25 октября 2005
1743

Премьер призвал машиностроителей к лоббизму

Вот уже несколько месяцев подряд Михаил Фрадков ищет новые возможности для удвоения ВВП, совершая регулярные поездки по регионам. Вчера в Твери премьер знакомился с ситуацией в железнодорожном машиностроении - отрасли, где производство в последние годы растет темпами намного опережающими те, которые необходимы для удвоения. В 2004 году рост составил 22,8%. Но никакого экономического чуда здесь нет: в России за последние несколько лет значительно вырос объем железнодорожных перевозок, в результате у железнодорожников появились деньги, и они стали активно обновлять свой парк локомотивов и вагонов. Впрочем, пока объемы закупок далеки от необходимого. Около 70% российского подвижного состава выработало свой ресурс. Частный бизнес сразу почувствовал изменившуюся конъюнктуру.
В 2002 году на рынке железнодорожного машиностроения появился крупных игрок - ЗАО "Трансмашхолдинг", значительный пакет акций которого контролируется крупным предпринимателем Искандером Махмудовым. Сейчас холдинг производит 85% пассажирских вагонов и 62% локомотивов. Премьер Фрадков вчера осмотрел Тверской вагоностроительный завод, входящий в число предприятий, подконтрольных "Трансмашхолдингу". На заводе в последние годы освоили производство нескольких типов новых пассажирских вагонов - от СВ до плацкартных. Вагоны отвечают современным требованиям. Достаточно сказать, что даже плацкартные оснащаются кондиционерами. Большую часть вагонов закупает РЖД. Компания заказала у "Трансмашхолдинга" до 2010 года продукции на 2 млрд. долларов. Однако премьер после осмотра цехов все же остался неудовлетворенным. "Холдинг работает в тепличных условиях, - заявил Фрадков, открывая совещание по вопросам развития отрасли. - Есть заказчик-монополист в лице ОАО "РЖД" и есть поставщик-монополист". "Мы не сможем долго держать закрытым рынок железнодорожных услуг", - напомнил Фрадков, имея в виду предстоящее вступление России в ВТО.

Глава совета директоров "Трансмашхолдинга" Дмитрий Комиссаров постарался ответить на упреки премьера. "Мы понимаем все существующие узкие места и по вагонам, и по локомотивам, и по дизелям", - заверил он премьера. Проблема же, по его мнению, в недостаточной поддержке со стороны государства. Зарубежные производители такой поддержкой активно пользуются. Сейчас на рынки СНГ выходит Китай. Там сделали локомотив на базе советской модели, поставлявшейся в эту страну в 1980-е годы. Он дешевле российской продукции. "Они получают при поддержке государства кредиты на 20 лет под 2-2,5% годовых", - позавидовал Комиссаров. А российские производители и мечтать об этом не могут.

С главой "Трансмашхолдинга" согласился замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов: "Прежде чем обвинять холдинг в монополизме, надо изучить рынок данной отрасли. Он носит глобальный характер. В конкуренцию вступают крупнейшие мировые компании, такие как "Сименс", "Дженерал электрик" и "Хитачи". В такой ситуации концентрацию активов в отрасли надо даже поощрять". Пока такой помощи государство не оказывает, согласился Шаронов. "В бюджете второй год подряд предусматриваются средства на поддержку промышленного экспорта. В этом году это 600 млн. долларов", - напомнил Шаронов. Но 90-95% этих средств остаются невостребованными. "Производители скептически оценивают наши потуги", - признал Шаронов и тут же поплатился за свою откровенность. Премьер вновь дал поручение МЭРТ и Минпромэнерго выработать четкую промышленную политику. "А то сейчас такой политикой занимается Комиссаров, - заявил Фрадков и тут же спросил у бизнесмена: - Вы профессионал в этой отрасли?" "Нет", - признал финансист по образованию Комиссаров. "Вот! - торжествующе указал Фрадков. - Может, он маховик от шпонки не отличит?" В общем, "Трансмашхолдингу" было рекомендовано активнее лоббировать свои интересы в ведомствах. Адрес Фрадков указал: "МЭРТ - на Маяковке, Минпромэнерго - рядом".


25.10.2005
Андрей Литвинов
www.gzt.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован