1.Отсутствие системного гражданского законодательства о проектном финансировании.
В настоящее время в законодательстве (в основном, в Гражданском кодексе РФ и законе «О рынке ценных бумаг») имеются отдельные элементы проектного финансирования, предусмотренные, в основном, для функционирования на фондовом рынке.
Так, целями и предметом деятельности специализированного финансового общества являются приобретение имущественных прав требовать исполнения от должников уплаты денежных средств (далее - денежные требования) по кредитным договорам, договорам займа и (или) иным обязательствам, включая права, которые возникнут в будущем из существующих или из будущих обязательств, приобретение иного имущества, связанного с приобретаемыми денежными требованиями, в том числе по договорам лизинга и договорам аренды, и осуществление эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований. Целями и предметом деятельности специализированного общества проектного финансирования являются финансирование долгосрочного (на срок не менее трех лет) инвестиционного проекта путем приобретения денежных требований по обязательствам, которые возникнут в связи с реализацией имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, с оказанием услуг, производством товаров и (или) выполнением работ при использовании имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, а также путем приобретения иного имущества, необходимого для осуществления или связанного с осуществлением такого проекта, и осуществление эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества (ст. 15.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ).
Однако, в законе «О банках и банковской деятельности» проектное финансирование даже не упоминается, а в перечне банковских операций такой вид финансирования кредитными организациями не предусмотрен.
Исправить существующее положение можно только принятием специального закона (как во всем цивилизованном мире) о проектном финансировании и внесением соответствующих изменений в законодательство, прежде всего, в банковское.
2.Отсутствие в нормативных правовых актах Банка России понятия проектного финансирования и, соответственно, его специального регулирования.
Все банковское проектное финансирование (несмотря на это красивое название) сегодня фактически и юридически осуществляется как инвестиционное кредитование с соблюдением требований, предъявляемых Банком России к стандартным кредитам, что противоречит самому понятию проектного финансирования.
Учитывая, что проектное финансирование – это инвестиционная (а не кредитная) деятельность, необходимо внести кардинальные изменения в банковское законодательство и предусмотреть специальный вид банковских операций – проектное финансирование с соответствующим регулированием.
3.Постановление Правительства № 1044 от 11.10.2014 (ПП-1044) не учитывает изложенные выше обстоятельства и поэтому является недостаточно юридически обоснованным механизмом финансирования инвестиционных проектов.
Призыв Правительства к банкам заниматься проектным финансированием не создает необходимых условий для этого: особого порядка применения обязательных нормативов Банка России к таким операциям. В условиях наличия у банков проблем с капиталом, у них нет стимула рисковать капиталом для проектного финансирования, а на самом деле - инвестиционного кредитования.
Большинство отзывов лицензий Банком России у кредитных организаций в последнее время основано на резком снижении уровня капитала банка в связи с жесткой оценкой Банком России качества инвестиционных кредитов.
Нормативные документы Банка России сегодня являются фактически запретительными для осуществления банками реальной инвестиционной деятельности в виде прямых инвестиций, прежде всего, проектного финансирования. Именно поэтому большинство сделок по проектному финансированию российских крупных корпораций осуществляется зарубежными финансовыми организациями в иностранных юрисдикциях.
4.ПП-1044 налагает на банки избыточные обязательства по контролю и ответственность за конечный результат реализации инвестиционного проекта, предлагая за это возможность получить лишь 2,5% годовых дохода (не прибыли).
Такое жесткое ограничение доходности по очень рискованным инвестиционным проектам (особенно сейчас в условиях кризиса) не компенсируется низкой ставкой рефинансирования таких проектов Банком России.
Если у банка есть надежный клиент с эффективным инвестиционным проектом, банк сам прокредитует такой проект под приемлемую для него доходность и легко получит рефинансирование в ЦБ, не налагая на себя никаких дополнительных обязательств.
5.Предусмотренная ПП-1044 государственная гарантия лишь на 25% финансирования инвестиционного проекта не является для банков привлекательной ни по объему гарантии, ни по условиям ее выпуска и возможной реализации.
Обязательства банка по контролю за реализацией инвестиционного проекта прописаны так, что он всегда будет виновен в том, что проект не состоялся, и, следовательно, не сможет получить возмещение по гарантии.
6.ПП-1044 установил совершенно необоснованный уровень отбора банков с капиталом более 100 млрд. руб.
У немногочисленных (в основном, государственных) банков с капиталом более 100 млрд. руб., как правило, нет проблем с ликвидностью и получением рефинансирования в Банке России, что является главным стимулом для банков в ПП-1044. Такие проблемы есть у средних банков с капиталом от 10 млрд. руб., и такие банки для удержания хороших клиентов будут готовы работать в рамках данного механизма по ПП-1044.
Чтобы не обманывать самих себя и не создавать иллюзий, вещи надо называть своими именами. Поэтому названное Постановление Правительства РФ необходимо привести в полное соответствие с реальностью – возможностью банков сегодня осуществлять лишь инвестиционное кредитование. А если мы хотим, чтобы наши кредитные организации занимались еще и проектным финансированием, давайте срочно подготовим и примем комплексное законодательство о проектном финансировании (кстати, соответствующий законопроект уже три года пылится в Минэкономразвития России).