10 марта 2015
3776

Предложения рабочей группы Государственного совета РФ по совершенствованию условий для развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

В ходе работы над Докладом выработаны рекомендации, направленные на совершенствование системы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Данные рекомендации затрагивают широкий круг вопросов, связанных с ведением предпринимательской деятельности, и направлены как на общее улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, так и на повышение качества работы органов власти и профильных организаций.

1. Совершенствование налоговой политики в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства
1) В целях стимулирования открытия и развития малого бизнеса предлагается:
- создание упрощенной формы легализации трудовой деятельности для самозанятых граждан;
- распространение двухлетних "налоговых каникул" на малый бизнес, действующий в форме юридического лица как единовременного права каждого гражданина России.
2) В целях оптимизации налоговой нагрузки и налогового и кадрового администрирования на малые и средние предприятия предлагается:
- повышение порогов применения специальных налоговых режимов (упрощенной и патентной систем налогообложения) сообразно увеличению предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения хозяйствующих субъектов к категории микропредприятий с 60 млн. рублей до 90 млн. рублей (с дальнейшим повышением до 120 млн. рублей);
- освобождение налогоплательщиков, применяющих ЕНВД и УСН, от обязанности по уплате налога на имущество организаций, налоговая база по которому рассчитывается как его кадастровая стоимость, в случае если площадь такого имущества не превышает 1000 кв. метров;
- инвентаризация существующих обязательных неналоговых платежей, исключение избыточной и неэффективной их части;
- возможность принятия к вычету НДС по продукции, полученной от поставщиков, применяющих специальные налоговые режимы;
- наделение налоговых органов функцией агента по сбору страховых взносов;
- налоговый механизм стимулирования обучения работников малых и средних предприятий в учебных центрах крупных предприятий;
- упрощение кадрового делопроизводства на микропредприятиях (до 15 человек занятых).
- обеспечение гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации для граждан, работающих на малых и средних предприятия, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не относящихся к бюджетной сфере, в фиксированном размере.
- обеспечение возможности включения расходов, понесенных индивидуальными предпринимателями на собственное обучение, в состав экономически обоснованных затрат;
- исключение из перечня оснований утраты права на применение патентной системы налогообложения нарушения налогоплательщиком сроков уплаты налога с выплатой штрафа (пеней);
- отмена блокировки счетов субъектов малого предпринимательства при наличии задолженности по налогам и сборам;
- уменьшение периодичности уплаты обязательных платежей и сборов и представления налоговой, бухгалтерской и иной отчетности, предоставляемой малыми и средними предприятиями, находящимися на специальных налоговых режимах с ежемесячной на квартальную, и с квартальной на ежегодную;
- возможность предоставления крупными предприятиями платных услуг по обучению сотрудников субъектов малого и среднего предпринимательства на базе собственных учебных заведений с возможностью отнесения расходов на обучение собственных сотрудников к экономически обоснованным расходам, не включаемым в налоговую базу;
- возможность предоставления отсрочки по уплате федеральных налогов субъектами малого и среднего бизнеса с целью исключения возможных банкротств;
- предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства - резидентам индустриальных парков и технопарков права на вычет сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды из суммы НДС;
- совершенствование системы уплаты НДС в части исключения из налоговой базы авансов для всех налогоплательщиков, определения перечня имущественных прав, реализация (передача) которых приводит к возникновению объекта налогообложения, сокращения перечня документов, обосновывающих нулевую ставку налога;
- совершенствование системы уплаты налога на прибыль в части исключения кредитов, полученных от не взаимозависимых банков на рыночных условиях из состава "контролируемой задолженности", повышения порога доходов, который позволяет налогоплательщикам по налогу на прибыль перейти на квартальный, а не месячный порядок уплаты авансовых платежей, возвращения механизма ускоренной амортизации;
- повышение порогового значения стоимости амортизируемого имущества не менее чем до 60 тыс. рублей;
- введение налоговых вычетов по налогу на прибыль организаций на сумму произведенных капитальных вложений;
- предоставление вновь зарегистрированным субъектами малого и среднего предпринимательства возможности применения совокупной ставки отчислений в государственные внебюджетные фонды на уровне 14% в течение первых 3 лет с момента государственной регистрации без формирования у работников соответствующих пенсионных прав.
3) В целях стимулирования субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на реализацию мер по поддержке малого и среднего предпринимательства предлагается:
- закрепление на долгосрочной основе ранее действовавшего норматива отчисления в местные бюджеты налога, взимаемого при применении УСН, в размере не менее 50%;
- установление дополнительных отчислений в бюджеты муниципальных образований по налоговым поступлениям, уплачиваемым субъектами малого и среднего предпринимательства, в размере фиксированного процента от прироста таких поступлений в отчетном периоде;
- снижение доли софинансирования для субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации государственных программ Российской Федерации;
- учет в качестве источника софинансирования со стороны субъектов Российской Федерации средств, привлекаемых на реализацию инвестиционного проекта, включенного в федеральную целевую или государственную программу, с использованием механизма государственно-частного партнерства со стороны частного инвестора.

2. Совершенствование контрольно-надзорной деятельности и сокращение административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства
1) В целях снижения административной нагрузки на субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны контрольно-надзорных (в первую очередь, правоохранительных) органов предлагается:
- проведение аудита количества и результатов проведенных в 2014 году проверок субъектов малого и среднего предпринимательства с последующим представлением рекомендации по установлению предельных значений количества плановых и внеплановых проверок на 2015 и последующие годы в расчете на одного субъекта малого и среднего предпринимательства по каждому из видов государственного контроля (надзора);
- исключение из перечня оснований для проведения проверок жалоб потребителей с указанием недостоверных личных данных;
- уменьшение для субъектов малого и среднего предпринимательства размеров административных штрафов (при условии отсутствия тяжелых последствий правонарушения), предоставление возможности многократного применения административного наказания в виде предупреждения, а также уменьшение максимального возможного срока административного приостановления деятельности (с 3 месяцев до 10 суток).
2) В целях внедрения риск-ориентированного подхода к осуществлению государственного контроля (надзора) предлагается обеспечение публичности профилей рисков, прозрачности механизма присвоения категорий рисков при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора), а также вовлечение максимального количества федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих проверки деятельности предпринимателей, в пилотную апробацию риск-ориентированного подхода.
3) В целях исключения действия антимонопольных норм в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства предлагается установление иммунитетов для предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой, в части запретов на злоупотребление доминирующим положением, заключения несущественных антиконкурентных соглашений, а также сокращение количества оснований, по которым антимонопольный орган вправе осуществлять внеплановые проверки без согласования с прокуратурой.

3. Обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства необходимой инфраструктурой и ресурсами
1) В целях снижения административных барьеров в области подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предлагается:
- разработка типовых проектов, типовых технических условий, требований к срокам, ограничениям по стоимости подключения и лимитам водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- установление льготного тарифа на подключение к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения потребителей с мощностью до 5 куб. м. в час;
- предоставление беспроцентной рассрочки до 3 лет оплаты стоимости подключения к сетям водоснабжения и водоотведения для объектов с мощностью до 15 куб. м в час;
- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части расходов по подключению объектов к централизованной системе водоснабжения и водоотведения.
2) В целях укрепления имущественной основы для ведения предпринимательской деятельности предлагается:
- продление срока действия Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- увеличение минимального срока рассрочки оплаты недвижимого имущества, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, с трех до пяти лет;
- продление сроков применения льготных коэффициентов арендной платы за нежилые помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предоставленные в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
3) В целях создания условий для адаптации субъектов малого и среднего предпринимательства к вновь вводимым требованиям в рамках системы технического регулирования предлагается проработать вопрос отсрочки сроков вступления в силу вновь принимаемых технических регламентов, в том числе технических регламентов Таможенного союза, на три года с момента утверждения.

4. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам
1) В целях создания целостной системы финансовой поддержки малых и средних предприятий и обеспечения доступа предприятий к финансовым ресурсам, предлагается:
- создание механизма предоставления Банком России напрямую или опосредованно целевого финансирования региональным банковским учреждениям на цели расширения объемов финансирования реализации инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства;
- повышение эффективности работы региональных финансовых организаций, расширение предлагаемых малым и средним предприятиям финансовых продуктов, создание региональных фондов поддержки промышленности;
- привлечение банков к рассмотрению заявок на получение субсидий на возмещение процентов по кредитам, замена конкурсных процедур заявительным принципом;
- расширение работы на территории Российской Федерации международных финансовых организаций и институтов развития;
- развитие национальной системы гарантийных организаций, снижение пороговых значений для применения гарантийных механизмов и расширения потенциального круга участников системы.
2) В целях расширения возможностей банковского сектора по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства предлагается:
- секьюритизация финансовых активов субъектов малого и среднего предпринимательства;
- установление льготной ставки предоставления финансирования банкам под задачи обеспечения кредитования уже начатых инвестиционных проектов в сфере малого и среднего предпринимательства;
- упрощение требования Банка России к формированию резервов на возможные потери в части кредитов, представленных субъектам малого и среднего предпринимательства;
- разработка механизмов повышения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных производителей.

5. Обеспечение доступа к информации субъектам малого и среднего предпринимательства
1) В целях информационной поддержки малого и среднего предпринимательства предлагается:
- создание системы информационно-сервисной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
- развитие Навигатора мер государственной поддержки предпринимательской деятельности, действующего на базе Инвестиционного портала регионов России;
2) В целях повышения эффективности взаимодействия между предпринимателями предлагается создание интерактивной платформы субконтрактации, обеспечивающей раскрытие крупными предприятиями собственных потребностей в закупках сырья, оборудования и комплектующих, проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе создание правовых и организационных механизмов заключения и реализации проектов по созданию малых производственных предприятий в целях удовлетворения таких потребностей, тиражирования успешно реализованных производственных и социально-ориентированных проектов в других субъектах Российской Федерации;

6. Поддержка спроса на продукцию субъектов малого и среднего предпринимательства и освоение новых рынков сбыта
1) В целях содействия встраиванию малых и средних предприятий в цепочки поставщиков и обеспечению доступа малых предприятий к государственным и муниципальным закупкам предлагается:
- развитие субконтрактации крупных предприятий с малыми и средними поставщиками;
- стимулирование раскрытия крупными предприятиями планов по закупкам сырья и оборудования, а также антикризисных планов;
- создание Единого федерального реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (реестра квалифицированных, надежных и ответственных поставщиков товаров, работ и услуг);
- обеспечение участия представителей бизнес сообщества в формировании государственного и муниципального заказа,
- развитие механизма авансирования и контроля за своевременностью и корректностью проведения расчетов со стороны заказчиков;
- развитие института профессиональных закупщиков;
- распространение механизма факторинга на процедуры государственного и муниципального заказа.
2) В целях создания сбытовой и логистической инфраструктуры предлагается:
- установление прозрачных правил предоставления мест всем желающим осуществлять торговую деятельность с использованием нестационарных торговых объектов, предусматривающих более длительные сроки предоставления мест для размещения объектов с возможностью продления прав на размещение объектов предпринимателям без торгов, исчерпывающие и экономически обоснованные требования к внешнему виду торговых объектов и иным условиям деятельности предпринимателей на них, выделение понятия мобильной торговли и обеспечение упрощенного (уведомительного) порядка ее функционирования;
- продление сроков обязательной ликвидации розничных рынков в некапитальных строениях.
3) В целях совершенствования системы поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий предлагается разработка механизма финансовой и административной поддержки отечественных компаний, имеющих экспортный потенциал и работающих в несырьевых секторах российской экономики (инвестиционный лифт).

7. Продвижение малого и среднего предпринимательства как основы экономики Российской Федерации
1) В целях улучшения имиджа предпринимательства в обществе предлагается:
- проведение специализированных мероприятий в рамках Года предпринимательства организациями сферы культуры, посвященных истории развития предпринимательства в России, совместно с ведущими бизнес-объединениями, включая молодежные;
- включение темы "Повышение привлекательности образа предпринимателя" в государственный заказ на создание игровых, документальных и мультипликационных фильмов;
- создание концепции темы "Повышение привлекательности образа предпринимателя" как "сквозного" компонента всех этапов и структур системы образования;
- тиражирование в СМИ локальных историй успеха предпринимателей;
- учреждение государственной награды за вклад в развитие предпринимательства, вручаемой за создание высокопроизводительных рабочих мест, коммерциализацию и распространение инновационных технологий и материалов.
2) В целях развития образовательной подготовки предпринимателей предлагается создание специализированных образовательных программ, в том числе, для начальной и средней школы, направленных на развитие предпринимательских способностей, а также обеспечение возможности школьникам начать трудовую деятельность в виде практики на предприятиях различных отраслей.
3) В целях совершенствования правового регулирования ремесленной деятельности предлагается внесение изменений в законодательство, предполагающих определение видов деятельности, относящихся к ремесленной деятельности, установление возможности осуществления ремесленной деятельности самозанятыми гражданами, определение статуса и полномочий региональных ремесленных палат.

8. Общие меры по повышению эффективности поддержки малого и среднего предпринимательства в сложившихся экономических условиях
1) В целях повышения уровня координации мер государственной политики в сложившихся экономических условиях предлагается создание антикризисных штабов, организующих свою деятельность как проектный офис по мониторингу и содействию решению проблем системообразующих предприятий и оперативной выработке решений по реализации антикризисных инициатив.
2) В целях повышения эффективности программ развития малого и среднего предпринимательства в условиях их сокращения предлагается:
- изменение принципов распределения федеральных субсидий на поддержку малого и среднего предпринимательства;
- формирование единых стандартов и требований к предоставлению услуг организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, а также организация системы мониторинга деятельности таких организаций.
3) В целях формирования системы акселерации качественного роста малых и средних предприятий предлагается разработка механизмов стимулирования предприятий к качественному развитию и укрупнению, увеличению количества рабочих мест, повышению объемов производства, дальнейшему развитию и укрупнению, в том числе к достижению количественных целевых показателей и переходу на следующие этапы развития.
4) В целях повышения уровня вовлеченности муниципальных образований в деятельность по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства предлагается:
- осуществление тиражирования лучших практик поддержки малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне;
- введение механизмов персональной ответственности руководителей муниципалитетов за темпы развития малого и среднего бизнеса на их территории посредством введения системы ключевых показателей эффективности и внедрить практику сбора и анализа муниципальных ключевых показателей эффективности в региональных министерствах экономического развития.
Оценку хода и результатов исполнения настоящих предложений органами власти всех уровней в целях учета мнения предпринимательского сообщества целесообразно организовать с участием представителей ведущих бизнес-объединений.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован