Стратегическое управление – это не просто заранее составленный план, но еще и модель поведения в условиях постоянно меняющихся условий развития системы, долгосрочное управление ОПК… не может быть представлено как … реализация некого мобилизационного плана хозяйственного строительства[1]
Авторы работы по СП
Принципы СП в стране во многом предопределяются особенностями внешнеполитического и внутриполитического развития. Очевидно, что в мирных условиях характер СП отличается от СП военных лет. Именно такие изменения произошли в 2022 году. Если говорить коротко, то радикальное изменение внешних условий существования России не заставило изменить всю Стратегию и СП страны, но неизбежно внесло существенные практические коррективы в практику её реализации[2].
В целом же СП сохранилось на уровне тезиса бывшего помощника Б. Ельцина Б. Кузыка, вынесенного в эпиграф, который не считал возможным переводить СП ОПК в условиях военных действий в режим «мобилизационного плана хозяйственного строительства». Иными словами, в 2022 году все призывы к власти создать ГКО и провести национальную мобилизацию не находили поддержки. Порой, даже демонстративно подчеркивалось «обыденное» состояние в России. Отсюда и терминология – СВО, частичная мобилизация и пр., которое нередко встречало непонимание среди значительной части населения.
Иными словами, сохранялись основные принципы СП, сформулированные в СНБ летом 2022 года, не смотря на резко обострившуюся ВПО и общеэкономическую ситуацию в стране. Насколько это было оправдано - покажет только время.
Напомню, что принципы СП в России формировались на протяжении нескольких десятилетий, причем исторически на них влияние оказали изменения не только в советский, но и в имперский период. Особенно быстро эти принципы корректировались в период «перестройки» и «реформ» 90-х годов, когда от них то практически совсем отказывались, то нехотя, с оговорками, к ним возвращались, резервируя возможность отказа от их реализации на практике. Это привело к непоследовательности и незаконченности в области СП, которая в основном (но только в самом общем) представлении завершилась с принятием новой редакции СНБ в июле 2021 года. Как пишет одни из авторов Стратегии В.П. Назаров, «Если же говорить о новациях Стратегии 2021 года, то они настолько существенны, что делают данный документ не просто обновленной версией предыдущего, но основой для последующих важнейших политических решений, формирования новых подходов к обеспечению национальной безопасности. Так, уже в преамбуле впервые даны ключевые политические установки, показывающие место и роль России в мире: проводимый Российской Федерацией курс «обеспечил укрепление суверенной государственности России как страны, способной проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, эффективно противостоять попыткам внешнего давления» (Ст. 1)»[3].
Там же формулируется новая парадигма государственной политики обеспечения национальной безопасности: «Только гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процветание России» (выд. А.П.).
Если говорить о принципах СП, то к ним можно отнести такое понятие новой Стратегии, как «национальные приоритеты», которые расширил теоретическое и методологическое понимание и общее представление о СП. Как и прежняя редакция, Стратегия-2021 выстроена по 9 стратегическим национальным приоритетам, из которых только два можно отнести к составляющим «жесткой» безопасности, обеспечиваемой силовыми средствами. Остальные представляют собой приоритеты развития, состоящие из компонентов «мягкой силы». Вместе с тем сам состав стратегических национальных приоритетов претерпел весьма существенные изменения. Он включает в себя следующее:
1) сбережение народа России и развитие человеческого потенциала;
2) оборона страны;
3) государственная и общественная безопасность;
4) информационная безопасность;
5) экономическая безопасность;
6) научно-технологическое развитие;
7) экологическая безопасность и рациональное природопользование;
8) защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти;
9) стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество[4].
Вместе с тем, радикальное изменение в сценарии развития ВПО на рубеже 2022 года потребовало качественного пересмотра не только существующей практики стратегического планирования в России, но и самих принципов[5]. В частности, если речь идет о национальной стратегии[6] и стратегическом государственном планировании в условиях военных действий,[7] что и происходило постепенно в течение 2022 года как в области ВС, ОПК, так и в целом в социально-экономической, гуманитарной и промышленной политике России. Отличительными особенностями этого периода можно считать необходимость сохранения стратегического курса СНБ:
– в условиях масштабных, нарастающих санкции и ограничений по импортозамещению, требующих переходу в экономической политике к автаркии;
– в условиях вооруженного противоборства с широкой военно-политической, фактически полуглобальной, коалицией к созданию запасов ВВСТ и боеприпасов, реорганизации ОПК[8];
– в условиях стихийного формирования антиамериканской и антизападной коалиции в ответ на растущую агрессивность Запада к поиску новых союзников, партнеров и нейтрализации противников.
Что в целом подтверждалось практикой личного вмешательства Президента России в проблемы ОПК[9].Так, после посещения в августе 2022 года Тайваня спикером Конгресса США Пелоси, возникла необходимость переоценки позиции КНР, что могло в долгосрочной перспективе резко отразиться на состоянии МО-ВПО в мире. В июне-сентябре были внесены существенные коррективы в промышленную политику и работу ОПК, а в области военной политики и военного искусства стали набирать силу тенденции, связанные с непосредственным переходом от неэффективной контрактной системы к системе «частичной мобилизации».
Новая расстановка сил в мире, связанная в том числе с изменением позиции Китая и Ирана, а также ряда других стране, потребовала переоценки концепции внешней политики России. При этом было принципиально важно не переоценить возможности и намерения потенциальных союзников. Как справедливо считала В. Крашенниникова, «Провоцировать китайцев с их мудростью и выдержкой весьма сложно: государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева, полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы, учил Сунь-Цзы. Председатель Си, выдержав паузу, ответил на "нецивилизованную кампанию империалистов" вполне в этом ключе: "Мы продолжаем смотреть на мир широко раскрытыми глазами, чтобы не пропустить ни одной провокации со стороны американских реакционеров"[10].
У Китая есть масса средств ответить Америке и без войны. Конечно, больше всех пострадает, как всегда, инструмент провокации – в данном случае Тайвань. Едва Пелоси покинула остров, Китай демонстративно развернул широкомасштабные учения с трех сторон Тайваня, заявил о прекращении поставок песка, то есть кремния – сырья для микропроцессоров, принял другие меры. И это только за первый день, а ответ Пекина будет, без сомнений, "длинный".
В целом Россия исходила из того, что отношения Пекина с Вашингтоном не прервутся, но будут еще более напряженными. Внутри Китая притихнет проамериканское и прозападное лобби, которое там есть, как в любой стране.
В военной области перемены нарастали стремительно, а изменения в ВПО происходили качественные. Прежде всего, Россия фактически встала в позицию причисления США и их союзников к «сторонам конфликта», т.е. военным действиям, но без объявления войны.
Присоединение новых бывших российских регионов к России означало неизбежный новый этап в развитии СП России. Экстремальные условия и чрезвычайные обстоятельства не отменили принципов СП и целеполагания, но неизбежно вносили в них существенные коррективы. К сожалению, нередко с опозданием и далеко не всегда соответствовавшие масштабам происходящего.
Эти и другие радикальные изменения требовали от руководства страны отказаться от принятой в июле 2021 года парадигмы СНБ РФ «безопасность через развитие» в пользу всеобщей национальной мобилизации, но главные особенности Стратегии и СП сохранялись прежними.
Этого не произошло.
________________________________________
[1] Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин., Ю.В. Яковец. 4-е изд. перераб. и доп. М.: Экономика, 2011, с.340.
[2] Подберезкин А.И. Национальная стратегия в 20-е годы XXI столетия: возможные и вероятные варианты (СС. 365-376). В кн.: Тенденции развития системы международных отношений и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации: сборник материалов круглого стола (19 августа 2022 г.)/ под общ. ред. А.С. Коржевского; ВАГШ ВС РФ.- М.: Издательский дом «УМЦ», 2022.- 544 с
[3] Назаров В.П. Развитие теоретических и методологических основ стратегического планирования: монография / В.П. Назаров; под общ. ред. Т.А. Алексеевой. М.: КНОРУС, 2022, с.41.
[4] Назаров В.П. Развитие теоретических и методологических основ стратегического планирования: монография / В.П. Назаров; под общ. ред. Т.А. Алексеевой. М.: КНОРУС, 2022, с.42.
[5] Назаров В.П. Развитие теоретических и методологических основ стратегического планирования: монография / В.П. Назаров; под общ. ред. Т.А. Алексеевой. М.: КНОРУС, 2022. - 332 с
[6] Подберезкин А.И. Государственная стратегия безопасности России после февраля 2022 года // Обозреватель, 2022, № 5–6, cc. 5–27.
[7] Афиногенов Д.А., Грибин Н.П., Назаров В.П., Плетнев В.Я, Смульский С.В. Основы стратегического планирования в Российской Федерации: Учебное пособие /под общ. ред. В.П. Назарова. М.: Проспект, 2015, cc. 73–74.
[8] Подберёзкин А.И. Путём санкций, шантажа и военных угроз // Красная Звезда, 15 апреля 2022 г. / http://redstar.ru/putyom-sanktsij-shantazha-i-voennyh-ugroz/.
[9] Встреча Президента России с руководителями предприятий оборонно-промышленного комплекса./ ВПК, 23.09.2022 // https://vpk.name/news/633534_vstrecha_prezidenta_rossii_s_rukovoditelyami_predpriyatii_oboronno-promyshlennogo_kompleksa.html
[10] Крашенинникова В. США консолидируют военный фронт против Китая и России / РИА Новости, 4 августа 2022 / https://ria.ru/20220804/ssha-1807095733.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop