Владимир Гамза: Кредитную, лизинговую и иную финансовую поддержку предприятий МСП необходимо осуществлять на основе адресного субсидирования процентной ставки и стоимости финансовых услуги всех субъектов МСП.
Проблемы:
- наличие огромного числа федеральных (около пятидесяти) и региональных (сотни) государственных структур развития предпринимательства и поддержки малого и среднего бизнеса (МСП), не связанных в единую систему развития предпринимательства по единой национальной программе;
- переход большинства институтов развития на коммерческую основу в своей деятельности (Россельхозбанк, Росагролизинг, ГТЛК, МСП Банк, АИЖК и др.), что создает неравную конкуренцию на рынке и не поддерживает, а подавляет развитие МСП в этих отраслях;
- расходы бюджета на поддержку МСП не приносят адекватного результата расширения и развития малого бизнеса, так как поддержка предоставляется, как правило, наиболее развитым и финансово устойчивым средним предприятиям, способным и без мер поддержки вести эффективный бизнес;
- отсутствие единой методологии оценки качества бизнеса, финансового состояния и кредитоспособности субъектов МСП, наличие в каждом институте развития своих собственных (чаще всего избыточных) требований к набору и содержанию документов, предоставляемых соискателями на получение мер поддержки;
- неоправданные ограничения по участию кредитных и иных финансовых организаций в реализации программ поддержки МСП.
Решения:
- реорганизовать Корпорацию МСП, установив ее главной функцией формирование, развитие, координацию и контроль отраслевых, региональных и муниципальных финансовых систем развития и поддержки субъектов МСП;
- установить единый порядок деятельности федеральных институтов развития МСП: исключительно через региональные и муниципальные институты развития и поддержки МСП и региональные кредитные и финансовые организации;
- кредитную, лизинговую, гарантийную, факторинговую и иную финансовую поддержку предприятий МСП осуществлять на основе адресного субсидирования процентной ставки и стоимости финансовых услуги всех субъектов МСП, ограничив лишь максимальную сумму субсидии «в одни руки»;
- субсидирование предприятий МСП, получивших коммерческое финансирование, осуществлять из Федерального казначейства РФ через кредитные и финансовые организации, предоставившие такое финансирование, после подтверждения поступления каждого календарного платежа по кредитному или иному договору финансирования;
- право на получение кредитной и иной финансовой субсидии предоставить всем субъектам МСП, внесенным в соответствующий реестр ФНС России как предприятия, ведущие реальную предпринимательскую деятельность;
- институтам развития консалтинговую поддержку предприятий МСП осуществлять исключительно через федеральные и региональные объединения предпринимателей, саморегулируемые организации и отраслевые ассоциации;
- Банку России утвердить для кредитных организаций методику оценки качества заемщика из числа субъектов МСП на основе анализа его бизнес-модели, профессионального уровня персонала и результатов предпринимательской деятельности;
- формирование условий и порядка деятельности, налогообложения и поддержки малых предприятий, индивидуальных предпринимателей и самозанятых передать в исключительное ведение субъектов Федерации, установив для них лишь минимальные и максимальные фискальные ставки и уровни поддержки.
Владимир Гамза,
Председатель Комитета ТПП РФ
по финансовым рынкам и кредитным организациям