Председатель Белгородского областного суда Иван Заздравных занимает эту должность уже более тридцати лет - таким "профессиональным долгожительством" не может похвастаться ни один его коллега. Взгляд этого человека на реформу судебной системы, проходящую сегодня в России, более чем компетентен.
Мы публикуем ответы Ивана Гавриловича на вопросы читателей "РГ", которые были заданы на "Деловом завтраке", прошедшем сегодня в Белгороде. Полную версию беседы с Иваном Заздравных читайте в ближайшие дни на черноземной полосе "Российской газеты" и, конечно, на нашем сайте www.rg.ru.
Валерий Коляда, юрист (Московская область): Скажите, пожалуйста, сколько судей работает в коллективе областного суда? Были ли за последние годы случаи наложения квалификационной коллегией судей дисциплинарных взысканий на ваших коллег? Если такие случаи были, то за какие факты?
Иван Заздравных: В областном суде у нас сорок два судьи вместе с председателем и тремя его заместителями. У нас не было поводов, чтобы рассматривать вопросы дисциплинарной ответственности. Подбор кадров идет очень тщательный. Я не хвалю себя, но, коль я председатель, я обязан думать обо всех судьях: скажем, у нас в областном суде нет ни одного судьи, который не имел бы квартиры. Когда у людей все хорошо, значит и работают они соответственно. Наш девиз "Приходить на работу с радостью и уходить с сожалением".
Оксана Данькина: Здравствуйте, меня зовут Оксана Данькина, у меня высшее юридическое образование, чуть больше 2 лет юридического стажа. Хотелось бы работать в судебной системе. Что для этого мне нужно сделать, помимо того, что заполнить анкету, пройти тестирование в судебном департаменте. Как рассматриваются кандидаты, и когда планируется расширение судебной системы?
Иван Заздравных: Для этого нужно пройти подготовку. Судебный департамент России недавно отметил белгородскую школу подготовки кадров судей. Мы проводим курс, чтобы судебная система сама готовила для себя судей. Мы берем юристов на работу сначала помощниками, консультантами, чтобы они научились у нас работать. Ведь помимо того, чтобы освоить это, извините за выражение, "ремесло", человек должен психологически принять образ мышления судьи. Мы судьям говорим, что ты не только должен сегодня принять решение, это не главная твоя задача. Главное, принимая решение, видеть, к чему оно приведет, конечный результат. И нужно сформировать образ такого мышления. Вот, к примеру, во Франции есть специальные двухлетние курсы, когда человек, получивший высшее образование, идет туда, где готовят судей и прокуроров для работы в судах. Вот у них единое мышление формируется, психология восприятия судебной деятельности - ничего иного, кроме как правосудия. Поэтому мы не отказываемся рассматривать других кандидатов, но приоритет такой. Если у вас есть желание, если вы себя проявили хорошо в работе, если все нормально в окружении - мы обязательно обратим на вас внимание. Да, мы изучаем окружение кандидата, потому что президент назначает судью, а это не так-то просто. Можете попросить взять вас на работу секретарем суда или помощником судьи. После определенного периода времени, если вы зарекомендуете себя хорошо, тогда появится шанс стать судьей.
Алексей Кутлубаев, правовед (Йошкар-Ола): Уважаемый Иван Гаврилович, меня интересует вопрос о компетентности мировых судей и "общем" отношении федеральных судей к вышеуказанным судьям и выносимым ими судебным актам. Кроме этого, считаете ли Вы, что "институт" мировых судей состоялся? Можно ли данных судей считать как "предпринимателей", допустим как нотариусов или адвокатов, которые сами решают различные вопросы в пределе имеющегося "бюджета"?
Иван Заздравных: У нас мировая юстиция - мировые судьи - являются одним из звеньев судебной системы. Недавно в Белгород приезжал полномочный представитель президента в ЦФО Георгий Полтавченко, который отметил, что у нас взят особый курс работы. Скажем, в районных судах судьи с обращениями граждан не работают - это все делает аппарат. Мы приближаемся к идеалу, когда судья получает готовое дело и разрешает его, а дело готовит аппарат - помощники судьи и консультанты. Они прошли подготовку, имеют пять лет юридического стажа, их окружение их не опорочило, и мы их представляем на должность мировых судей. В мировой суд они приходят уже готовыми судьями. Для нас такие проблемы, как у вас в Йошкар-Оле не характерны: у нас мировые судьи, как и федеральные, рассматривают дела в срок, определенный законом. Решения их правильные - 95 процентов решений (всего их было около 65 тысяч) вообще не обжалуются ни в аппеляционном, ни в кассационном порядке. Это значит, что они понятны и приемлемы для сторон. У нас задача мирового судьи состоит в том, чтобы он разрешил спор и тем самым погасил конфликт. К уровню подготовки вопросов нет. Мы с ними работаем постоянно - федеральные суды и судьи закреплены за мировыми в качестве, если так можно сказать, "наставников": приходят знакомиться с работой, оказывают помощь мировым судьям в рассмотрении дел, дают рекомендации.
Мировые судьи у нас также, как и федеральные, имеют своих помощников, и последние берут основную массу граждан приходящих на прием на себя. То есть выполняют работу, которая раньше отвлекала судью от выполнения своих непосредственных обязанностей. Потом у нас мировые судьи идут в федеральные. Вот такая школа подготовки кадров.
Юлия Корчагина, следователь (Гуково): Статьи 182, 183 УПК РФ не дают полномочий дознавателям на производство обысков и выемок, в рамках расследуемых уголовных дел. Какова практика рассмотрения уголовных дел в вашем регионе при производстве данных следственных действий дознавателями МВД?
Иван Заздравных: У нас практика такова, что нет ни одной жалобы на необснованное разрешение проведения обыска. Единицы жалоб на заключении под стражу, но это естественно, там работают и адвокаты. Я не помню ни одной жалобы, чтобы суд незаконно или необоснованно разрешил проведение обыска. Главное направление нашей работы, коль Россия находится под юрисдикцией Европейского суда, чтобы права человека не нарушались.
Владимир Воронин (Ульяновск): На мой взгляд, главная причина всех наших бед (бедность, коррупция, конфликты на национальной почве и так далее) - противоречие действующего законодательства и Конституции РФ, которая фактически из основного Закона прямого действия превращена в Декларацию. Даже День Конституции вычеркнули из перечня государственных праздничных дней. Какова Ваша позиция по этому вопросу?
Иван Заздравных: Моя позиция такова: в федеральном законодательстве отрегулированы все возможности. Юрист, выражаясь образно, не обязан знать закон, он должен уметь найти закон и правильно его применить. Некоторые просто не умеют находить законы. У нас блестящая Конституция, и пусть она сохраняется. К сожалению, у нас есть проблема: мы стали чаще исходить из Европейской Конвенции, а не из своей Конституции. Там Европейская Конвенция, здесь Европейская Конвенция, а на Конституцию Российской Федерации ссылок совсем мало, и, может быть, это является следствием возникновения такого понимания и такой оценки нашей Конституции.
Оксана Селюк, юрисконсульт (Белгород): Ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос. Работница, уволенная с предприятия за прогул, обратилась в суд за изменением формулировки и выплатой среднего заработка за вынужденный прогул. Октябрьский районный суд г. Белгорода (дело No 2-1290-08) посчитал обоснованным тот факт, что работнику не был выслан по почте приказ об увольнении (трудовую книжку работник по своей инициативе не сдавала), решение было вынесено в пользу работника. При чем работник, узнав об увольнении за прогул, обратилась в суд в установленные сроки (1 месяц с момента ознакомления с приказом), т.е. ее права на защиту не были нарушены. Трудовой кодекс РФ не обязывает работодателя направлять работнику приказ о его увольнении. Белгородский областной суд также посчитал данную ссылку работника обоснованной и оставил решение в силе. Правомерно ли это? Заранее спасибо.
Иван Заздравных: Я судья и, не читая дела, ничего сказать не могу. Если у вас есть желание и вы не пропустили надзорный срок, то приходите с надзорной жалобой, я ее приму. Если вы пропустили надзорный срок по уважительной причине, можете обратиться с заявлением о его восстановлении, мы его рассмотрим.
Сергей Антонов, Белгород
Опубликовано на сайте "Российской Газеты" 24 июня 2008 г.