Так, пока идут споры по поводу бюджета на следующий год, члены Столыпинского клуба на очередном заседании также высказали свое мнение и критику в адрес проекта бюджета и предложили меры по стимулированию роста экономики.
На заседании клуба отмечалось, что, несмотря на рост ВВП в рублях, доля России в мировом ВВП снижается.
Кроме того, отмечается ухудшение и по другим показателям: сокращение числа рабочих мест (минус 6,8 млн в период с 2011 по 2015 гг.), сокращение реальных располагаемых доходов населения за 2 года (с III квартала 2014 г. по III квартал 2016 г.) на 11%, число бедных по границе бедности США (менее $400 в месяц) составляет 55% населения РФ.

Помимо этого, председатель президиума Столыпинского клуба, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов отметил тот факт, что объем кредитования в стране падает, а просрочка растет.
Так, за период с 2014 по 2016 гг. объем просроченной задолженности юридических лиц выросла почти на 85%. Просроченная задолженность физических лиц выросла почти на 52%.

В ходе дискуссии также был отмечен тот факт, что Россия наращивает сырьевую зависимость, а прямые иностранные инвестиции практически прекратились.
Если говорить о благосостоянии населения, то важным показателем является то, что растет задолженность населения по оплате услуг ЖКХ, что обусловлено ростом тарифов и снижением доходов.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
Титов: низкая ключевая ставка не панацея
Песков: власти учтут идеи "столыпинцев" и Кудрина
Экономике роста подготовят среду
Такая безрадостная ситуация в экономике страны, по мнению членов Столыпинского клуба, негативно влияет как на население страны, так и на бизнес и инвестиции в российскую экономику.
Как отметил член Президиума Столыпинского клуба, заведующий кафедрой экономической теории и политики ВШКУ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Правительстве РФ Абел Аганбегян, в плане на 2016 г. объем расходов был запланирован на уровне 16,8 трлн руб., однако был сокращен до 16,18 трлн руб.
При сохранении уровня инфляции до 4% на протяжении трех лет, сокращение расходов составит 15% ВВП, что приведет к сокращению ВВП на 3-4% каждый год при сохранении текущего распределения финансирования по секторам.

Он также подчеркнул необходимость перераспределения статей расхода в бюджете, а именно сократить финансирование тех статей, которые не толкают экономику вперед, и направить на те статьи, которые стимулируют ее рост.
Нет плана мероприятий
Для преодоления сложившейся ситуации и для того, чтобы остановить ухудшение экономической ситуации, необходим ряд мер, направленных на стимулирование роста.
Члены Столыпинского клуба отмечают что стратегия социально-экономического развития России до 2035 г. должна была быть сформирована в феврале 2016 г., однако ее разработка была перенесена на 2018 г., поэтому бюджетный прогноз 2035 г. основывается не на стратегии социально-экономического планирования, а на долгосрочном прогнозе Минэкономразвития.
По мнению Столыпинского клуба, этот долгосрочный прогноз закладывает усиление отставания России от развитых и развивающихся стран, так как темпы роста ВВП России будут в среднем на 1,4 процентного пункта ниже, чем темпы роста мировой экономики.
Проблем заключается в том, что под этот прогноз закладываются бюджетные ресурсы, что автоматически лишает нашу страну возможностей для проведения полноценных реформ и принятия комплексной программы социально-экономического развития.
Приоритет обеспечения бюджетной стабильности над развитием экономики фактически предлагается распространить на долгосрочную перспективу, что, по мнению членов клуба, приведет к сокращению уровня и качества жизни населения, снижению расходов и доходов бюджета, а также снижению доли РФ в мире до 1,4%.
Согласно прогнозу доходы бюджета сократятся с 33,3 трлн руб. до 29,9 трлн руб., то есть на 10%. При этом Минфин предлагает принять меры по расширению налогооблагаемой базы за счет снижения тени "теневого" сектора экономики, улучшения налогового и таможенного администрирования, пересмотра неэффективных налоговых льгот.
Фактически Минфин добивается повышения собираемости налогов.
Члены Столыпинского клуба делают вывод о том, что никаких мер стимулирования роста не предлагается, а это, по их мнению, связано с отсутствием стратегии социально-экономического развития России до 2035 г.
В качестве основы для разработки краткосрочного бюджетного прогноза берется базовый вариант социально-экономического прогноза, который предполагает сохранение текущих негативных тенденций в экономике.
Помимо этого, члены Столыпинского клуба отмечают, что целевой вариант прогноза Минэкономразвития не содержит плана мероприятий по стимулированию экономического роста, устранению существующих макроэкономических и демографических рисков, который бы позволил говорить об обоснованности такого прогноза.
Подобное мнение высказала глава Счетной палаты Татьяна Голикова.
На заседании правительства она заявила: "По нашему мнению, существуют риски недостижения прогнозируемых объемов и темпов роста ВВП в 2017-2019 гг. в связи с недостаточной обоснованностью в прогнозе факторов, обеспечивающих восстановление экономического роста в плановом периоде. В соответствии с базовым вариантом прогноза (Минэкономразвития - прим. ред.) темп роста ВВП в 2017 г. должен составить 100,6%, а в 2018 г. - 101,7%, в 2019 г. - 102,1%, в 2016 г. по оценке - 99,4%".
Прогноз не предполагает плана по устранению рисков снижения численности населения России, особенно в трудоспособном возрасте. Отмечается и отсутствие мер по повышению ожидаемой продолжительности жизни.

В целевом варианте просто отмечается, что численность населения может оставаться стабильной на прогнозируемом отрезке времени.
Критику со стороны членов клуба вызвал и тот факт, что в прогнозе Минэкономразвития содержатся разрозненные отраслевые мероприятия, которые не формируют единой программы социально-экономического развития.
Как отметил член Президиума Столыпинского клуба, заместитель председателя "Внешэкономбанка" Андрей Клепач, бюджет, составленный на базе таких исходных данных, может привести к крайне негативным последствиям в стране, что приведет к росту социальной напряженности в течение ближайших двух лет.
Критика денежно-кредитной политики
Если говорить о кредитно-денежной политике, то она, по мнению Столыпинского клуба, также не имеет задачи стимулирования роста экономики.
Отмечается необходимость перехода к инвестиционно-инновационной модели развития экономики, однако при этом сохраняется жесткая монетарная политика, при которой значительный рост инвестиций невозможен, отмечалось на заседании клуба.
Критику вызвало и отсутствие плана мероприятий по развитию фондового рынка и рынка производных финансовых инструментов, обеспечению реального сектора доступными кредитными ресурсами, снижению волатильности курса рубля.
Основные меры направлены на повышение собираемости налогов и неналоговых платежей, рост налоговой нагрузки. При этом та часть документа, которая относится к стимулированию роста экономики, не является достаточной и не обеспечивает роста инвестиций.
Что делать?
Члены Столыпинского клуба в ходе дискуссии пришли к выводу о том, что в основу бюджетного планирования должна лечь комплексная программа социально-экономического развития.
Целью такой программы должно стать достижение к 2018 г. среднемировых темпов роста и дальнейшее их повышение. Кроме того, в программе необходимо связать воедино отраслевые и территориальные стратегии, денежно-кредитную, налоговую и социальную политику.
Кроме того, члены клуба особенно подчеркивают тот факт, что бюджет должен быть нацелен на развитие и экономический рост, а не на стагнацию.
Дело в том, что в настоящий момент ключевые ведомства сосредоточены на сокращении расходов и не имеют планов по повышению их эффективности. Помимо этого, особый акцент делается на повышение налоговых поступлений за счет роста собираемости и налоговой нагрузки.
При этом, как отметили в ходе беседы, у обоих кандидатов в президенты США программы включали меры по снижению налогов.
В целом Столыпинский клуб разработал собственную программу, которая включает ряд мер, в частности регулирование деятельности самозанятого населения, предложения по повышению доходов в бюджет, а также ряд других мероприятий, направленных на стимулирование роста экономики России.
В дискуссии на заседании принял участие член Президиума Столыпинского клуба Владимир Гамза, управляющий партнер DDP GROUP, заместитель проректора по науке Финансового университета при Правительстве РФ, председатель Комитета ТПП России по финансовым рынкам и кредитным организациям, сопредседатель Комитета Деловой России по денежно-кредитной политике.
Подробнее: http://www.vestifinance.ru/articles/77401?id=77401