Вопрос: Человек продает машину, перед подписанием договора покупатель осматривает машину в сервисе, сделка заключается, но в тот же день покупатель звонит и говорит, что машина сломана и требует компенсации или возврата денег. Как действовать?
Ответ: Ситуации, подобные описанной нашим читателем, встречаются на практике довольно часто. В некоторых случаях все заканчивается на уровне устных претензий, но и судебные тяжбы в связи с продажей автомобиля с недостатками не так уж и редки. Какие решения обычно выносятся? Разные – как в пользу продавца, так и в пользу покупателя. Иными словами, все зависит от конкретных обстоятельств. При этом суды руководствуются требованиями закона по качеству товара при заключении договора купли-продажи. Итак. Качество продаваемого автомобиля должно соответствовать договору купли-продажи. Следовательно, в договоре купли-продажи автомобиля должно быть отражено условие о его качестве. Обязанность продать качественный автомобиль лежит на продавце. Более того, продавец должен сообщить покупателю о недостатках товара. С другой стороны, в договоре купли-продажи автомобиля практически всегда оговаривается вопрос проверки его качества. Понятно, что в этом, прежде всего, заинтересован покупатель. Как правило, указанные требования закона соблюдаются сторонами “без проблем”, если речь идет о видимых недостатках автомобиля (к примеру, помят бампер). Другое дело, скрытые недостатки товара, о которых, судя по всему, и идет речь в вопросе читателя. Обычно скрытые недостатки автомобиля продавцом не афишируются. Между тем, если продавец недостатки товара не оговорил, то покупатель вправе потребовать уменьшения покупной цены либо устранения недостатков или возмещения расходов на их устранение. Если же речь идет о существенных (неустранимых или выявлящихся неоднократно) недостатках автомобиля, то покупатель имеет право отказаться от договора купли-продажи и потребовать полного возврата уплаченной суммы (естественно, возвратив автомобиль продавцу). Претензия по качеству товара предъявляется, как указано в законе, в разумный срок (чем быстрее, тем лучше). Полагаем, что это должен быть не просто звонок по телефону, а оформленная в письменном виде и надлежащим образом отправленная продавцу (заказным письмом и с уведомлением о вручении) претензия. Допустим, продавец и покупатель не найдут общий язык. Тогда им придется судиться. Чем руководствуется суд при рассмотрении такого рода дел и почему, как отмечалось выше, выносятся разные решения? Покупатель, обращаясь в суд, должен (должен!) доказать, что недостатки товара возникли до передачи ему автомобиля. В этом случае продавец будет отвечать за недостатки товара. В противном случае, решение будет вынесено в пользу продавца. Как покупателю доказать наличие недостатков (тем более, скрытых) автомобиля? Ходатайствовать перед судом о назначении судебной автотехнической экспертизы. Очевидно, что и суд не располагает специальными познаниями по вопросу о качестве автомобиля, поэтому, несомненно, назначит соответствующую экспертизу, результаты которой и будут положены в основу решения. Надо сказать, что суд вообще, а проведение экспертизы, в частности, представляют собой довольно протяженные во времени процессы. Говоря проще, стороны будут нести временные, материальные и психологические издержки. В этой связи пожелание договариваться и не доводить дело до суда выглядит заслуживающим внимания. Удачи!
А. Арутюнов, председатель Московской коллегии адвокатов “Арутюнов и партнеры”, адвокат, доктор юридических наук, профессор МГПУ (www.mhealth.ru)