16 июня 2005
1500

Председатель Государственной думы России Борис Грызлов в преддверии своей поездки в Китай во главе делегации нижней палаты Федерального собрания РФ дал интервью `Интерфаксу`

Накануне визита делегации Госдумы РФ в Пекин хотелось бы узнать Вашу оценку состояния межпарламентских связей России и Китая. Какова роль законодательных органов в развитии отношений двух стран?

- Отношения России и Китая традиционно строятся на принципах сотрудничества и взаимопонимания. Периоды напряженности остались далеко в прошлом, о чем свидетельствует нынешний высокий уровень взаимодействия между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. История нашего восточного соседа, насчитывающая несколько тысячелетий, самобытная культура, великая философия, мудрость китайского народа, вызывают у россиян искреннее уважение.

Контакты между Федеральным Собранием РФ и Всекитайским Собранием Народных Представителей являются неотъемлемой частью российско-китайского политического диалога.

Начало этим контактам со стороны Государственной Думы было положено в мае 1994 года, когда делегация нашей палаты посетила Китай. За прошедшие годы наши межпарламентские отношения развивались поступательно и интенсивно. Помимо встреч на уровне руководителей парламентов, проходивших и в России, и в Китае, состоялось около 20 визитов по линии профильных комитетов и комиссий, фракций.

Сегодня мы можем говорить о выходе на новый уровень взаимодействия: в мае прошлого года была достигнута договоренность о создании российско-китайской парламентской комиссии по сотрудничеству между Госдумой и ВСНП. В ходе предстоящего в июне официального визита в КНР планируется подписать Устав этой комиссии.

Лично для меня этот визит - первый в качестве Председателя Государственной Думы в Китай - будет иметь особое значение. Во-первых, потому, что предстоит обсудить с руководством КНР актуальные и очень важные вопросы сотрудничества, а во-вторых, потому, что я смогу лучше познакомиться с народом этой великой страны. Я уже посещал Китай, будучи министром внутренних дел РФ, и сохранил самые теплые воспоминания о той поездке.

Как Вы оцениваете законодательства наших стран с точки зрения обеспечения интересов российского бизнеса в КНР и китайского бизнеса в России? Какие новые законодательные акты и решения необходимо принять в ближайшее время в целях углубления российско-китайского экономического сотрудничества?

- В 2004 году был достигнут наивысший уровень товарооборота за всю историю советско- и российско-китайской торговли, его объем за год вырос на 35% и составил 21,2 млрд. долларов. Данные за первый квартал текущего года также говорят о тенденции роста двусторонней торговли: прошлогодние показатели превышены почти на четверть.

Из положительных моментов торгово-экономического сотрудничества могу назвать снижение ограничений по доступу российских товаров на китайский рынок, произошедшее в 2004 году. Продолжается проработка перспективных нефтяных и газовых проектов, в соответствии с графиком идет строительство АЭС "Тяньвань" с российским участием в провинции Цзянсу.

Одной из задач для России является диверсификация торговли с Китаем, особенно в части гражданской машинно-технической продукции: за весь прошлый год в этой сфере не было заключено сколько-нибудь крупных контрактов. 65% всего российского экспорта в 2004 году приходилось на нефть и нефтепродукты, черные металлы, химические товары, древесину.

Мы заинтересованы в расширении инвестиционного сотрудничества. Хотя его масштабы пока недостаточно велики, интерес китайских деловых кругов к капиталовложениям в российскую экономику растет. Думаю, что принятие законов, в целом улучшающих инвестиционный климат России, в том числе прямо названных в послании президента Федеральному Собранию, положительно скажется и на сотрудничестве с КНР. Тем более, что в Китае ставится задача увеличить инвестиции в российскую экономику до 12 млрд. долларов к 2020 году (сегодня прямые контрактные инвестиции КНР в России составляют менее 700 млн. долларов).

Среди других вопросов, которые предстоит решать, в том числе и законодательным путем, - проблемы "челночной" торговли, эксплуатации водных биоресурсов. Здесь взаимоприемлемые варианты еще предстоит выработать - в сентябре 2004 года состоялось первое заседание Совместной Российско-Китайской рабочей группы по упорядочению торговли. В настоящее время даже объем "челночного" оборота определить затруднительно - по некоторым оценкам, он может составлять до 10 млрд. долларов.

Очень важно, что у российской и китайской стороны есть общий подход к развитию сотрудничества в торговле, правоохранительной сфере, регулировании миграционных потоков. Этот подход основан на взаимной заинтересованности в решении существующих проблем, стремлении выработать согласованные меры по обеспечению прозрачности и конструктивности отношений.

Насколько полезен китайский опыт политических и экономических реформ для России?

- Разумеется, достижения Китая, о которых немало говорят как о "китайском экономическом чуде", не должны оставаться вне поля зрения и нашего правительства, и отечественных экономистов. Впрочем, за успехами Китая у нас всегда - в том числе и в советское время - следили весьма внимательно, подчас даже с оттенком ревности.

Приходится слышать, что модель Китая - это гипотетический путь развития СССР, то есть таким мог бы быть Советский Союз, если бы он сохранил социализм в его "перестроечном" варианте. Но такие рассуждения страдают большой долей умозрительности, условных допущений. Действительно, и наша страна, и Китай на определенном этапе своего развития пришли к выводу о том, что нужны кардинальные реформы в хозяйственном механизме, которые бы придали большую эффективность национальной экономике. Но в дальнейшем пути развития двух стран стали существенно отличаться. Не потому, что кто-то выбрал верный вариант, а кто-то ошибочный. Просто на векторе и темпах развития той или иной страны сказывается немалое количество факторов, которые диктуют в данный исторический момент именно такой путь, а не какой-либо иной. Это и внутриполитическая ситуация, и государственное устройство, и национальный менталитет, и структурные особенности экономики, и степень интегрированности в мировое сообщество, и многое другое.

Китай научился весьма эффективно действовать в условиях глобальной экономики, играть по правилам "мировой игры" с выгодой для себя. В результате в страну потекли инвестиции, а из страны - готовые товары. Думаю, что главный рецепт здесь - стабильность внутренней ситуации в законодательстве и в экономике. Создание привлекательных и устойчивых условий для бизнеса, в том числе иностранного, - это как раз та сфера, где нам, безусловно, есть чему поучиться.

Предполагается ли обсуждение в ходе Вашего визита в Пекин политических вопросов, в том числе ситуации вокруг шестисторонних переговоров по ядерной проблеме КНДР, проблем Тайваня и других?

Предстоящий визит - отличный повод обсудить не только вопросы двусторонних отношений, но и важнейшие проблемы международной и региональной политики. Вообще, полагаю, было бы несправедливо сводить все контакты с нашим восточным соседом исключительно к темам миграции и китайских товаров на российском рынке. Это слишком узкий и, я бы сказал, обывательский подход, который заслоняет собой перспективу наших отношений. Ведь Китай - не просто экономический гигант, но и держава, которая оказывает и будет оказывать существенное влияние на мировую политику в целом.

С этой точки зрения представляется крайне важным, что нам удалось полностью урегулировать пограничный вопрос с Китаем - Государственная Дума ратифицировала Дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе на ее восточной части, подписанное в Пекине 14 октября 2004 года. Этому событию, как известно, предшествовало немало внутриполитических дискуссий, причем не только в России, но и в Китае. Но когда оба партнера считают, что в чем-то пошли на уступку, это и называется компромиссом - основой основ любой политики. Достигнуто главное: закрыта достаточно острая тема двусторонних отношений, также как и сняты любые поводы и лазейки для потенциальных претензий в будущем. А значит, можно в спокойном режиме решать все прочие проблемы, которых накопилось немало.

Это, безусловно, и проблема ядерной программы КНДР, хотя я бы обозначил тему шире, как обеспечение безъядерного статуса всего Корейского полуострова - такой должна выглядеть цель дальневосточной "шестерки" и всего мирового сообщества в целом. Отрадно констатировать, что у нас по многим позициям в корейском вопросе полное совпадение подходов с КНР.

Хотел бы отметить в этой связи, что именно с участием Китая была создана дееспособная региональная организация, которая объединила государства Центральной и Средней Азии. Я имею в виду Шанхайскую организацию сотрудничества. Многосторонний характер ШОС и участие двух сильнейших держав - России и Китая - делает эту организацию эффективным инструментом сотрудничества и согласования интересов стран-участниц.

Таким образом, просматривается сразу несколько направлений потенциального и реально развивающегося сотрудничества России и Китая - это, помимо собственно двусторонних связей, и взаимодействие в рамках ШОС, и шестисторонние переговоры по корейской ядерной проблематике, и сотрудничество в рамках Совета Безопасности ООН, в том числе по вопросам реформы Организации Объединенных Наций. Обширная площадка для взаимодействия откроется со вступлением России в ВТО. Ведь Китай, присоединившийся к этой организации ранее, уже стал, по сути, лидером той группы государств, которая стремится сделать правила глобальной торговли более справедливыми.

Словом, тем для предстоящего визита немало. Кстати, упомянутую в вопросе тайваньскую проблему я бы к особо актуальным относить не стал. Такой проблемы в наших двусторонних отношениях попросту не существует.

У нас есть о чем поговорить с китайскими коллегами, и каждая встреча помогает создавать столь необходимую атмосферу доверия и даже в какой-то мере доверительности, которая свойственна отношениям между настоящими партнерами.

Не могли бы Вы рассказать о том, как развиваются межпартийные связи между "Единой Россией" и Компартией Китая?

Вопрос о развитии межпартийных связей с Коммунистической партией Китая справедлив: мы действительно уделяем большое внимание этому эффективному каналу взаимодействия с Китаем. Ведь контакты по партийной линии менее формализованы, не столь зависимы от жестких рамок протокола и не нуждаются в излишней декларативности, как это свойственно публичной политике.

Отношения с Коммунистической партией Китая я характеризовал бы как ровные, стабильные и в подлинном смысле этого слова рабочие. Двусторонние партийные связи были установлены в 2000 году, тогда еще по линии "Единства" и "Отечества". Обмены официальными делегациями, встречи на высоком уровне проходили регулярно в течение всех прошедших лет. Мы и в будущем намерены развивать отношения с китайскими коллегами всерьез и надолго, а не сводить их к единичным протокольным визитам. Подтверждением тому является соглашение о сотрудничестве между нашими двумя партиями, подписанное в июле прошлого года.

В развитии связей по партийной линии мы видим серьезное подспорье в реализации внешнеполитических целей России. Кроме того, для любой партии вопрос развития внешних связей - важный фактор повышения ее авторитета, международного признания. Мы это ценим и дорожим нашими связями с Коммунистической партией Китая, рассчитываем на то, что они будут укрепляться и далее.


Интервью также опубликовано в газете "Женьминь Жибао" и агентстве "Синьхуа".


2005-06-16
http://gryzlov.ru/index.php?page=publications&id=130
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован