Эксклюзив
Московское общество испытателей природы
30 сентября 2015
2291

Предыстория письменности с точки зрения теории информации. Постановка проблемы

Предложенный в последнее время обобщённый взгляд на информационные технологии (Гринченко, Щапова, 2013), заставил нас обратиться к наиболее распространённой в человеческом обществе информационной технологии – письменности, чтобы рассмотреть её предысторию с информационной точки зрения.

В отличие от устной речи, которая носит моментальный характер и предполагает пространственную близость говорящего и слушающего, написанное слово может преодолеть время и пространство и обладает некоторой временной протяженностью. (Фридрих, 1979. с. 31).

Те формы, которыми мы пользуемся сейчас, прошли долгий путь исторического развития. И. Фридрих выделяет следующие стадии предыстории письма (с. 32-36): Предметное письмо (С. 33); бирки с зарубками (С.35); рисуночное идеографическое письмо (С. 36). По его мнению, существенно, что с появлением рисуночного письма сообщение отрывается от предмета и переносится на различные материалы для письма (Фридрих, 1979. с. 37). Учитывая всё это, посмотрим на историю письма в ретроспективе.

Началом письма обычно считают египетские иероглифы и клинопись Древнего Двуречья (III тыс. (2900-2800 гг) до н.э. – Фридрих, 1979. С. 94). Как предшественников развитой системы письма рассматривают различные пиктограммы, встречающиеся, например, в Уруке (Месопотамия, не позднее 3400 до н.э – Гуляев, 2013. Рис. 16) и культуре Винча (Балканы, начиная с V тыс. до н.э.Брилёва, 2009). Ещё более ранними предшественниками, по-видимому, являются рисунки на предметах, например, росписи на энеолитической керамике (VI тыс. до н.э.) и на стенах, например Чатал-Гуюке (VII-V тыс. до н.э.) где зафиксированы знаки и символы на стенах (Мелларт, 1982. С. 90).

В свою очередь, расписной керамике предшествуют изображения на предметах эпохи палеолита и палеолитическая живопись, в которой наряду с реалистическими изображениями встречаются разнообразные знаки, в частности, рисунки в пещерах Пасьега (Фридрих, 1979. с. 39), Альтамира, Фон де Гом, Нио (Дэвлет, 2004 с. 28, 41-42,57), датирующихся примерно 15 тыс. лет назад. Наиболее ранние фигуративные изображения датируются 30-33 тыс. лет назад (пещера Шове; Дэвлет, 2004 с. 69/70).

Насколько правомерно включать палеолитическую живопись в предысторию письменности? Обычно её относят по ведомству эстетики. Однако, как показал С.С. Аверинцев, «ни самого термина “эстетика”, ни его сколько-нибудь точных соответствий не существовало в языке европейской философской традиции вплоть до 50-х годов XVIII столетия » (Аверинцев, 1975. С. 371). По мнению А. Д. Столяра, «изобразительные реликвии палеолита выступают в роли подлинных свидетельств рождения высших механизмов мышления и становления человеческого сознания» (Столяр, 1972. с.67). Следовательно, можно говорить об палеолитических изображениях как начале создания долговременных сообщений и вводить их в предысторию письменности.

Однако и это не является первыми долговременными сообщениями. Тот же А.Д. Столяр считает предшественниками палеолитической живописи так называемые «натуральные макеты» – медвежьи шкуры с головой и лапами, надетые на болванку из глины или камней, которые можно датировать финалом мустье – началом верхнего палеолита (А. Д. Столяр, 1978. С. 87). В абсолютных датах в Европе – 40-35- тыс. лет назад (Археология, 2006. С. 39) или 55-34 тыс. лет назад по хронологии Ю.Л.Щаповой (Щапова, 2005. табл. 3. С.145). «Медвежьи пещеры позволили первобытному сознанию впервые записать наипростейшим способом («экспонированием» и сохранением символических частей зверя) складывавшиеся темы доминанты, общественно закрепить и увековечить их» (Столяр, 1972. с.45).

Можно заметить также, что появление к концу палеолита формализованных изображений отмечали и искусствоведы, однако рассматривали это явление лишь как упадок реалистической живописи. «…Эта тенденция развития изобразительных форм от воспроизведения, имитации и осмысления живых, индивидуальных, естественных форм и конкретных ситуаций к явлениям общего порядка, к общей сухой схеме и, в конечном счёте, к знаку прослеживается повсеместно. Эстетическая, познавательная и другие функции искусства отходят на задний план, уступая место коммуникативной, идеологической, мемориальной. С конца неолита искусство обогащается всё новыми и новыми сюжетами, вместе с тем его изобразительный язык, становясь всё более общим, ёмким, теряет свою выразительность, остроту, эмоциональность. Завершается один из циклов процесса постижения окружающего мира: «Когда дух схвачен, образ отбрасывается». Знак, символ – это уже не живое искусство, а его окаменевший продукт» (Мириманов,1973. С. 182/183).

По мнению А.Д. Столяра, «изобразительная деятельность решала, прежде всего, не собственно эстетические задачи, а выполняла историческую миссию могучего стимула развития интеллекта. … Она оказалась одним из решающих условий формирования «человека разумного», явившись важнейшим средством логического познания мира» (Столяр, 1972. с.67). Именно поэтому линия развития «первобытной живописи» приводит к созданию умопостигаемых знаков и символов.

В целом предыстория письменности выглядит следующим образом:

  • 40-35- тыс. лет назад (по общепринятой хронологии) или 55-34 тыс. лет назад (по хронологии Ю.Л.Щаповой) появляется натуральный макет;
  • 30-33 тыс. лет назад появляются круглая скульптура и рисунки на стенах пещер;
  • 15 тыс. лет назад появляются условные знаки;
  • 9-7 тыс. лет назад – VII-V тыс. до н.э. появляются знаки и символы на стенах построек;
  • 8 тыс. лет назад – VI тыс. до н.э. появляются рисунки на предметах (расписная керамика);
  • 7 тыс. лет назад – V тыс. до н.э. появляются пиктограммы на специальных табличках;
  • 5 тыс. лет назад  -III тыс. (2900-2800 гг) до н.э. появляются словесно-слоговые письменности;
  • 3,5 тыс. лет назад – к. II тыс.до н.э. (XV в. до н.э.) появляется буквенное письмо (консонантное), то есть передающее только согласные (Фридрих, 1979. с. 97);
  • 3-1,5 тыс. лет  назад – I тыс.до н.э.  – I тыс. н.э. – появляются фонетические (VIII в. до н.э.) и слоговые (III в. до н.э.) письменности.

 

Литература

Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М. Наука, 1975. С. 371-397

Археология: Учебник. М., 2006.

Брилёва О. Культура Винча. Новые находки // Наука и жизнь. 2009 № 8.

Гринченко С.Н., Щапова Ю.Л. Информационные технологии в истории человечества /Приложение к журналу Информационные технологии № 8/2003.

Дэвлет Е.Г. Альтамира: у истоков искусства. М.: Алетейа, 2004.

Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.

Мириманов Б.В. Первобытное и традиционное искусство (Малая история искусств). Москва / Dresden: Искусство / Verlag der Kunst, 1973.

Столяр А.Д. О генезисе изобразительной деятельности и её роли в становлении сознания // Ранние формы искусства. М. Искусство, 1972.

Столяр А.Д. Эволюция формы «натурального макета» в генезисе верхнепалеолитического анимализма // У истоков творчества (Первобытное искусство). Новосибирск: Наука, СО, 1978.

Фридрих И. История письма. М.: Наука, ГРВЛ. 1979.

Щапова Ю.Л., Археологическая эпоха. М., 2005.

Ю.А. Лихтер,

кандидат исторических наук, член МОИП

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован