Системность. С точки зрения существа концепции стратегического планирования и её нормативного обеспечения задача стратегического планирования представляется решенной[1]. Так, к числу основных документов стратегического планирования относятся следующие:
DOTMLPF: Doctrine, Organization, Training, Materiel and Education, Personnel and Facilities.
– «доктрина, организация, обучение, материалы, лидерство и образование, персонал и помещения " – сокращение, используемое Министерством обороны США.
DOTMLPF определен в Система разработки интеграции совместных возможностей или JCIDS Process. Процесс JCIDS предоставляет пространство решений, которое рассматривает решения (заявленные в терминах дипломатической или военной организации), включая моделирование доктрины, организации, обучения, материальных средств, руководства и образования, персонала и объектов (DOTMLPF – объявлено "dot-mil-pf"), необходимый для выполнения миссии.
Поскольку комбатанты определяют требования в консультации с канцелярией министра обороны (OSD), они могут учитывать пробелы в контексте стратегического направления всех вооруженных сил США и влиять на направление требований на более раннем этапе процесса приобретения, в частности, материальные средства. Это также служит мнемоникой[2] для сотрудников, планирующих рассмотреть определенные вопросы, прежде чем предпринимать новые усилия.
– Доктрина
– Организация
– Обучение
– Материальное обеспечение
– Руководство
– Персонал
– Объекты
Вот пример того, как DOTMLPF будет интерпретироваться в военном контексте:
Доктрина: то, как они сражаются, например, акцентируя внимание на маневренной войне, комбинированных кампаниях "воздух-земля".
Организация: как они организуются для ведения боя; дивизии, авиационные крылья, десантно-воздушные наземные оперативные группы (MAGTF) и т. д.
Обучение: как они готовятся к тактическому бою; от базовой подготовки до продвинутой индивидуальной подготовки, различных типов тренировок отрядов, совместных учений и т. д.
Материальное обеспечение: все «вещи», необходимые для оснащения войск, то есть оружие, запасные части и т. д., чтобы они могли действовать эффективно.
Лидерство и образование: как они готовят своих лидеров вести бой от лидера отряда до 4-звездочного генерала / адмирала; повышение квалификации.
Персонал: наличие квалифицированных кадров для мирного, военного и различных непредвиденных действий
Объекты: недвижимое имущество; установки и промышленные объекты (например, государственные предприятия по производству боеприпасов), которые поддерживают вооруженные силы.
Идея состоит в том, чтобы устранить пробел в возможностях, и CJCSI 3170.01G – Система интеграции и развития совместных возможностей, 1 марта 2009 г., является основной инструкцией. это включает как материальные средства (требующие новых программ оборонных закупок), так и нематериальные (не требующие новых программ оборонных закупок) решения
На практике эти принципы были реализованы против её СВО на Украине в 2022 году. В частности, через специальные программы поставок ВВСТ, которые к концу сентября привели к следующим результатам[3]:
В конце сентября Министерство обороны (DoD) объявило о дополнительной помощи Украине в области безопасности примерно на 1,1 миллиарда долларов в рамках Инициативы содействия безопасности Украины (USAI). Он представляет собой многолетнее вложение в критически важные возможности для создания прочной мощи Вооруженных сил Украины, которые продолжают защищать суверенитет и территорию Украины перед лицом российской агрессии. В отличие от президентского управления по выборке (PDA), которое Министерство обороны продолжает использовать для доставки оборудования в Украину из запасов Министерства обороны историческими темпами, USAI является органом, в соответствии с которым Соединенные Штаты закупают возможности у промышленности. Это объявление представляет собой начало процесса заключения контрактов на предоставление Украине дополнительных приоритетных возможностей в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Возможности включают:
– 18 высокомобильных артиллерийских ракетных систем (HIMARS) и связанные с ними боеприпасы;
– 150 бронированных высокомобильных многоцелевых колесных машин (HMMWV);
– 150 тактических машин для буксировки вооружения;
– 40 грузовиков и 80 прицепов для перевозки тяжелой техники;
– Два радара для беспилотных летательных аппаратов;
– 20 многоцелевых радаров;
– противобеспилотные воздушные системы;
– Тактические защищенные системы связи, системы наблюдения и оптика;
– Оборудование для обезвреживания взрывоопасных предметов;
– Бронежилеты и другое полевое снаряжение;
– Финансирование обучения, обслуживания и поддержки.
В общей сложности с января 2021 года Соединенные Штаты выделили Украине около 16,9 млрд. долларов помощи в области безопасности. С 2014 года Соединенные Штаты уже выделили Украине около 19 млрд. долларов помощи в области безопасности, а с начала «вторжения» России — более 16,2 млрд долларов США. Через PDA и USAI Министерство обороны продолжает работать с Украиной, чтобы удовлетворить как ее немедленные, так и долгосрочные потребности в помощи в области безопасности. Вместе с нашими союзниками и партнерами наши совместные усилия помогут Украине продолжать добиваться успеха сегодня, создавая прочную мощь украинских вооруженных сил.
Многодоменность и глобальность
После шести лет теоретизирования, военных игр и дискуссий «Многодоменные операции» наконец превратились из футуристической концепции в практическое руководство по ведению войны великих держав. 11 октября 2022 года министерство Армии официально выпустило новую редакцию Полевого руководства FM 3-0, Операции[4] . Это полностью переработанная версия, которая стала короче, более упорядоченной и сосредоточена на том, как командиры могут выполнять многодоменные операции не в ближайшие годы с еще не созданными технологиями, а с армией, которая существует сегодня. Именно эта особенность стала решающим выводом СВО на Украине, когда ВС РФ действовали имеющимися в их распоряжении реально ресурсами.
Новым здесь является не сама концепция многодоменности. Идея, по сути, требует еще более тесной, все более компьютеризированной координации между вооруженными силами во всех пяти «доменах» — суше, море, воздухе, космосе и киберпространстве — для победы над высокотехнологичными национальными государствами, такими как Китай. Вместо этого, что нового в FM 3-0, так это все усилия, чтобы объяснить многодоменность в традиционных военных терминах, и сознательное усилие сделать его применимым к сегодняшнему дню, а не к какому-то туманному будущему конфликту[5].
«Мы думали о том, чтобы выпустить его раньше», — сказал в недавнем эксклюзивном интервью Breaking Defense начальник штаба сухопутных войск генерал Джеймс МакКонвилл. [Но] мы немного подождали, чтобы убедиться, что мы можем извлечь уроки из Украины. «Теперь, — продолжил МакКонвилл, — точно так же, как [новые] системы вооружения, мы хотим попасть в руки наших солдат и командиров, и позволить им отрабатывать доктрину и работать над ней в учебных центрах, и убедиться, что у нас все в порядке»[6]. И «по мере извлечения уроков мы будем обновлять доктрину». Это вечный цикл обучения, в котором выводы из теории используются на практике, а уроки из практики изменяют теорию.
Предыдущее издание FM 3-0 , выпущенное в том же месяце в 2017 году, включало несколько коротких разделов о «многодоменной битве», как армия первоначально назвала эту концепцию, прежде чем критики заявили, что она слишком узко фокусируется на физическом столкновении оружия , а не к материально-техническому, стратегическому и политическому контексту боя. Но большая часть текста 2017 года на самом деле была пережитком предыдущих изданий.
Полевое руководство 2022 года, напротив, полностью переписано, и от начала до конца пропитано императивом проведения многодоменных операций. Он даже впервые включает полную главу о роли сухопутных войск на морских театрах военных действий, таких как Тихоокеанский регион, в поддержке ВМФ и ВВС, например, путем обеспечения противовоздушной и противоракетной обороны на островах. «Это делает многодоменные операции больше не концепцией будущего, а оперативной концепцией», — сказал Ричард Крид, глава Управления общевойсковой доктрины в Форт-Ливенворте, штат Канзас. Полковник в отставке и ветеран Боснии, Ирака и Афганистана Крид работал над разработкой многодоменных операций от широкой концепции примерно в 2016 году до сегодняшней подробной исполняемой доктрины. «Это должно быть выполнено теми силами, которые у нас есть сейчас», — сказал Крид Breaking Defense. «Вы идете на войну с той армией, которая у вас есть».
________________________________________
[1] Средства защиты российской идентичности: монография / О.В. Боброва, А.И. Подберезкин.- Подольск: ПФОП, 2022.- 416 с.
[2] Мнемо́ника (др. греч. μνημονικόν искусство запоминания), мнемоте́хника совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей): замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией, различные модификации для упрощения запоминания. Также термин «мнемоника» (аналог пиктограммы) употребляется как обозначение визуализации (в виде изображения, набора символов либо предметов) некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание или идентификацию.
[3] 1,1 миллиарда долларов США на дополнительную помощь в обеспечении безопасности для Украины, «Срочные военные новости», 28 сентября 2022 г. / https://www.defense.gov/News/Releases/Release/Article/3173378/11-billion-in-additional-security-assistance-for-ukraine/
[4] Фридберг, Сидней, Дж. Как мы сражаемся: Армия выпускает совершенно новое руководство по междоменным операция». Срочные новости, 10.10-.2022//https://breakingdefense.com/2022/10/how-we-fight-army-issues-all-new-handbook-for-multi-domain-war/
[5] Подберезкин А.И. Национальная стратегия в 20-е годы XXI столетия: возможные и вероятные варианты (СС. 365-376). В кН.: Тенденции развития системы международных отношений и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации: сборник материалов круглого стола (19 августа 2022 г.)/ под общ. ред. А.С. Коржевского; ВАГШ ВС РФ.- М.: Издательский дом «УМЦ», 2022.- 544 с
[6] Фридберг, Сидней, Дж. Как мы сражаемся: Армия выпускает совершенно новое руководство по междоменным опрерпациям». Срочные новости, 10.10.2022 г. / https://breakingdefense.com/2022/10/how-we-fight-army-issues-all-new-handbook-for-multi-domain-war/