Эксклюзив
Гамза Владимир Андреевич
24 августа 2015
2353

Проектное финансирование должно стать стандартной инвестиционной банковской операцией (проблемы реализации Постановления Правительства РФ № 1044 от 11.10.2014)

 

1.Отсутствие системного гражданского законодательства о проектном финансировании.

В настоящее время в законодательстве (в основном, в Гражданском кодексе РФ и законе «О рынке ценных бумаг») имеются отдельные элементы проектного финансирования, предусмотренные, в основном, для функционирования на фондовом рынке.

Так, целями и предметом деятельности специализированного финансового общества являются приобретение имущественных прав требовать исполнения от должников уплаты денежных средств (далее - денежные требования) по кредитным договорам, договорам займа и (или) иным обязательствам, включая права, которые возникнут в будущем из существующих или из будущих обязательств, приобретение иного имущества, связанного с приобретаемыми денежными требованиями, в том числе по договорам лизинга и договорам аренды, и осуществление эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований. Целями и предметом деятельности специализированного общества проектного финансирования являются финансирование долгосрочного (на срок не менее трех лет) инвестиционного проекта путем приобретения денежных требований по обязательствам, которые возникнут в связи с реализацией имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, с оказанием услуг, производством товаров и (или) выполнением работ при использовании имущества, созданного в результате осуществления такого проекта, а также путем приобретения иного имущества, необходимого для осуществления или связанного с осуществлением такого проекта, и осуществление эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований и иного имущества (ст. 15.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ).

 

Однако, в законе «О банках и банковской деятельности» проектное финансирование даже не упоминается, а в перечне банковских операций такой вид финансирования кредитными организациями не предусмотрен.

Исправить существующее положение можно только принятием специального закона (как во всем цивилизованном мире) о проектном финансировании и внесением соответствующих изменений в законодательство, прежде всего, в банковское.

2.Отсутствие в нормативных правовых актах Банка России понятия проектного финансирования и, соответственно, его специального регулирования.

Все банковское проектное финансирование (несмотря на это красивое название) сегодня фактически и юридически осуществляется как инвестиционное кредитование с соблюдением требований, предъявляемых Банком России к стандартным кредитам, что противоречит самому понятию проектного финансирования.

Учитывая, что проектное финансирование – это инвестиционная (а не кредитная) деятельность, необходимо внести кардинальные изменения в банковское законодательство и предусмотреть специальный вид банковских операций – проектное финансирование с соответствующим регулированием.

3.Постановление Правительства № 1044 от 11.10.2014 (ПП-1044) не учитывает изложенные выше обстоятельства и поэтому является недостаточно юридически обоснованным механизмом финансирования инвестиционных проектов.

Призыв Правительства к банкам заниматься проектным финансированием не создает необходимых условий для этого: особого порядка применения обязательных нормативов Банка России к таким операциям. В условиях наличия у банков проблем с капиталом, у них нет стимула рисковать капиталом для проектного финансирования, а на самом деле - инвестиционного кредитования.

Большинство отзывов лицензий Банком России у кредитных организаций в последнее время основано на резком снижении уровня капитала банка в связи с жесткой оценкой Банком России качества инвестиционных кредитов.

Нормативные документы Банка России сегодня являются фактически запретительными для осуществления банками реальной инвестиционной деятельности в виде прямых инвестиций, прежде всего, проектного финансирования. Именно поэтому большинство сделок по проектному финансированию российских крупных корпораций осуществляется зарубежными финансовыми организациями в иностранных юрисдикциях.

4.ПП-1044 налагает на банки избыточные обязательства по контролю и ответственность за конечный результат реализации инвестиционного проекта, предлагая за это возможность получить лишь 2,5% годовых дохода (не прибыли).

Такое жесткое ограничение доходности по очень рискованным инвестиционным проектам (особенно сейчас в условиях кризиса) не компенсируется низкой ставкой рефинансирования таких проектов Банком России.

Если у банка есть надежный клиент с эффективным инвестиционным проектом, банк сам прокредитует такой проект под приемлемую для него доходность и легко получит рефинансирование в ЦБ, не налагая на себя никаких дополнительных обязательств.

5.Предусмотренная ПП-1044 государственная гарантия лишь на 25% финансирования инвестиционного проекта не является для банков привлекательной ни по объему гарантии, ни по условиям ее выпуска и возможной реализации.

Обязательства банка по контролю за реализацией инвестиционного проекта прописаны так, что он всегда будет виновен в том, что проект не состоялся, и, следовательно, не сможет получить возмещение по гарантии.

6.ПП-1044 установил совершенно необоснованный уровень отбора банков с капиталом более 100 млрд. руб.

У немногочисленных (в основном, государственных) банков с капиталом более 100 млрд. руб., как правило, нет проблем с ликвидностью и получением рефинансирования в Банке России, что является главным стимулом для банков в ПП-1044. Такие проблемы есть у средних банков с капиталом от 10 млрд. руб., и такие банки для удержания хороших клиентов будут готовы работать в рамках данного механизма по ПП-1044.

Чтобы не обманывать самих себя и не создавать иллюзий, вещи надо называть своими именами. Поэтому названное Постановление Правительства РФ необходимо привести в полное соответствие с реальностью – возможностью банков сегодня осуществлять лишь инвестиционное кредитование. А если мы хотим, чтобы наши кредитные организации занимались еще и проектным финансированием, давайте срочно подготовим и примем комплексное законодательство о проектном финансировании (кстати, соответствующий законопроект уже три года пылится в Минэкономразвития России).

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован