11 сентября 2007
2123

Представитель Ульяновской области в Совете Федераций Рустем Шиянов комментирует решение законодателей об ограничении роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги

Отыскать "золотое сечение" для ЖКХ

Представитель Ульяновской области в Совете Федераций Рустем Шиянов комментирует решение законодателей об ограничении роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги

Совет Федерации на 166-м заседании одобрил принятый Госдумой закон "О внесении изменений в Федеральный Закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации". Тем самым законодатели дали полномочия правительству РФ с 1 января 2006 года централизованно ограничивать рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

- Рустем Викторович, какова главная цель такого ограничения?

- Главная цель - защита интересов граждан. Благодаря внесенным в закон поправкам будет создана более стройная система органов, регулирующих тарифы организаций коммунального комплекса. Также перераспределяются функции между разными уровнями власти. Смысл и суть нововведений: в интересах граждан государство отныне не ограничивается контролем за тарифами естественных монополий -железнодорожников, газовиков и энергетиков; столь же активно оно участвует в ценообразовании на рынке услуг ЖКХ. Социальная значимость закона еще и в том, что он становится реальным механизмом сдерживания инфляции в стране. В последние годы зачастую именно неудержимый рост тарифов на услуги ЖКХ был системным стержнем инфляционного процесса. В результате действия закона, по нашим расчетам, жилищно-коммунальные тарифы в 2006 году будут расти вдвое медленней ранее прогнозируемых регионами величин, составляющих в некоторых случаях 35-40%.

Закон дает право Федеральной службе по тарифам (ФСТ) устанавливать предельные (минимальные и максимальные) уровни муниципальных тарифов на услуги ЖКХ на следующий финансовый год. Централизованному регулированию будут подлежать все основные товары и услуги, предоставляемые локальными монополиями гражданам и предприятиям -газ, электроэнергия, коммунальные услуги, плата за жилое помещение.

При этом срок действия положений, регулирующих установление и применение предельных индексов, по времени ограничен 1 января 2009 года. Таким образом, закон вводится на срок действия переходных положений нового законодательства по местному самоуправлению. То есть с 2009 года регулирование тарифов науслуги ЖКХ войдет в перечень полномочий органов местного самоуправления.

- Какие факторы, по мнению сенаторов, могут считаться обоснованными для принятия решения о повышении жилищно-коммунальных тарифов?

- Повышение тарифов сегодня возможно только в одном случае - если существует угроза энергетической, коммуникационной безопасности науровне региона или муниципалитета. С учетом многолетнего кризиса в коммунальной сфере Ульяновской области, а также постоянного для нее бюджетного дефицита износ коммуникаций и оборудования в регионе, конечно, очень серьезный. Иногда складываются и просто кризисные ситуации. Тем не менее любая коррекция тарифов сегодня возможна только в рамках нового закона, под контролем государственного органа. Остается вопрос, что делать, если тарифы определяются ниже себестоимости, кто будет компенсировать разницу, какой бюджет? Это "белое пятно" проблемы, которое законодателям и региональной власти еще предстоит устранить.

- А что произойдет, если муниципалитет проигнорирует предписание контролирующего органа?

- В таком случае решение о тарифах будет приниматься вышестоящей уполномоченной организацией или, в случае неподчинения, арбитражным судом. Суд будет принимать решение и в случаях непредоставления (некачественного предоставления) населению услуг ЖКХ, предусмотренных договором с уполномоченной организацией.

- Что ждет теперь частные организации, пришедшие на рынок услуг ЖКХ? Ведь зачастую они прибегают к использованию банковских займов, а при "стоящих" тарифах, согласитесь, своевременно возвращать кредиты станет весьма проблематично...

- Я вовсе не призываю коммерческие фирмы и организации работать себе в убыток. Напротив, считаю, что реформу ЖКХ, как это ни трудно, нужно довести до конца, в том числе -сформировав рынок альтернативных поставщиков жилищно-коммунальных услуг. Однако правила игры сегодня формулируются таким образом, чтобы в выигрыше были люди.Следовательно, частным компаниям нужно встраиваться в новую схему, сживаться с нею, чтобы, безупречно исполняя контрактные обязательства, тем не менее работать с прибылью. В конечном счете, совместными усилиями мы должны отыскать некое "золотое сечение" для показателя "цена-качество" на рынке услуг ЖКХ. Пока же цены высоки, а качество - низкое. Надо сказать и о том, что законодательная база, определяющая развитие ЖКХ как отрасли, в том числе как объекта приложения инвестиций, до сих пор несовершенна. В частности, спорны отдельные положения закона о концессиях. Это следующая задача российских законодателей. Кроме того, Советом Федерации принято решение о проведении в 2006 году постоянного мониторинга в субъектах Федерации за ходом реализации принятого закона о регулировании тарифов на услуги организаций ЖКХ. Законы хороши, когда они действуют, не так ли? А в отношении наведения порядка на рынке услуг ЖКХ, скажу прямо, сенаторы настроены очень решительно.

Олег ОБНОРСКИЙ, "Ульяновская Правда"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован