01 января 2003
2138

Приоритетные направления деятельности МЗ Саратовской области (Интервью с министром здравоохранения В.И.Завалевым)

Встречи с лучшими организаторами здравоохранения нашего города помогают читателям журнала ознакомиться с состоянием дел в области медицины, узнать много нового и полезного о возможностях медицинской помощи, лечебных учреждениях. Как же осуществляется работа по управлению здравоохранением области, какими рычагами приводится в движение сложный механизм организации и контроля за деятельностью медицинской службы на огромной территории? С таким вопросом мы обратились к министру здравоохранения Саратовской области Завалёву Валентину Ивановичу.

- В деятельности министерства здравоохранения области одним из приоритетных направлений является организационно-методическая работа, поддерживающая управленческую вертикаль в здравоохранении. Организационно-методическая работа является инструментом контроля и реализации основных направлений реформирования здравоохранения.

Работа министерства осуществляется на основе перспективных годовых, месячных и недельных планов работы, еженедельно проводится анализ и обобщение результатов реализации намеченных планом мероприятий с заслушиванием на рабочих совещаниях у министра.

Министерством проводится целенаправленная работа по контролю за деятельностью учреждений здравоохранения, разработана методология планирования деятельности лечебно-профилактических учреждений, выработана единая схема составления отчетов и формирования планов основных мероприятий. С целью контроля за основными направлениями деятельности и оказания методической помощи главным врачам лечебно- профилактических учреждений, между заместителями министра и начальниками управлений министерства здравоохранения распределена курация за лечебно-профилактическими учреждениями области.

- Как же на деле осуществляется контроль над состоянием медицинской помощи в области?

- Специалисты министерства здравоохранения, главные внештатные специалисты участвуют в комплексных проверках состояния оказания медицинской помощи населению с последующим разбором выявленных недостатков, выработкой рекомендаций по их устранению. За 9 месяцев произведено 9 выездов в районы области - Краснокутский, Аркадакский, Турковский, Ртищевский, Красноармейский, Ровенский, Пугачевский, Петровский, Аткарский.

Одной из форм организационно-методической работы министерства здравоохранения является проведение заседаний коллегии, в том числе с выездом в районы области, в которых обязательное участие принимают заместители глав муниципальных образований по социальным вопросам. За 9 месяцев 2002 года было проведено 6 заседаний коллегии, в том числе 3 выездных - в Ртищевском, Аткарском и Пугачевском районах.

- Какие вопросы обсуждались на заседаниях коллегии?

- Наиболее актуальные вопросы здравоохранения: о неотложных мерах по борьбе с туберкулезом в области; о мероприятиях по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на территории области в 2001 году; о реализации Концепции развития здравоохранения в Ртищевском, Аткарском и Пугачевском районах. Подведены итоги деятельности лечебно-профилактических учреждений области за первое полугодие и определены задачи до конца 2002 года; дана оценка внедрению ресурсосберегающих технологий в лечебно-профилактических учреждениях области; обсуждены результаты проведения летней оздоровительной кампании, итоги диспансеризации детского населения области. Ежеквартально проводятся заседания коллегии, посвященные охране здоровья женщин и детей, вопросам снижения младенческой и предотвращения материнской смертности.

- С какими организациями, муниципальными и общественными, необходим постоянный методический контакт для более результативной работы здравоохранения?

- Министерство здравоохранения осуществляет тесное взаимодействие с комитетом по делам ЗАГС в части проведения ежедневного мониторинга причин смерти населения области; проводит систематическую работу по обеспечению достоверности статистического учета причин смерти, контролируя правильность заполнения медицинских свидетельств о смерти с разбором результатов проверок на областных постоянно действующих семинарах.

Осуществляется постоянное сотрудничество с областным комитетом государственной статистики в рамках обмена статистической информацией по сети и кадрам медицинских учреждений, заболеваемости инфекцион-ными болезнями, демографической ситуации в Саратовской области (ста-тистический сборник).

Министерство здравоохранения принимает активное участие в работе межрегиональной ассоциации "Большая Волга" по вопросам совершенст-вования координации деятельности отрасли здравоохранения. 17 апреля 2002 года состоялось заседание областного комитета здравоохранения по вопросам:

Актуальные проблемы развития трансплантологии в регионе: медицинские и юридические аспекты. Биоэтика и медицина; утверждение методики "О едином подходе к формированию тарифов на медицинские услуги, оплачиваемые в порядке межтерриториальных взаиморасчетов". Вопросы разработки, внедрения и эффективности профилактических программ по сохранению и укреплению здоровья населения Поволжского региона.

- Какие мероприятия вашего ведомства имеют цель повысить профессиональный уровень организаторов здравоохранения и престиж медицинских профессий?

- Министерством здравоохранения проводится целенаправленная подготовка руководящего звена здравоохранения районов области и специалистов на постоянно действующих семинарах (за 9 месяцев проведено 23 областных семинара для главных врачей областных, центральных районных и участковых больниц, заместителей главных врачей), на областных научно-практических конференциях (за 9 месяцев проведено 12 конференций).

С целью повышения престижа профессии медицинской сестры министерством здравоохранения области проводится активная целенаправ-ленная работа по возрождению сестринской профессии, ее значимости. Подготовлено и проведено областное совещание средних медицинских работников, на котором прозвучали наиболее проблемные и актуальные вопросы сестринского дела; готовится областной конкурс "Лучшая медицинская сестра".

- Как происходит координация деятельности учреждений здравоохранения в условиях большого количества муниципальных образований?

- В сложившихся условиях, в целях оптимального использования ресурсов здравоохранения, министерство здравоохранения области выбрало универсальный способ сочетания администрирования и совместной деятельности на паритетных, взаимовыгодных началах. С 1999 года министерством здравоохранения заключаются соглашения с главами администраций всех муниципальных образований о принципах сотрудничества в области здравоохранения. Соглашения предусматривают комплекс основных мероприятий по охране здоровья населения каждого района области с учетом состояния заболеваемости и развития сети лечебно- профилактических учреждений. В соглашениях детализированы основные показатели, характеризующие состояние здоровья населения, обеспечение материально-техническими ресурсами; социальные гарантии для медицинских работников и вопросы финансирования отрасли.

- Как осуществляется контроль за ходом выполнения соглашений?

- С целью контроля за ходом выполнения соглашений, специалистами министерства здравоохранения области проводится ежеквартальный анализ выполнения соглашений в разрезе каждого муниципального образования. По результатам анализа руководители органов здравоохранения, центров ГСЭН, заместители глав администраций по социальной сфере районов заслушиваются на совещаниях при министерстве здравоохранения.

В соответствии с распоряжением Правительства области, с целью формирования единой информационной системы здравоохранения Саратовской области и внедрения компьютерных технологий сбора, обработки, хранения и предоставления информации, обеспечивающей динамическую оценку состояния здоровья населения, при министерстве здравоохранения области в мае 2002 года создан медицинский информационно-аналитический центр.

- Использует ли министерство здравоохранения области формы международного сотрудничества?

- В целях совершенствования регионального законодательства в сфере здравоохранения и оптимизации медицинской помощи, министерством осуществляется международное сотрудничество со Всемирной организацией здравоохранения. Проблеме прав пациента, правам и обязанностям медицинского персонала были посвящены две конференции с участием представителей норвежского здравоохранения, проведенные в Саратовской области в 2001- 2002 годах.

Представители министерства здравоохранения участвовали в международ-ной конференции, проведенной институтом им. И. М. Сеченова в Москве и посвященной проблеме врачебной тайны и проблеме информирования пациентов с целью получения добровольного согласия на медицинское вмешательство.

В рамках сотрудничества с ВОЗ, представители министерства принимали участие в международных конференциях: "Проблемы социальной адаптации пожилых людей", проводимой в Венгрии; "Новые организационные формы оказания противотуберкулезной помощи населению в современных условиях".

Представители минздрава Саратовской области принимали участие в конференциях по вопросам: "Проблемы легочных заболеваний и туберкулеза" (Европейская конференция стран Европейского содружества, Румыния); "Российская сеть по борьбе с ВИЧ-инфекцией" (российско- канадский проект, г. Красноярск); "Терапия психических расстройств" (Всемирная ассоциация нейропсихофармакологов, Испания); "Лечение заболеваний центральной нервной системы" (Египет); в XII Европейском респираторном конгрессе (Швеция).

- Как мы видим, работа министерства не стоит на месте, его сотрудники постоянно находятся в поисках новых форм сотрудничества, осваивают прогрессивный опыт. А как обстоят дела с законодательной базой? Насколько успешно проходит формирование новых правовых документов с учетом интересов медиков и пациентов?

- Министерство здравоохранения области осуществляет тесное взаимо-действие с областной Думой по законотворчеству и совершенствованию законодательства в сфере здравоохранения; разработке целевых программ; обсуждению и согласованию проектов изменений и дополнений в федеральное законодательство. В 2002 году министерством здраво-охранения области разработаны, а Думой приняты изменения и дополнения в Законы Саратовской области: "О противотуберкулезной помощи и защите помощи и защите населения от туберкулеза", (установлены дополнительные социальные гарантии работникам фтизиатрической службы); "О народной (альтернативной) медицине".

В настоящее время разрабатываются изменения и дополнения к Закону "О здравоохранении Саратовской области", направленные на создание единой системы охраны здоровья населения, усиление ответственности органов местного самоуправления за обеспечение государственных гарантий по охране здоровья граждан.

По инициативе министерства (в связи с принятием законов на федеральном уровне) Законы Саратовской области "О праве на медицинскую деятельность и ответственности при ее осуществлении", "Об иммунопрофилактике населения Саратовской области" признаны утратившими силу.

В целях корректировки и уточнения мероприятий, постановлением Саратовской областной Думы внесены изменения в областную целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом на 2001-2005 годы". В настоящее время проводится совместная работа по принятию целевых программ развития донорства и охраны репродуктивного здоровья населения области, по согласованию и экспертизе проектов изменений федерального законодательства, по вопросам охраны здоровья граждан.

В 2002 году министерством здравоохранения области проведено согласование изменений и дополнений к федеральным законам ("О лекарственных средствах", "О наркотических средствах и психотропных веществах", "О государственной судебно-экспертной деятельности", "Об основах социального страхования", "Об ограничении курения табака", "О лицензировании отдельных видов деятельности" и другие); к законодатель-ным актам в области осуществления обязательного медицинского страхования; проектам федеральных законов "О противодействии распрост-ранению наркомании и токсикомании в Российской Федерации", "О мини-мальных государственных стандартах" и другим.

- А взаимодействие с другими министерствами Правительства области столь же плодотворно?

- Да. И результат - постановления Правительства области и губернатора, регулирующие вопросы предупреждения инфекционных заболеваний, порядок лекарственного обеспечения (в том числе и льготного), торговые наценки на лекарственные средства; обеспечивающие организацию медицинского обеспечения подготовки граждан к военной службе, организацию лицензирования в сфере здравоохранения и другие. Все они направлены на непосредственное обеспечение законодательно закреплен-ных норм по охране здоровья граждан.

- Наконец, самый больной для медицинской отрасли вопрос: как и из чего складывается бюджет здравоохранения и существуют ли методы контроля над состоянием финансовой дисциплины?

- На нужды здравоохранения области в текущем году планировалось направить 3 млрд. 175 млн. руб., в том числе из бюджета 2 млрд. 299, 8 млн. рублей, из фонда ОМС - 765, 2 млн. руб., за счет оказания платных услуг в учреждениях здравоохранения области - 150 млн. рублей, за счет реализации на территории области федеральных целевых программ - 59 млн. руб.

Последний показатель на сегодня перевыполнен в 1,8 раза, т.е. из федерального бюджета получено медикаментов, оборудования, вакцин и др. материальных ценностей на 108 млн. рублей.

Из общей суммы бюджетных расходов отрасли наибольшая доля - 26,8% приходится на здравоохранение г. Саратова.

В настоящее время в областную Думу на рассмотрение представлен проект бюджета области на 2003 год, в котором расходы отрасли по сравнению с текущим годом увеличены в 1,2 раза.

Данный проект предусматривает в полном объеме расходы на выплату заработной платы, оплату топливно-энергетических ресурсов, оплату льгот по коммунальным услугам. Для каждого муниципального образования, пусть не в полном объеме, предусмотрены расходы на капитальный ремонт.

Министерство здравоохранения области осуществляет ведомственный контроль за целевым, рациональным использованием средств, поступающих в лечебные учреждения. Используются различные формы, начиная с согласования фонда оплаты труда при проведении совместной работы с руководителями здравоохранения муниципальных образований области над проектом бюджета на последующий финансовый год, заканчивая проведением проверки и ревизий.

В текущем году в учреждениях области проведено 32 ревизии и тематических проверки.

Созданная при министерстве здравоохранения балансовая комиссия также является одним из методов контроля за состоянием финансовой дисциплины и соблюдением законодательства в здравоохранении.

01.01.2003
sofit.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован