Аннотация
Проблема объективности педагогических измерений –малоисследованная и спорная. Некоторые авторы полагают объективными результаты любого теста, другие – только отвечающие критериям надёжности и валидности. Третьи считают подлинную объективность недостижимой вообще.
G.Rasch создал модель измерения, позволяющую математически обеспечивать т.н. «специфическую» объективность[2]. Его последователи создали своеобразную систему теорий, моделей, принципов, решающих правил и методов обоснования качества и упомянутой объективности получаемых результатов измерений. Всё это получило название Rasch Measurement (RM). Некоторые авторы утверждают, что RM объективны вообще. Но c философской точки зрения это спорно. Правильнее было бы говорить об объективированном педагогическом измерении, потому что в нём всегда имеют место субъективные элементы. Некоторые такие элементы не устранимы, или трудно устранимы. Целенаправленное уменьшение субъективных элементов - процесс продвижения к объективности.
В настоящей статье делается попытка найти определить направления движения к достижению объективированных результатов. В дополнение к двум известным критериям качества результатов – надёжности и валидности - предлагается ввести ещё два критерия – эффективности и объективности результатов педагогических измерений. Взятые вместе, эти четыре критерия лучше обеспечивают процесс эффективности и качества педагогических измерений.
Ключевые слова: объективность, процесс объективации тестовых результатов, Rasch Measurement.