Экономичность, социальная согласованность и профессиональная прозорливость менеджмента являются стратегическими конкурентными преимуществами организаций и стран. Современная концепция добротного управления опирается на понятия, характеризующие общий подход как целостный, превентивный, проактивный, социально ответственный, риск-ориентированный, диагностичный. Управленческая наука ХХ-го века создала множество методик, предназначенных для того, чтобы помогать эффективному управлению человеческими организациями. Главные недостатки этих методик состоят в их разобщенности и трудоемкости. На пути интеграции результатов прикладной науки об управлении до совсем недавнего времени стояли как теоретические, так и технологические трудности. Теоретическая часть проблемы состояла в том, что для согласования методик, созданных в разное время разными авторами требовалась абстрактная концепция высокой обобщающей способности, адаптируемая к любой реальной организации и к любой методике изучения этой организации. Технологическая же трудность заключалась в том, что даже при наличии практичной теории задача по сбору и диагностической обработке необходимой для добротного и, если можно применить этот оксиморон, оперативно-стратегичного управления была чрезвычайно громоздкой, трудоемкой, медленной и дорогостоящей.
Нужна была возможность быстро и недорого производить управленческие диагностики, позволяющая своевременно, документированно, точно и согласованно информировать руководителей не просто о состоянии объекта управления, но и о его актуальных проблемах и назревающих рисках. Желательно было на практике реализовать принцип В.Парето, состоящий в том, что примерно 20 процентов правильно выбранных действий производят приблизительно 80 процентов полезных результатов. Нужна была новая технология управления, повышающая экономичность, адаптивность и оперативность управления. Исследования и эксперименты последних лет вкупе с развитием информационных и коммуникационных технологий показали, что возможность реализации этой технологии вполне созрела. Более того, уже создается программный продукт, который способен помочь руководителям реализовать эту технологию в каждодневной практике управления. Разработка ведется под условным названием "Дорожная Карта".
Управленческая диагностика организации - это систематический сбор, интерпретация, анализ и удобное представление информации о состоянии организации с целью выявления фактических и потенциальных, актуальных и назревающих проблем, знания о которых формулируются в терминологии поддержки принятия решений и управления рисками. Диагносты решений не принимают и не осуществляют, - это прерогатива и обязанность соответствующих руководителей, которые принимают решения не только на основе диагностики.
С методической точки зрения, чтобы быть эффективной, управленческая диагностика должна быть:
- целостной, то есть держащей в поле зрения весь рисковый ландшафт организации с приоритетом защиты системообразующих целей;
- нормативной, то есть отслеживающей отклонения состояния объекта от эталонного;
- синергичной, то есть принимающей во внимание совокупное влияние одновременно присутствующих факторов (до целесообразного уровня точности);
- нетрудоемкой, то есть она должна проводиться таким образом, чтобы минимально отвлекать стейкхолдеров от основной работы и приносить результаты, существенно превышающие расходы на ее проведение;
- ситуационной, то есть принимающей во внимание особенности конкретных ситуаций, в которых находится объект диагностики. Простейший классификатор ситуаций: штатная - нештатная - непонятная; линейная - бифуркационная - непонятная. Инструментарий управления имеет специфику в зависимости от того, в какой ситуации он применяется.
Типичные результаты управленческих диагностик:
Составлена общая картина положения дел в организации;
Определены и ранжированы основные риски и проблемы, а также их дислокация в организации;
Выявлены возможные последствия проблем, если не заниматься их решением;
Выделены факторы, из-за которых возникают проблемы;
Оценены ресурсы развития и потенциал сопротивления изменениям.
Основные проблемы диагностики состоят в:
обеспечении достоверности;
достижении приемлемой оперативности;
возможности пропуска проблемы или риска;
возможности выдачи ложного сигнала о наличии проблемы. Чем выше вероятность "ложной тревоги", тем меньше вероятность пропуска неисправности, и наоборот, а задача диагностики состоит в нахождении "золотой середины";
трудности многосвязного представления разных аспектов деятельности организации;
экономичности получения информации, то есть в обеспечении минимальной трудоемкости при достижении приемлемой точности и оперативности.
Программный пакет "Дорожная Карта" - это инструмент диагностики рисков организации на основе извлечения информации из ее внутренней социальной сети. Интеллектуальная компьютерная программа предназначена для использования руководителями организаций и их подразделений, освобождая их от излишних совещаний и рутины. "Дорожная Карта" помогает именно руководителю, усиливая его диагностические возможности и ослабляя поток рутины, идущей на него лично. В отличие от программных продуктов типа Систем Поддержки Принятия Решений на основе баз данных, эта программа опирается не только на объективные данные об организации, но и на мнения ее компетентных стейкхолдеров о приоритетах, рисках, миссиях, ценностях, самих стейкхолдерах и структурах (стейкхолдеры - все лица и организации, заинтересованные в деятельности данной организации.)
Главный логический модуль, содержащий ноу-хау, - это "Диагност". Он сопоставляет матрицу ответов со словарем диагностических гипотез по критериям, закладываемым в диагностическую методику. "Дорожная карта" адаптируется к особенностям сферы интересов использующего ее руководителя, она может уточняться отраслевыми версиями и развиваться версиями со все более углубляющейся логикой блока "Диагност".
Модуль "ДиаГен", также содержащий ноу-хау, позволяет сделать разнообразные методики совместимыми. Функционал и логика этого модуля опираются на комбинаторику, нечеткую математику, теорию рисков, нейронные сети, фрактальные структуры, встроенный учебник и типовые тексты.
Остальные модули служат инфраструктурой для "Диагноста".
Модуль "Настройщик" позволяет шаг за шагом адаптировать "Дорожную карту" под специфику данной организации.
Интерактивный "Опросник" под управлением пользователя или модуля "РоботРадар", который по существу является диспетчером автоматических диагностик, рассылает приглашения респондентам к участию в опросах на все современные средства связи. Он также в необходимых случаях автоматически рассылает напоминания участникам диагностики, а также и сообщения модулям "Протоколист" и "База данных".
Интерфейсы программы создаются удобно-интуитивными для пользователя-руководителя. Программа не требует специальной установки и обучения сотрудников: единственный человек, которому потребуется небольшой тренинг, это сам пользователь-руководитель.
"Дорожная Карта" способна производить, как минимум, восемь типов диагностик:
Состояние параметров организации и критических индикаторов риска.
Мнение руководителя vs. Мнение группы.
Качества, поведение и квалификация стейкхолдеров.
Неформальная структура семейства стейкхолдеров.
Общие характеристики тенденций развития параметров организации.
Многоаспектные характеристики по совокупности методик.
Динамика параметров и мнений во времени.
Противоречия в диагностических гипотезах, выведенных с применением разных методик.
Результаты применения указанных восьми типов диагностик сводятся в разнообразные интерактивные карты рисков и подкрепляются текстовыми отчетами. На основе приведения многообразных методик к единому формату в перспективе можно строить и другие логические схемы диагностирования.
"Дорожная Карта" позволяет руководителю:
расширять сферу своей влиятельности и круг помощников;
лучше управлять своей командой;
ранжировать факторы по важности;
предвидеть развитие рисков;
своевременно сигнализировать о симптомах назревающих проблем;
выявлять рисковый аппетит стейкхолдеров;
выявлять психологические характеристики стейкхолдеров;
выявлять неформальную структуру коллективов;
выявлять группировки за и против своих идей и решений;
оценивать уровень и сферы компетентности сотрудников;
снизить нагрузку на руководителя, сокращая количество совещаний;
автоматизировать часть идущей на руководителя рутины;
тренировать сотрудников организации;
...
Расширение сферы влиятельности руководителя-пользователя происходит за счет того, что "Дорожная Карта" позволяет быстро опрашивать и оценивать широкий круг помощников, а также - протоколировать характеристики их поведения в отношении миссий, в диагностику которых они вовлекаются руководителем.
Компоненты управленческих миссий ранжируются "Дорожной Картой" на основе факторов, включаемых в конкретную диагностическую методику из "Контейнера методик". Эти компоненты размечаются в светофорные цвета на интерактивной карте, которая по итогам диагностик подается на дисплей руководителя с акцентом на наиболее актуальные симптомы проблем по установленным индикаторам риска.
Модуль "Диагност" может выявлять рисковый аппетит и психологические характеристики стейкхолдеров на основе протоколирования их участия в диагностиках, запускаемых руководителем-пользователем или "Диспетчером автоматических диагностик".
Выявление потенциальных коалиций стронников и противников миссий производится "Диагностом" либо на основе данных "Протоколиста".
Выявление уровня и сферы компетентности сотрудников "Дорожная Карта" производит на основе сравнения индивидуальных ответов данного респондента с усредненными показателями всей группы респондентов, а также с историческими данными прошлых диагностик.
Снижение нагрузки на руководителя происходит из-за того, что значительная часть формальной и логической работы по обсуждению коллективных решений переносится на компьютер, уменьшая потребность в созыве совещаний. Более того, хорошо работающие испытанные методики могут ставиться на автоматический регулярный повтор через модуль "Диспетчер автоматических диагностик". На основе ответов респондентов модуль "Диагност" производит рассчеты по матрицам индивидуальных респондентов и общие рассчеты группового характера, размечая эти матрицы в светофорные цвета по шкале красный-желтый-зеленый-голубой-фиолетовый, которыми показывается степень "перегретости и переохлажденности" ситуации в определенной диагностической точке организации. Сопоставимость методик позволяет видеть организацию в разных аспектах, сравнивать ее с другими организациями, а также видеть динамику ее параметров в разных горизонтах времени: оперативном, тактическом и стратегическом. Повторение диагностик и сопоставление их результатов позволяет увидеть динамику опасностей во времени и результативность предпринятых управленческих воздействий.
Поскольку все диагностические методики являются продуктом одного и того же модуля "Диагностический генератор", они совместимы друг с другом и могут представляться совокупно в виде интерактивных карт риска. "Дорожная Карта" выдает гипотезы о проблемах организации и руководителя-пользователя в виде:
интерактивных карт проблемных зон;
сигналов о приближении к критическим индикаторам рисков;
характеристик стейкхолдеров;
социограмм;
карт различия мнений руководителя и стейкхолдеров;
списков проблемных подразделений;
карт проблемных зон миссий, выполняемых организацией;
графиков динамики проблемных зон во времени;
рекомендаций о возможных ответах на актуальные риски;
оценки состояния ценностей организации;
текстовых отчетов о результатах диагностик;
...
Логика диагностики и набор средств представления выходной информации поддаются постепенному улучшению от версии к версии, а также - адаптации к нуждам конкретной организации.
"Дорожная Карта" самообучается и автоматизируется по мере использования по следующим направлениям:
не требует платного обучения сотрудников;
стейкхолдеры набирают опыт в диагностике и тренируются мыслить в едином формате;
накапливается база данных и пополняется контейнер диагостических методик;
уточняются списки гипотез, критериев и типовых рекомендаций;
расширяется круг диагностируемых сфер жизни организации;
проверенные диагностики автоматизируются по управляемому графику;
самоуточняется под специфику организации, врастая в нее по мере использования;
углубляется и инструментально усиливается логика диагностики.
Кроме того, по мере ее использования, "Дорожная карта" адаптируется к особенностям сферы интересов использующего ее руководителя, она может уточняться отраслевыми версиями и развиваться версиями со все более углубляющейся логикой блока "Диагност".
Переводу в совместимый формат поддаются:
Калькулятор рискованности успешной фирмы (Симмонс);
Базельские методики для банков;
Карты распределения ответственности (программа Аполлон);
Матрицы рыночного позиционирования (МакКинси, BCG);
Комплекс диагностики по финансовым коэффициентам;
Методики портфельного анализа;
Психологические тесты совместимости личностей (Бриггс-Майерс);
Морфологические эвристические матрицы (Цвикки);
Таблицы оценки и классификации рисков (Вяткин, Гамза);
Тесты оценки рискового аппетита стейкхолдеров (Вяткин);
Профилирование стилей управления;
Матрицы-домики качества и нововведений (Хаузер, Клаузинг);
Матрица товар-рынок (Ансофф);
Тесты управленческой квалифицированности сотрудников;
Бенчмаркинг;
Скоринг (сбалансированная система показателей Каплана, Нортона);
...
По мере пополнения контейнера методик и их локализации пользователями "Дорожной Карты" могут стать все руководители среднего и высшего звена всех организаций.
По данным национальных статистических обзоров экономически развитых стран, около 1% населения относятся к катергории управленческих работников среднего и высшего звена, для которых предназначена "Дорожная Карта". Это значит, что в мире насчитывается до 50 миллионов потенциальных пользователей этого продукта. Еще примерно столько же учатся по управленческим специальностям и входят в кадровые резервы управления организаций.
Состояние проекта "Дорожная Карта" в настоящее время:
Готова интегративная теория управленческой диагностики рисков организации (см. книгу: Вяткин В., Гамза В., Маевский Ф., Риск-менеджмент: Превентивное управление. - М., АП "Наука и образование", 2013);
Проведены аудиторные эксперименты на группах МВА в трех школах бизнеса в США и в Москве (РАНХГС и Банковская школа ВШЭ). Эти эксперименты показали, что, во-первых, люди быстро усваивают логику диагностического подхода; во-вторых, оценки одной и той же ситуации, выдаваемые разными группами, исходно весьма близки и быстро сходятся к очень близким результатам при повторном применении после минимального обучения;
Авторство "Дорожной Карты" закреплено публикациями в США и России;
Готовы графические алгоритмы и первичные псевдокоды подпрограмм;
Началось программирование базовой программы;
Началась разработка версий Университет, Коммерческий банк, Промышленная компания и Нефтяная компания.
Авторам представляется, что крупные финансовые, промышленные и консалтинговые компании могли бы поддержать описанный проект с пользой для себя и своей корпоративной клиентуры. В результате в короткие сроки будет:
создана виртуальная лаборатория по управленческой диагностике - будет развиться внутренняя логика "Дорожной Карты", её отраслевая привязка. Иначе говоря, будет создан мощный программный продукт, поддерживающий диагностическую технологию управления и помогающий повышать общую производительность труда во всех организациях;
создана рыночная версия программы "Дорожная Карта" и соответствующая техническая и методическая документация.
Создание новых совместимых методик управленческой диагностики превратится в устойчиво развивающийся бизнес с высокой коммерческой мощностью, сравнимой с такими популярными программами, как MS Excel и MS Visio, включенными в программный пакет Microsoft Office.
Речь идет о новой технологии целостного диагностичного управления. Это технология превентивного управления, повышающая точность, социальную адаптивность и оперативность управления. Это путь к реализации подлинно коллегиального управления. Интеграция результатов науки управления ХХ-го века должна и может дать веку ХХI-му качественно новую технологию управления. Бизнес-сообщество России имеет возможность принять участие в наукоемком проекте, способном начать настоящий прорыв в организационной технологии управления.
В. Вяткин, В. Гамза, Ф. Маевский
Аналитический банковский журнал, 2013, N 03(206), стр. 62-65