Генеральный директор компании «Вертолетные технологии» Виктор Мартынов рассказал основные нюансы покупки вертолета для личных и корпоративных целей на российском и зарубежном рынке.
«Я начал заниматься вертолетами, потому что мне очень нравится аудитория, которая их покупает, - поделился Виктор в самом начале беседы. – Как правило, это люди, которые добились ощутимого финансового результата своим умом и талантом, и вертолет для них – не столько рабочая необходимость, сколько воплощение давней, возможно, даже детской мечты». Такие люди, по словам Виктора Мартынова, выбирают вертолет не из соображений престижа или желания похвастаться перед друзьями и партнерами: в их реалиях вертолет становится логичной частью привычного образа жизни – свобода, которую дает вертолет, планирование рабочего графика и организация личной жизни. Так, вертолет позволяет в любой момент прилететь к семье, живущей за городом, отправиться на охоту в труднодоступный регион, или слетать с друзьями поиграть в гольф.
Вертолет для бизнеса
Покупка вертолета для корпоративных целей – и для оптимизации бизнес-процессов, и для обслуживания задач топ-менеджмента компании – имеет свои особенности. По словам Виктора Мартынова, всех корпоративных покупателей вертолетов можно условно разделить на две большие категории. Первая – это компании, чей бизнес существует в труднодоступных регионах, например, в Сибири, на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке. Многие предприятия добывающих отраслей расположены в таких местах, куда добираться по земле (даже от ближайшего аэропорта) очень долго и не всегда возможно. «У меня есть знакомый предприниматель, - рассказывает Виктор, - у которого в Сибири рудники: так он ездит на них на настоящем танке, больше ничего не проходит. Для предприятий, до которых, действительно, «только вертолетом можно долететь» воздушные суда являются единственным адекватным решением». К слову, аналогичные проблемы стоят и перед государственными компаниями - доставка вахтовиков на нефтяные платформы, контроль целостности нефтепроводов, мониторинг разрывов линий ЛЭП, особенно после природных катаклизмов – то есть ответственно и постоянно поддерживать функционирование инфраструктуры в нормальном состоянии – можно только с помощью вертолетов. Недавно были попытки применять для подобных целей беспилотники – увы, оказалось, что они не справляются.
Вторая категория покупателей вертолетов в корпоративных целях – компании и предприниматели, живущие и работающие к западу от уральского хребта. Московские, питерские бизнесмены, а также жители южных регионов России покупают вертолеты и для управления бизнесом, и для перемещений топ-менеджмента, и в представительских целях. Например, наличие собственного вертолета существенно упрощает работу на Кубани, где активно развиваются компании сельскохозяйственной отрасли, строятся отели и курортные объекты, развиваются охотохозяйства и рыболовные угодья. Несмотря на то, что дорог в этом регионе много и состояние их более-менее приличное, многие из них проходят по горным серпантинам, что, разумеется, не способствует экономии времени в пути. «Один покупатель из Краснодарского края, - рассказывает Виктор Мартынов, - тратил на объезд всех своих строящихся объектов 2,5 суток. Теперь он облетает все стройки за один рабочий день». Покупатели воздушных судов из Москвы и Петербурга имеют собственные мотивы приобретения. Многие из них, ведя дела в столицах, отправляют семью жить в более спокойное и тихое место – в Карелию, на озёра, в Плёс, на дачи, расположенные, например, в ярославской, ивановской или нижегородской области. Наличие вертолета позволяет регулярно летать по делам в офис, и возвращаться к семье, минуя пробки и избыточные контакты. Кстати, о контактах – в свете тех жизненных перемен, которые нам принес коронавирус: вы знаете, со сколькими людьми вам приходится контактировать, даже если вы летаете частным самолётом? Как минимум, с тридцатью. Если говорить о регулярных рейсах и общем зале, то количество контактов может достигать 800 человек. Но если вы пользуетесь вертолетом, то контактируете только с одним человеком – с пилотом. Ну и, безусловно, в Москве и Петербурге инфраструктура позволяет очень сильно экономить время, которое обычно уходит на стояние в автомобильных пробках: например, в Питере есть вертолетные площадки в самом центре города, на Петровской косе и возле Медного всадника на Английской набережной (понтон на воде). Оттуда до многих офисных объектов можно вообще дойти пешком. В сухом остатке дорога, допустим из Москвы до центра Петербурга на самолете и автомобиле занимает не менее 5 часов (учитывая время в пути в и из аэропорта, а также заблаговременное прибытие), на вертолете – около 3. На других маршрутах экономия времени еще очевиднее. - Конечно, собственный вертолет – это еще и статус, который всегда обеспечит особое отношение, - говорит Виктор Мартынов. Как выбрать вертолет для покупки? Прежде всего, определить задачи – для чего он вам нужен и как будете эксплуатировать, на какие расстояния планируете полеты, какой нужен комфорт и вместимость, если ли требования к скорости. Важно выбрать правильное стандартное или опциональное аэронавигационное оборудование. Последний вопрос, конечно, необходимо обсуждать только со специалистом, потому что уровень и технологические особенности авионики, в том числе, влияют на возможность эксплуатации в темное время суток или сложных метеоусловиях. Например, американские вертолеты, Робинсоны, можно эксплуатировать только при ясной, сухой погоде и отсутствии ветра. Для других задач стоит выбирать более оснащенные машины с дорогостоящей авионикой, различными системами стабилизаций, ситуационной осведомленности и автопилотом. Чем совершеннее авионика – тем меньше нагрузка на пилота и тем выше, в конечном счете, уровень безопасности пассажиров. В среднем, вертолет, оснащенный основными необходимыми опциями может обойтись до 2,5 млн. евро. - например Airbus Helicopters H125 (ранее Eurocopter AS350) или Bell 407. Базовый вариант — Robinson R44 от 500 тысяч долларов. Источник: Shutterstock Второй вопрос – покупать новый вертолет или ресурсный? Если для вас принципиально приобрести совершенно новую машину, то придется запастись терпением: с завода-изготовителя воздушное судно придется ждать не менее полугода, а в большинстве случаев – 10 – 12 месяцев. За вертолетами стоит очередь, в прямом смысле слова. Купить ресурсный вертолет на вторичном рынке можно существенно быстрее, в течение 2-3 месяцев, например, если привезти из Европы. Почему не в России? Как минимум, по двум причинам – во-первых, сегодня на внутреннем рынке мало выгодных предложений вертолетов по соотношению остатка ресурса и стоимости. К тому же, они расходятся быстро, как пирожки. Во-вторых, с прошлого года и до 1 января 2023 года действует временная отмена НДС на ввоз иностранной техники, то есть те вертолеты, которые были привезены в Россию до 2020 года стоят априори на 20% дороже. Самый оптимальный путь – начать поиск европейского ресурсного вертолета с небольшим налетом. Допустим, новое воздушное судно стоит 2,5 миллиона евро. По календарю (это святой для владельца вертолета документ, который строго соблюдают) через 12 лет этой машине надо делать техническое обслуживание с полной проверкой всех агрегатов (это вертолет полностью разберут, как на заводе). К этому моменту он уже будет стоит 0,5 миллиона евро, потому что за прошедшие годы он «съест» свой ресурс, возникнет необходимость в замене дорогостоящих узлов и систем (их меняют не только в зависимости от износа, а просто по регламенту). Важно отметить, что все детали меняются строго по календарю, даже если вертолет все это время простоял в ангаре! Вообще, что касается налета часов, то современные вертолеты имеют ресурс от 2200 до 5000 часов. Чем больше налет продаваемого судна – тем меньше остаток ресурса, и обычно владельцы стараются продать вертолет с минимальным остатком. Ведь когда ресурс подходит к нулю, продать его уже почти невозможно – стоимость обслуживания, так называемой формы, будет близка по стоимости покупки нового вертолета. Вывод: доверьте подбор ресурсного вертолета профессиональному брокеру, который организует все процессы и привлечет узкопрофильных специалистов для проведения технической инспекции, ведения документации – да, бывает так, что неправильно оформленные формуляры могут сильно снизить стоимость, но и проконтролирует все юридические нюансы сделки.
«Недавно мы наблюдали поучительную историю, как одна компания продала другой вертолет со скрученными счетчиками налета часов. Как у машин пробег скручивают, знаете? Только «эксперт», некое ИП, которое покупатели наняли в качестве специалиста и заплатили больше миллиона рублей, оказывается, не знал, что запись налета часов фиксируется на нескольких приборах. Существование остальных и раскрыло ситуацию. Но было уже поздно – вертолет, который по факту стоил, условно, 200 млн. рублей, купили за 280 млн., почти на треть дороже! А если бы привлекли профессионального брокера, то сумели бы назначить реальную цену. Так, копеечная по сути экономия на специалистах привела к колоссальным потерям денег!», - рассказал Виктор Мартынов. Объективная оценка стоимости воздушного судна для покупателя из России – одна из ключевых проблем, многие до сих пор оценивают вертолет, исходя из аппетитов, или просто «на глазок». Оплата таможенных пошлин в России для купленных заграницей бортов, вопреки расхожему мнению, составляет 10-12% от стоимости воздушного судна и занимает 1 день. Но это – почти финальный этап, к которому приходят после покупки. А он не так прост. Как покупают вертолеты в Европе для России? На этапе подготовки к покупке роль эксперта сложно переоценить. Профессиональный брокер выступает не просто «гидом в мир вертолетов» и помогает выбрать воздушное судно по адекватной цене: что не менее важно, он берет на себя всю бюрократию. Кто уже сталкивался с европейскими бюрократами – может представить себе масштаб сложностей. Именно поэтому все сделки проходят по разным схемам, но всегда – по максимально удобному и выгодному сценарию для покупателя. Брокер не только готов торговаться с продавцом, если видит замечания по технической части, но и берет на себя взаимодействие с европейскими регуляторами, лизинговыми компаниями, банками, решает не типичные вопросы. Так, например, когда во время коронавирусных локдаунов в Европе небо для полетов было почти закрыто, а при перегонке вертолета своим ходом, допустим, из Франции, пилоту пришлось бы в каждой стране остановки сидеть по две недели в карантине, «Вертолетные технологии» ввозили вертолеты в Россию по земле на траках: это оказалось гораздо проще и быстрее. Тем более, что на фоне карантинов спрос резко вырос. Поскольку сегодня вертолет стал товаром, на который спрос пока что превышает предложение, покупателю «с улицы» будет сложно самостоятельно выбрать и купить понравившийся вариант. Продавцы вертолетов общаются с брокерами, и готовы «придержать» воздушное судно только при условии внесения невозвратного депозита – обычно от 100 тысяч евро. Тогда вертолет ждет вас и ваши документы ограниченное время, и вы должны успеть провести оценку документов, экспертизу технического состояния, выбрать финансовый инструмент и перечислить оплату. Не успели – ваши проблемы, вертолет отдадут тому, кто быстрее принесет деньги. Если вы работаете через брокера, то это одновременно и сохранит ваш депозит, и гарантирует быстрое прохождение формальностей. Кстати, если на этапе оценки если возникнут замечания к техническому состоянию, то продавец устранит их за свой счет или предоставит скидку на сумму устранения неисправностей. Если в «тучные нулевые» немало вертолетов покупали сразу по полной стоимости за собственные деньги, то сегодня все чаще сделка финансируется лизинговыми компаниями.
По словам Виктора Мартынова, в 2020 году порядка 35% поставок воздушных судов в Россию были осуществлены именно через этот финансовый инструмент. Это весьма удобно для покупателей - первоначальный платеж 20-25% от стоимости вертолета, а потом платежи распределяются равномерно на 5-7 лет. Средний срок эксплуатации ресурсного вертолета в России (по статистике) составляет 8-10 лет. Затем, как правило, следует покупка следующего вертолета. После того, как поставщик перегонит вертолет в Россию, пройдет регистрацию с получением Свидетельства собственности и бортового номера (занимает около 1 месяца), он передаст вертолет и поможет ввести в эксплуатацию (подберет экипаж, договориться о базировании, страхование и заключении договора на техническое обслуживание). Как найти экипаж и сэкономить на техническом обслуживании? По словам Виктора Мартынова, после покупки вертолета общение с клиентом не заканчивается, а переходит на новый качественный уровень. Ведь управлять вертолетом должен профессиональный пилот (или два пилота), а обслуживать – грамотные техническое специалисты. «К нам обращаются с просьбой найти проверенные экипажи с рекомендациями, разъяснить, куда и как отправить пилота на переобучение, если этого требует купленная модель, - рассказывает Виктор. – Нам это несложно, мы отлично знаем этот рынок изнутри и никогда не посоветуем нашим клиентам плохих специалистов или проблемного пилота, который будет воровать топливо». Как правило, в первое время покупатель использует вертолет очень активно – летает по делам, на встречи друзей, в гольф- и яхт-клубы, вывозит семью на отдых, отправляется с друзьями на охоту. Постепенно загруженность вертолета снижается. А расходы на его содержание остаются – зависит от вертолета, но в среднем на Еврокоптер, 6-8 миллионов рублей в год: страховка, хранение, налоги, зарплата экипажа и т.д. «Мы, со своей стороны, можем помочь эти расходы существенно сократить, найдя для владельца арендаторов вертолета в те периоды, когда воздушное судно свободно. Теоретически можно покрыть до 100% расходов. Конечно, последние 2-3 года по факту выходит, что реальная компенсация составляет около 65%. Но, согласитесь, это тоже неплохо!» - утверждает Виктор Мартынов. Несмотря на безусловный налет престижа, вертолет постепенно становится незаменимым рабочим инструментом, позволяющим оптимизировать существенную часть бизнес-процессов. Нет сомнений, что популярность этого вида транспорта в ближайшее время будет только расти. Сайт: http://helitech.aero
Источник: https://www.gd.ru/news/14029-priletit-vdrug-volshebnik-v-golubom-vertolete
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки