существующим сейчас правилам эти вычеты предоставляются налогоплательщикам на основании письменного заявления при подаче декларации по окончании налогового периода. Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год. Это означает, что гражданин, реализующий право на вычеты, имеет шанс на частичное возмещение из бюджета суммы налога не ранее чем в середине следующего года. Таким образом, разница во времени между моментом произведения расходов и моментом возврата составляет от шести месяцев до полутора лет. Учитывая влияние инфляции, получается, что фактически налогоплательщику может быть возвращена сумма на 30% меньше, чем определено в Налоговом кодексе. При такой ситуации законопослушные граждане, столкнувшись с трудностями, связанными с подготовкой необходимых для получения вычетов документов, вообще откажутся от идеи заниматься этим. Для решения данной проблемы предложено, законодательно закрепить возможность налогоплательщика реализовать право на вычеты по окончании ближайшего отчетного периода (таким периодом является месяц). Суть предложения состоит в том, что налогоплательщик, имеющий право на вычеты может подать необходимые документы (включая "предварительную" налоговую декларацию по итогам нескольких прошедших с начала года месяцев) в налоговый орган в месяце, следующем за месяцем, в котором произведены расходы, предъявляемые "к вычету". При этом механизм получения вычетов следует увязать с нормами статьи 78 первой части НК РФ "Зачет и возврат излишне уплаченной суммы налога ...". Многие эксперты считают, если не изменить правила возмещения налога на доходы физических лиц с учетом действия инфляции, то для большинства граждан идея вычетов будет дискредитирована.
В настоящее время в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" содержится большое количество абсолютных величин (суммы, предъявляемые к вычету), выраженных в рублях РФ. Учитывая влияние инфляции, в четвертом законопроекте предложено законодательно закрепить необходимость проведения ежегодной индексации этих величин.
Целью пятого законопроекта является уточнение момента подачи налоговой декларацию в случае, если декларирование не является обязанностью, а осуществляется с целью получения вычетов. Статья 229 Налогового кодекса определяет, что лица, обязанные подавать декларацию, должны сделать это до 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, в законодательстве напрямую не установлен крайний срок подачи декларации для лиц, не обязанных подавать декларацию, но реализующих свое право на вычеты, что предполагает представление декларации. В Письме МНС РФ от 4 февраля 2002 г. No СА-6-04/124 "О социальных налоговых вычетах" высказана позиция, согласно которой лица, не обязанные представлять декларацию, могут подать её и после 30 апреля.
Однако практические примеры свидетельствуют о том, что зачастую сотрудники налоговых органов при работе с людьми, претендующими на вычеты, настаивают на том, что декларация должна быть подана до 30 апреля, поскольку эта дата установлена законом (главой 23 НК), а позиция, высказанная в Письме МНС, является мнением заместителя министра по налогам и сборам. При этом ряд сотрудников налоговых органов считает, что при подаче декларации после 30 апреля (с целью получения вычетов) налогоплательщики должны привлекаться к ответственности, установленной статьей 119 НК РФ "Непредставление налоговой декларации" за нарушение сроков подачи декларации. Хотя такое мнение является заведомо несостоятельным поскольку, известно, что если налогоплательщик исполняет письменные разъяснения налогового органа (например, письмо), то он освобождается от ответственности (п. 3 ст. 1ll HK РФ), далеко не все налогоплательщики имеют возможность обратиться к специалистам, которые защитили бы их права. Таким образом, возможны ситуации, когда налогоплательщик сталкивается с незаконными действиями налоговых инспекторов, отказывающихся принимать документы необходимые для вычетов и проводить их проверку, если документы подаются после 30 апреля.
Поэтому, предложено законодательно закрепить возможность налогоплательщиков, для которых представление декларации не является обязанностью, подавать необходимые для вычетов документы в соответствии со статьей 78 НК РФ "Зачет и возврат излишне уплаченной суммы налога ...".
При принятии законопроекта, налогоплательщик получит право подать документы, необходимые для вычета начиная с месяца, следующего за месяцем, когда произошла переплата налога (например, перечисление денежных средств в качестве оплаты обучения), в течение трех лет после уплаты указанной суммы (или окончания отчетного периода, в котором произошла уплата).
http://www.shirokov.ru/