Гамза Владимир Андреевич
27 сентября 2023
492

Предложено открыть двери мигрантам без русского языка, истории и культуры – и квот

Бизнес-омбудсмен Борис Титов обратился к президенту с просьбой упростить механизм трудовой миграции для граждан стран, с которыми у России действует визовый режим, причем упростить еще больше по сравнению с тем правовым режимом, который действует с визовыми странами. Эксперты из различных сфер полагают, что куда действенней проблему дефицита кадров решила бы усиленная работа с российскими гражданами, и предлагают для этого, о своей стороны, действенный ряд мер

Бизнес-омбудсмен Борис Титов обратился к президенту с просьбой упростить механизм трудовой миграции для граждан стран, с которыми у России действует визовый режим, причем упростить еще больше по сравнению с тем правовым режимом, который действует с визовыми странами. Эксперты из различных сфер полагают, что куда действенней проблему дефицита кадров решила бы усиленная работа с российскими гражданами, и предлагают для этого, о своей стороны, действенный ряд мер
 

Как уточнил Титов, почти 54% предпринимателей, опрошенных Институтом экономики роста им. Столыпина, заявляют о дефиците кадров.

Основной спрос на персонал, указывает омбудсмен, сосредоточен в профессиональных сферах со средней или минимальной квалификацией. Особенно остро проблема стоит в Уральском и Дальневосточном федеральных округах.

"В кадровой сфере нам нужны действенные меры. Сегодня много говорится о защите национальной идентичности, на этом фоне звучат предложения ужесточать режим въезда для наших ближайших соседей и так далее. Но при всех достоинствах таких шагов в культурологическом смысле, они остаются абсолютно нереалистичными, если смотреть на них взглядом экономиста. Дефицит рабочей силы уже признается основной помехой при принятии решений в денежно-кредитной политике, и, если мы не решим эту проблему, экономика зайдет в тупик", – заявил Борис Титов журналистам, комментируя свою позицию.

Удовлетворить потребность в трудовых ресурсах за счет граждан СНГ уже не представляется возможным, считает он.И обращает взор к странам с визовым режимом въезда. Сейчас на их долю приходится только около 4,49% от всех трудовых мигрантов.

Борис Титов предлагает пойти на смелый шаг: вообще не учитывать граждан визовых стран при определении отраслевых квот на иностранную трудовую силу. Впрочем, формальный барьер, оставляющий шансы на рынке труда и своим гражданам, все же предложен: выработать некий механизм определения и согласования работодателем и государством невозможности замещения конкретных вакансий российскими работниками

Для работников из визовых стран, прибывающих в Россию на срок менее года и претендующих на уровень зарплаты не выше средней по стране, разрешение на работу предлагается заменить выдачей патента, по аналогии с Таджикистаном, Узбекистаном, Молдавией, Азербайджаном. А также установить требование медицинского освидетельствования и дактилоскопической регистрации в течение 30 дней по приезду.

Но - отменить требование по сдаче экзамена по русскому языку, истории, основам российской государственности… Ну а выдачу виз для групп трудовых мигрантов по заявлению работодателя необходимо перевести в онлайн-режим.

Решение, породившее бы много новых проблем, не решив целевую

Низкий уровень безработицы в нашей стране (около 3%) и нехватка рабочих в большинстве отраслей обусловлены крайне низкой производительностью труда, считает председатель совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза. Поэтому, полагает он, решить проблему дефицита трудовых ресурсов в России необходимо за счёт повышения производительности труда, а не путем привлечения в страну массы неквалифицированных мигрантов. 

При этом, уверен эксперт,  необходимо пересмотреть систему подготовку специалистов, сократить сроки их обучения без потери качества, активно внедрять новые технологии, в том числе цифровые. Поднимать производительность труда нужно быстрыми темпами: не на 10-20% за десять лет, а в 1,5-2 раза.

«Данная проблема усиливается за счёт активного привлечения неквалифицированной рабочей силы – прежде всего мигрантов», – полагает он. – «Чтобы стимулировать предприятия к автоматизации, повышению производительности труда и высвобождению трудовых ресурсов, необходимо установить высокий уровень минимальной заработной платы и жёстко контролировать его соблюдение», – говорит Владимир Гамза.

Проблема нехватки кадров остро вставала еще в январе 2022 года на фоне постковидного восстановления экономики, напомнил в разговоре с «Экспертом» губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. По его словам, одна из очевидных причин: низкий объём пополнения рынка труда молодыми специалистами, которых в недостаточном количестве готовила наша система образования. К примеру, объем подготовки специалистов рабочих профессий за последние десять лет в среднем по стране снизился в четыре раза.

«Помимо дефицита выпускников по востребованным специальностям, особенно рабочим и инженерным, мы сталкиваемся со своего рода “внутренней утечкой” кадров, когда выпускники архангельских средних специальных учебных заведений и ВУЗов либо не идут работать по профессии, либо уезжают трудиться в другой регион. В значительной мере решение этой проблемы мы видим в развитии системы целевых договоров, когда студент находит своего работодателя задолго до окончания обучения. Сегодня такой целевой договор можно заключить не только при поступлении, но и на любом курсе», – заявил глава региона.

Он отметил, что для выпускника это гарантированное место работы, для предприятия – готовый сотрудник гарантированно нужной ему квалификации. Система целевых договоров в Архангельской области показывает положительную динамику: новое поколение студентов осознанно выбирает для себя профессию и уверены в завтрашнем дне.

«Следующий этап — это целевые договора предприятий уже не с отдельными студентами, а с ВУЗами и техникумами. Не вижу ничего плохого в том, чтобы направлять молодых специалистов, бесплатно получивших образование по востребованным специальностям, работать на эти закрепленные за учебным заведением предприятия», – отметил Александр Цыбульский.

Ещё в 2010 году вопрос совершенствовании механизмов регулирования внешней трудовой миграции вставал на повестке плана законодателей, напоминает управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов. В частности паспорт проекта ФЗ N 308942-5 «О внесении изменений в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ и отдельные законодательные акты РФ» (о совершенствовании механизмов регулирования внешней трудовой миграции, защиты национального рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы)» был подписан президентом, но так и не стал законом.

Вместо этого законодатель ограничился  внесением изменений в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Налоговый и Бюджетный кодексы.          
 
Кроме того, продолжает юрист, вопрос регулирования  отношений  связанных с правами трудовых мигрантов в настоящее время регулируется межправительственными соглашениями. В частности Соглашением между правительством РФ и правительством Киргизской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев. 

«Если межпрвительственные соглашения между странами СНГ уже существуют, то по предлагаемым Борисом Титовым странам таких соглашений нет. Соответственно предлагаемые им правки должны быть внесены в качестве изменений в НК РФ и БК РФ, а так же специализированное законодательство. Кроме того указанная инициатива потребует заключения подобных межрпавительственных соглашений», – уверен Артем Денисов.

Предложение Титова, тем не менее, можно рассматривать только как временную меру, заявил «Эксперту» зампред комитета Госдумы по экономической политики Станислав Наумов. Причем не для рынка труда в целом, а для конкретных уже реализующихся важнейших индустриальных проектов, где, ну по объективным причинам, заранее предусмотреть те или иные спады в предложении на рынке труда было сложно и трудно. 

«В целом наше общество не готово к присутствию трудовых мигрантов в своей жизни в том объеме, в котором на это рассчитывают кадровики российской промышленности и других отраслей, в частности строительства. Нужно выстраивать опережающую политику, нацеленную, с одной стороны, на частичную ассимиляцию, там, где это необходимо. Это означает, что все наши принципы повседневной жизни должны заведомо быть нормой для трудовых мигрантов и в особенности членов их семей. Ничего в этом страшного нет, это общемировой процесс, но ровно поэтому нужно, чтобы это не создавало избыточной напряженности, не криминализировало даже на бытовом уровне ситуацию», – резонно отмечает эксперт. 

Поэтому в качестве встречного предложения Станислав Наумов предлагает рассматривать работу с собственными трудовыми ресурсами, посмотреть, где у нас есть те или иные диспропорции, связанные или с возрастом, или с другими демографически значимыми факторами, и последовательно, целенаправленно, в каждом секторе экономики  работать по созданию человеческого капитала.

«Вообще сейчас есть два важных направления, – добавил депутат. – С одной стороны, это повышение производительности труда, что подразумевает и цифровизацию, и внедрение новых технологий, и, наверное, это вообще должно стоять во главе угла в разговоре о дефиците трудовых ресурсов. Второе – нужно поднимать уровень оплаты, особенно это касается частного сектора. Ведь не может стоимость труда не коррелировать с величиной дивидендов, которые получает собственник, извлекающий эту выгоду».

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован